перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Герои

«Хаос — необходимое условие развития, этого в России не понимают»

Антон Кривуля и Марика Чайка из группы «Котята» говорят о хаосе, живописи и России

  • — Здравствуйте, Антон. Были ли треки на «Пальме» действительно записаны как импровизации? Если да, мне кажется, было бы очень здорово, если бы вы вы составили ваш небольшой путеводитель по импровизационной музыке: 10–12 ютьюбов или альбомов с краткими комментариями, почему это плохо или хорошо.

— Предлагаем поговорить про хаос. Обсуждать чужую музыку мы не готовы. Мы (Марика Чайка и Антон Кривуля. — Прим. ред.) в основном говорим про хаос, Россию и живопись. Еще мы можем нарисовать ответы на вопросы.

  • — Хорошо, давайте поговорим про хаос, присылаю вам все вопросы сразу. Помните ли свое первое знакомство с хаосом (в самом примитивном значении этого слова — хаос как противоположность порядку) на эмоциональном уровне? То есть момент, когда вы встретили в мире дикий беспорядок и почувствовали: это хаос. Если да, что это был за момент?

— Я не стану описывать подробности нашего путешествия. Оно было очень удачно (здесь и далее в тексте авторская орфография сохранена. — Прим. ред.). Морское шуршание и асфальтные медузы — мне 4 года. «А нет ли у вас одноногого?» — воскликнула одна из них. «Приезжай в мою хижину, никто не будет знать» и т. д.

К вечеру восходит закатное солнце. Прыгаем, отбиваем ритм для битбокса обычной ручкой.

Кошачья лапка. Другой голос, безусловно, принадлежал моему приятелю в красном колпаке. Протяжность допускает различной степени. Наша длительность — это не мгновение, идущее на смену другому мгновению, ибо тогда мы имели бы только настоящее, тогда было бы невозможно продолжения прошлого в настоящем, не было бы развития и конкретной длительности. Длительность — это непрерывный прогресс прошлого, пожирающего будущее и растущего по мере движения вперед. Маленький кит и крокодилы каждый день.

— Вам восемь лет, а мне семнадцать било. Иногда происходит замещение памяти. Дальше — центры, бизнес, защита Белого дома, птицы. В данном здесь низком расположении происходящие от верхних тонов дрожания не столь действительны. Наоборот, когда мы полагаем, что мы представляем себе хаос, т. е. такое состояние вещей, когда физический мир не подчиняется законам, что именно мы думаем при этом? Мы воображаем тогда, что факты появляются и исчезают по своему капризу. Сперва мы думаем о физическом мире, как он обычно дан нашему сознанию, когда действия и причины вполне пропорциональны одни другим; затем посредством целого ряда произвольных декретов мы увеличиваем, уменьшаем, уничтожаем эту пропорциональность, так что наконец получается то, что мы называем беспорядком. В действительности мы заменили здесь механизм природы волевой деятельностью, взамен автоматического порядка мы поставили множество элементарных воль, ровно столько, сколько мы представляем себе появлений и исчезновений явлений.

  • — Тогда же вы говорили: «Все медиа спеклись вместе, ничего не понятно». Что изменилось за два года, как вам кажется?
— Майдан и басбит. С этой точки зрения какой-нибудь отдельный мир вроде нашей солнечной системы, по-видимому, каждую минуту утрачивает долю содержащейся в нем способности к изменениям. Вначале он обладал максимальной способностью к утилизации энергии, но она все время непрерывно уменьшалась. Идея сотворения кажется крайне темной, если мы будем думать о вещах, которые были сотворены, и о творящей их вещи — как это делается обыкновенно и как не может не делать этого наш разум. Разъяренный сын, размахивая топором, помчался к убийце, однако собственные товарищи схватили его и общими усилиями придавили к земле; когда к удерживаемому в лежачем положении сыну с топором наперевес приблизился сам убийца, с ним поступили точно так же. Обоих мужчин держали до тех пор, пока не убедились, что попытками высвободиться и яростными криками они окончательно истощили свои силы и их можно отпустить.

  • — Какая форма власти в творческом коллективе для вас наиболее приемлема: авторитаризм, диктатура, демократия, анархия?
— Бдыщь-мяу. (Отвечает картинкой.)
  • — «Туман» из второго и пятого треков — это хаос? (Если это один и тот же туман.) Как хаос соотносится с этим туманом?

— Благородный хаос и дисциплина — вот основа. Мы очень любим хаус, любим колбаситься. Хаус любит нас тоже, нам так кажется. Но нам негде в Москве любить друг друга. В России вообще. Москва. Россия. Электронная сцена. Нигде. Только хлеб. Поэтому рожь пока в России. И туман тоже.

  • — Импровизация и хаос — для вас это одно и то же? Как вы разделяете эти понятия? Что в ваших композициях противостоит хаосу? Несмотря на их изменчивую природу, ритм и основа у каждого трека вполне определенные и однородные. Есть ли у вас наброски в голове, или каждый звук рождается при взаимодействии с инструментом? Предполагает ли хаос в музыке какое-либо повторение?

— (Отвечает видеороликом.)

  • — «Я принимаю хаос, но не уверен, принимает ли он меня», — говорил Боб Дилан. Принимаете ли вы хаос? Принимает ли он вас?
— Скорее можно сравнить это творение с каким-нибудь жестом, напр., с поднятием руки: когда, напр., рука предоставляется самой себе, она падает, но все же в ней сохраняется часть одушевлявшей ее воли, стремящейся поднять ее. Этот образ творческого жеста, который затем прекращается, дает нам более точное представление того, о чем мы говорили. А жизненной деятельности будет при этом соответствовать то, что в измененном движении остается от первоначального движения, т. е. жизненная деятельность представляет действительность, которая творит себя самое среди окружающего распадения.

  • — Хаос некоторые считают исключительно бедой и вредом. Как вы формулируете, хаос в творчестве для вас вреден или полезен? Если да, то как? Вообще, хаос для вас — это проблема? Это страшно? Он вас раздражает или нет? Как связаны хаос и свобода?
— Наша свобода — принимать хаос. Процесс как система с включенным в нее хаосом становится устойчивым, хаос вносит в него баланс и развитие. Хаос — необходимое условие развития, этого в России не понимают. Нужно насаждать хаос, создавать подкладку хаоса подо всей внешней жизнью. Идешь по улице и знаешь, что за углом тебя ждет родной хаос. 

  • — Музыку последних лет часто ругают за предсказуемость и неспособность изумлять. Часто можно услышать такое мнение: все уже сыграно, новых звуков и идей нет, идет перерабатывание старого. Мне кажется, сейчас в поп-музыке больше хаоса, но из него почему-то не рождается ничего принципиально нового. Согласны ли вы с этим, и почему да или нет? Какая музыка хаотичнее, краутрок 1960-х или импровизационная электроника 2010-х?
— Я думаю, живопись надо выращивать. 

  • — Какую музыку из того, что вы слушали в последнее время, вы можете назвать какофонией? Как вам кажется, справедливо ли сейчас вообще так называть какую-либо музыку?
— В десять часов! — воскликнул он. — Осталось шесть часов. Мы еще им
покажем!

И вскочил на ноги, но сейчас же покачнулся и схватился за горло. Так стоял он, пошатываясь, несколько мгновений, потом с каким-то странным звуком всей тяжестью грохнулся на пол. Флуоресцентная краска и точки.

  • — Почему ваш альбом выходит на аудиокассете?
— Потому, что аудиокассета шуршит. Нам нравится бирюзовая вода из кокоса. Было бы классно выпустить на видеокассете, но видеокамера сломалась. 

  • — Как вы представляете себе хаос, в котором, исходя из космогонического мифа, заключался источник жизни мира? Можете нарисовать или описать.

— (Отвечает картинкой.)

  • — «С самого детства я справляюсь с хаосом с помощью музыки», — говорил недавно нам в интервью Кевин Мартин (The Bug). Вы тоже так делаете? Воспринимаете ли вы творчество как попытку справиться с хаосом?
— В воде круто, она помогает. Водичка, кофе и Anti-G. Еще помогает голосовая примочка с лупером и наш синий цвет, который иногда зеленый. Пробуждение на рассвете.

  • — «А вот недурная тактика: вызвать хаос, а потом выступить в качестве порядка» — эти строчки из трека «Моха» связаны с чем-то определенным? 
— Кто так работает над собой, тому никогда не удастся использовать свои хаотические «знания» для тех целей, которые возникают перед ним в каждый данный момент. Его умственный балласт расположен не по линии жизни, а по линии мертвых книг. И хотя жизнь много раз будет наталкивать его на то, чтобы взять из книг действительно ценное, этот несчастный читатель сумеет только сослаться на такую-то страницу прочитанного в книге, но не сумеет применить ее к жизни. В каждую критическую минуту такие мудрецы в поте лица ищут в книгах аналогий и параллелей и, конечно, неизбежно попадают пальцем в небо.

  • — Живете ли вы с ощущением, что окружающая вас повседневная реальность становится все более хаотичной? Связано ли это с местом проживания? Усиливается или уменьшается это ощущение в других городах и странах?
— Быт противоположен хаосу. Хаос — это праздник. В России — России — Новый год праздник.

  • — Почему вы сейчас готовы говорить только про хаос, Россию и живопись? Связано ли это с названием «Котята», с самостоятельностью котов и с их хаотичным поведением?

— عن عبدالله بن عمرو قال )قال النبي صلى الله عليه وسلم الراحمون يرحمهم الرحمن ارحموا من فى الأرض يرحمكم من فى السماء الرحم شجنة من الرحمن فمن وصلها وصله الله ومن قطعها قطعه الله(

Это все.

  • Презентация Презентация альбома «Котят» пройдет 28 июня в клубе «Культ», вход свободный
Ошибка в тексте
Отправить