перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Герои

Чейз, ATL, Яникс и другие герои русского трэпа

Стрекочущая перкуссия, низкочастотный синтетический гул, расторможенный ритм, басовитый речитатив — у востребованного электронного подвида хип-хопа под названием «трэп» есть свои адепты и в России. «Волна» нашла семерых из них и узнала, что такое русская трэп-культура.

4eu3

Фотография: vk.com/beat4eu3

Кто это

Читается «Чейз». Петербургский модник, битмейкер, скандалист, организатор серии трэп-вечеринок AVG (расшифровывается нецензурно — «… [удивимся] вместе гэнг»). Полтора года назад они стали хитом сезона в Петербурге, а потом добрались и до Москвы — причем на первой же случилась давка и аншлаг. Время от времени Чейз публикует микстейпы, собранные из треков молодых трэп-деятелей, тем самым популяризуя этих самых деятелей. Безусловно, главный двигатель и пассионарий всей «новой волны» русского рэпа.

Прямая речь

«В Санкт-Петербурге даже дышится по-другому. Мы тут солнца по восемь месяцев не видим, и вечно идет дождь. Ну и, конечно, это город-порт — здесь ну очень дешевые наркотики. Отсюда эта вечная мистика в треках и сопли. А вечеринки в Питере отличались раньше только своим безумием, Москва быстро догнала. Хотя оригинал всегда будет лучше репродукции. Мы смотрим на все эти вечеринки и смеемся — косят во всем, начиная тремя буквами в названии и заканчивая видеоотчетами в нашем стиле.

Тусовка действительно есть. Биг Рашн Босс, ATL, Яникс, Hash Tag и так далее. Они все общаются, делают фиты, поддерживают друг друга — и это очень круто. Я специально записываю свои микстейпы, чтобы как можно больше людей услышало молодых самобытных артистов вместо старых, из трека в трек пишущих уже много лет одно и тоже старожилов нашего любимого русского рэпа. Новая волна? Да, все к этому и идет. У меня помещается в руке всемирная библиотека — я не хочу слышать песни про девяностые. Например, Смоки Мо уже обращается за музыкой к битмейкеру, пишущему для всей вышеперечисленной бригады.

Я думаю, у людей должен пропасть постоянный хейт ко всему и вся. Все новое пугает и автоматически раздражает. У нас мало звезд и героев, мало образов интересных, мало кому в треках искренне веришь. Посмотрите, как они работают на сцене. Где шоу? Нужно больше мотивации для людей, потому что очень мал процент артистов, которые могут жить на деньги от рэпа. Но сейчас появляется куча лейблов, эта музыка изо всех машин играет, все идет своим ходом. Нужно только время».

Примерно так проходят вечеринки AVG

ATL

Фотография: vk.com/atl_fckswg

Кто это

Человек из города Новочебоксарска лихо читает под семплированных Бенни Бенасси или Хадсона Мохоука. При всей танцевальности треки ATL совсем не «музыка для ног» —  в них он по-кинчевски рефлексирует о стране, своем поколении и других серьезных вещах. Как признается сам автор, «сильнее музыки меня интересуют только книги».

Прямая речь

«Вы говорите про танцевальный рэп, но нормальный русский рэп, по моему мнению, как раз и должен призывать раскачивать башку — как снаружи, так и изнутри. А пока что понятие «настоящий русский рэп» сводится к квадратному «бу-бу-бу» на такие же квадратные «тун-тыщ-тудун-тун-тыщ». Есть, конечно, отдельные коллективы типа «Чаян Фамали» — но они позиционируют себя больше как дансхолл, просто варятся в околохип-хоповой тусовке. Так же, по четко заданному курсу, двигает локтями L’One. Вот от них я и ожидаю чего-то более или менее вразумительно-танцевального. Еще есть, были и будут разношерстные единицы и тусы, которые задаются извечными вопросами типа «где лучшие тусовки», у них тоже есть свои тусы. А в основном русский трэп — это, конечно, «бла-бла-бла» по слогам о своих вымышленных спутниках жизни типа Givenchy, Rick Owens, Ferrari, Lambo и так далее. Это все так убого, что аж самому стыдно. Единственный русский артист, близкий мне по духу, — это Hash Tag.

Никакой четкой формулы написания трека у меня нет. Точнее, она постоянно эволюционирует. Главное — вовремя отнять от душеньки нужные семплы и постоянно скачивать новые в банк. Лично мне это дается сравнительно легко. Берешь битос, открываешь «Заметки» и изливаешься в творческом оргазме.

Я не сказал бы, что слежу за творчеством каких-то откровенно электронных коллективов. Вот в плеере у меня два последних альбома Crystal Castles, Major Lazer с Ля Ру, Argaman — это как прогулки по кислотному лесу. Omnimotion нравится, люблю иногда эмбиент послушать — напоминает о старом добром Новочебоксарске. Последний альбом Daft Punk на одном дыхании послушал. Ну и, конечно же, «Yeezus».

«Глаза в небо», трек, в котором слышны еще и поп-претензии артиста

Yanix

Фотография: vk.com/yanix_group

Кто это

20-летний москвич, сочиняющий, по своему же собственному выражению, «… [заковыристый] рэп». Его принято обвинять в прямом переводе строчек Френч Монтаны, Тайги и других зарубежных коллег, при этом достаточно послушать несколько треков Яникса, чтобы понять, что сочинитель он вполне самобытный — как в плане рифмовки (непрерывное перечисление имен, брендов и жаргонизмов), так и в плане сюжетов.

Прямая речь

«В Россию вся музыка приходит с Запада с отставанием в некоторое количество лет. Наш жанр, конечно, не исключение. Причина в том, что наша страна серьезно отстает от Запада в музыкальном плане. Благодаря интернету сейчас это отставание сокращается все быстрее и быстрее. Еще лет пять назад люди абсолютно не были готовы к такому звуку, а сейчас наше время пришло. Я думаю, что русский рэп может рассказывать о чем угодно, не только о борьбе и проблемах. Темы, связанные с тяготами будней, вероятно, близки большей части населения. Но я хочу жить по-другому, поэтому мне такой посыл неинтересен.

Вот вы говорите про заимствования. А вам не кажется, что русский рэп — это одно большое заимствование у Штатов? Разве есть хоть один русский продюсер, который придумал новое звучание битов? Или хоть один русский рэпер, который придумал какой-то особенный речитатив или построение рифмы? Все это в Штатах уже делали задолго до нас. А знаете, почему? Потому что там рынок абсолютно на другом уровне! Самобытной мою музыку, конечно, не назвать — ничего нового в этом жанре я пока не придумал, — но ничего подобного на русском языке никто до меня не делал. Я учился читать на основе зарубежных куплетов — наверно, поэтому некоторые замечают отголоски прослушанного мной материала в моих треках. При этом умышленно я не пытаюсь никого копировать.

Кто-то пытается соответствовать темам, характерным русскому рэпу, накладывая их на трэп-биты. Но для меня главное, чтобы трек качал и при этом содержал в себе какие-то интересные сравнения или фразы. Перспектива у нас, безусловно, есть. В Штатах это модно уже 10 лет, у нас стало кое-как развиваться только в прошлом году. Поэтому, мне кажется, это только самое начало. Сейчас многие старые рэперы экспериментируют с новым звуком — даже те, от которых нельзя было такого ожидать (например, АК-47). Еще бы уровень жизни у людей улучшился, чтобы для них перестали быть актуальными темы о том, как все плохо. Но это уже проблемы менталитета».

Первый клип Яникса на песню «Boy» сложно назвать большой удачей, но все нужные акценты расставлены в нем правильно

Big Russian Bo$$

Фотография: vk.com/realbigboss

Кто это

Артист, примеривший на себя шубу и очки Рика Росса — да так, что настоящего Рика Росса после этого никому слушать не захотелось. Сначала воспринимался в основном как шутка (см. материал «Волны» о рэперах из «ВКонтакте»). По прошествии года стало ясно, что к нему стоит относиться серьезно: при всей своей комедийности Босс — действительно яркий рэпер и к тому же, судя по концертам, отличный шоумен.

Прямая речь

«Это все не задумывалось ни как пародия, ни как перевод. Мы страдали … [ерундой], периодически записывая фристайлы — а потом просто решили выложить все это в сеть. Каждый трек писался ровно пять минут.  Это позже уже мы получили благословение небес на просвещение Руси.

Наш альбом, я думаю, повлиял на популярность в большей степени — количество концертов возросло существенно. Людям нравится шоу, а не бессмысленное пение рэпа со сцены, под который охота ужалиться. Вообще, сильнее всего меня не устраивает однообразие. Весь «классический» русский рэп — это стандартный набор рифм и тем, развитие отсутствует в принципе. Неприязни ни к кому нет, каждый слушает музыку на свой вкус. Кому-то же нравится трэп Ромы Желудя. Так что пока с музыкой все так же плохо, я буду стараться делать идеальный рэп. А вообще, если и задумаю какие-нибудь сторонние проекты, это будет сто процентов музыка с юмором и сарказмом. Хочется быть интересным слушателю.

Мы общаемся с Яниксом, с Hash Tag, с ATL недавно вот коннект навели. Немало народу казахский трэп котирует сейчас. Дружная ли тусовка, не знаю. Скорее, да. Совместки же чуть ли не каждую неделю выходят. Да, забыл упомянуть уфимских парней Dopeclub, очень крутые они. Думаю, еще стрельнут. Леву (L’One) я бы не стал приписывать к новой волне — он, на мой взгляд, олицетворение мейнстрима в России: коммерческий рэп, понятный максимальному количеству людей. Вообще, пока слушателя трудно приучить к новому звуку. Это как вывести пацанов с падика и сказать, что можно рифмовать не одно, а целых два слова сразу. И объяснить, что вместо «тазика» можно иномарку взять подержанную».

Интервью Биг Рашн Босса для самарского видеоподкаста, после которого и стало ясно, что к этому человеку стоит присмотреться

M.Y.B

Фотография: vk.com/myb_official

Кто это

Проект двух участников томской группы «За Полк». Одного зовут Чест, другой — Капелла, популярный продюсер, написавший «Давай, до свидания» для Тимати и много других треков для русских (и не только русских) рэперов. M.Y.B (расшифровывается как «My Yummy Bitches») исполняют трэп для больших опен-эйров с минимумом слов. Что приятно, в их треках находится место иронии и юмору.

Прямая речь

«Я думаю, что уже давно тенденция квадратного отечественного хип-хопа не актуальна. Все смотрят в будущее или в хорошее прошлое, ищут звук и интересные решения — по крайней мере, мне хочется в это верить. Людей годами приучали «просто качать руками», мы же хотим, чтобы публика расслаблялась — девчонки танцуют, ребята отдыхают, поймали нашу волну, и все в ней круто себя чувствуют. На одном из недавних концертов с Батиштой и Фанкформером к нам подошла взрослая красивая пара лет 50 — было очень приятно видеть их довольными и получить благодарный фидбэк за атмосферу и энергетику. Это, я считаю, показатель.

Трэп — это то, что уже популярно. Это любит и слушает масса людей, а не какой-то узкий сегмент аудитории. Все развивается сейчас очень быстро. Сегодня утром ты выпустил песню, а к вечеру твой слушатель ждет новую. Скорости просто бешеные. Новый уровень? Ну, я скажу так, лучше пусть в России этого нового уровня не будет, потому что здесь новый уровень — это когда Лепс начнет пить сироп и дрилл с Пенкиным в гримерке пропагандировать. Что касается нашего коллектива, то, я думаю, мы не совсем трэп-сцена. Мы же сибиряки, у нас мультижанровый настрой.

Русский качественный рэп с душой и смыслом должен быть как балалаечный перезвон, от которого тебе весело и грустно одновременно. Короче, сцена различна и многообразна, и мы никого не осуждаем. Просто лучше бы некоторые рэп-артисты больше экспериментировали с музыкой, чем с препаратами». (Chest)

Трэп-артистов принято обвинять в незнании своих корней — при этом один из треков M.Y.B «Лучший город земли» прямо отсылает к творчеству Mix MC, московского рэпера из 90-х

Hash Tag

Фотография: vk.com/hashtagpro

Кто это

Петербургский битмейкер, однажды ставший эмси. Сочиняет «твиттер-рэп» на злобу дня — про «пацанские» паблики «ВКонтакте» и школьниц, пристрастившихся к спайсу. Получается не угрюмо, а, наоборот, живо и даже танцевально. В прошлом году у рэпера вышел отличный микстейп «Золото Маккены», в этом — еще один, «Fresh».

Прямая речь

«Я много лет писал биты, иногда треки, слушал очень много разной музыки, устанавливал плагины, стучал по «акаю»  — в общем, весь пакет. Жарким июльским днем я прозрел и записал трек «Данди Кркдил». Выслал его Матвею (он же Чейз), тот оценил, приколол своим друзьям, и понеслась. Я начал замечать, что, где бы он ни звучал, равнодушных не оставалось. Всех что-то смущало и качало одновременно. А еще раньше мне довелось выступать на питерских вечеринках «1315». Люди прыгали в толпу со сцены, слэм, вся жара. После такого любой концерт уличного рэпера-романтика кажется баловством. В любом деле важны качество и подход. Вот и здесь — веришь, обдумываешь, работаешь — получаешь результат! Застелил пацанам «рэпчика от души»?  Получаешь на свой концерт людей, которые просто стоят и качают руками!

Все это на ментальном уровне буквально, ведь если под твою музыку хочется танцевать, что еще может быть лучше? Танцы — это круто! Конечно, важно еще и работать со словом. Я просто соединил эти вещи и получаю от этого удовольствие. Надоело слышать, мол, «русский рэп это», «русский рок то». Да понятно уже всем, где и как плохо мы, сука, живем. Мне не нравится, когда говорят: «Чел, это же Рашка!» Мы — эта пресловутая Рашка, мы!

Я не могу сказать, что наша музыка — это прямо трэп и что у нас есть «волна». Но мы надолго пришли, если что! Вокруг я вижу людей, которые любят свое дело, любят  хип-хоп c детства. Мы общаемся, пересекаемся на концертах и орем, как психи. Главное — это много хорошей музыки и отличные концерты. Далее, конечно, придут инвестиции, а приходят они вместе с теми, кто понимает нас».

Hash Tag старается лишний раз не показывать своего лица. Разглядеть его можно, пожалуй, только в этом клипе на песню «Босиком»

Билли Миллиган

Фотография: vk.com/club57442858

Кто это

Рэпер, ранее известный как St1m, — автор довольно беззубых поп-рэп песен, коллаборатор Эльвиры Ти и Сергея Жукова из «Руки вверх!». Год назад он придумал себе злое альтер-эго (в российском хип-хопе такая практика вообще распространена, вспомните Басту и Ноггано) — грозный, поигрывающий мускулами баттл-трэп. Слушателям понравилось: на первом же концете Миллигана в Москве случился аншлаг.

Прямая речь

«Время от времени появляется желание записать что-то такое бескомпромиссное, хип-хоповое. Одной из таких песен была «Futurama». Я ее сделал и понял, что трек действительно мощный, но, если я выпущу его под именем St1m, часть аудитории тупо из-за предвзятого отношения ко мне эту работу по достоинству не оценит. Это с одной стороны. А с другой — есть радио и ТВ, с которыми мы давно налаживаем какие-то отношения, формируем образ нормального медийного артиста, а не утырка, как о многих рэперах думают. Ну то есть если даже про беззубые песни на радио говорили, что «жестковато», то тут уж вообще была опасность прослыть беспредельщиком. Так и появился Билли. В принципе, это то, чего многие поклонники так долго ждали. Вся злость, вся агрессия, которую заменили более осмысленные, взрослые треки, нашла выход через человека в маске. В это было сложно поверить, но на первом концерте был аншлаг! Я сидел в гримерке и до последнего не выходил, не смотрел, волновался, а потом мои друзья, команда, стали заходить и поздравлять, рассказывать, что зал забит. Но главное, конечно, это сумасшедшая реакция. И на знакомые песни, и на совсем новые.

Наш хип-хоп сейчас немного, но меняется. Радует, что даже ветераны пытаются следовать каким-то нынешним трендам. Раньше же как было: вот люди поймали волну и тупо одно и то же фигачат, боясь шаг в сторону сделать. А сейчас понимают, что конкуренция гигантская в лице постоянно появляющихся новичков и такое уже не прокатит, надо развиваться, искать новые ходы. Не всех, конечно, это касается, но лед тронулся, и это здорово.

Я раньше смеялся над людьми постарше, которые говорили, мол, вот раньше хип-хоп был круче, был действительно настоящим. А сейчас сам таким же бэкпэкером стал. Не очень близок мне нынешний хип-хоп, какой-то он чересчур пластмассовый. Я месяц назад на концерт Step Brothers сходил — вот это рэп, который мне по душе».

В своем главном хите «Futurama» Миллиган бравирует неймдроппингом — тут и Земекис, и Уолтер Уайт, и Джи Джи Аллин

Ошибка в тексте
Отправить