перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Контекст

Режиссер Павел Худяков о том, как делать клипы Тимати, Нюше и Снуп Доггу

В новом выпуске рубрики о людях, которые делают музыку такой, какой мы ее слышим и видим, — один из самых востребованных российских клипмейкеров Павел Худяков и его рассказ о правилах профессии.

Музыкальное видео — это реклама артиста. Рекламный ролик продает стиральный порошок и зубную пасту, а клип продает артиста и его образ жизни. Цель — чтобы у него были концерты и еще больше клипов.

Мы живем в городе со всеми его неблагоприятными погодными условиями, с тучами, с зимой и так далее — не хочется еще больше впадать в депрессию и снимать клипы про самоубийство. Почему бы не дать возможность получить позитивные эмоции? Есть такое выражение «как в кино» — так вот, видео и должно быть как в кино. Люди же должны к чему-то стремиться. Я знаю много типа «андеграундных» рэперов, которые снимают принципиально дешевые видео и строят из себя ребят со двора. И вот они заканчивают съемки, эти «пацаны с района», садятся в автомобиль с охраной и едут покупать себе пентхаусы. Они обманывают свою аудиторию. Это нечестно и с какой-то точки зрения даже подло. И уж точно неправильно. Тимати родился в небедной семье, но кроме того, что его папа дал ему воспитание, больше он ничего ему не дал. И потом у него что, единственный обеспеченный папа во всей в России? Нет, таких много. А Тимати-то один.

Скажу честно, всем российским исполнителям, с которыми я хотел поработать, я уже снял клип. Из зарубежных — есть такой рэпер Джа Рул, мы снимали видео в Москве и после этого решили снимать его сингл. Серьезный арт-проект с не очень большим бюджетом. А потом я получил от него эсэмэску со словами: «Pasha, I need to go to jail on two years, call you later». Его поймали в Нью-Йорке с пистолетом — он вроде бы вышел месяц назад, ну вот посмотрим дальше. В Америке неважно, звезда, не звезда, не заплатил налоги и ездишь с пистолетом — в тюрьму.

Видеоряд на главный русский поп-хит года, совместную песню Григория Лепса и Тимати «Лондон», — дело рук именно Худякова

Мне не обидно, что мое имя ассоциируется с артистами популярного жанра. Надо свою работу делать качественно. Я очень много комментариев получаю в интернете типа «Смотрел без звука». Это не то чтобы приятно — хотелось бы, чтобы была и хорошая песня. Но даже если песня не очень, ты должен снять хорошее видео. Ты не можешь себе позволить меньше думать над видео просто потому, что в песне ужасный текст и писал его необразованный человек.

Я стараюсь не работать с музыкантами, у которых есть какие-то странные запросы или комплексы — мол, снимай меня так, чтобы я казался выше, тоньше и так далее. Большинство артистов готовы жертвовать своим временем и оставаться на площадке. У меня были артисты, которые снимались очень долго, — когда рассказываю об этом зарубежным коллегам, они очень удивляются. Тот же Билан, песня «Believe»: они тогда готовились к «Евровидению» и работали 3 дня по 24 часа. Может, на час кто-то отъезжал поспать, но в целом снимали нон-стоп. И в итоге, я думаю, это был самый успешный его клип.

У клипа и фильма совершенно разная эстетика. Самое большое отличие: клипмейкер снимает видео под песню, а в кино тебе музыку пишут под фильм. В кино ты не думаешь, что героиня должна пройтись быстрее, потому что в этот момент там уже другая строчка в песне. В кино ты делаешь то, что ты хочешь, а композитор тебя догоняет.

Сейчас многие считают, что если у тебя есть фотоаппарат за 3 тысячи долларов, значит, ты можешь снять клип как оператор или режиссер. И снимают. Но я вас уверяю, в любой большой форме такой человек сразу погорит. Ты либо режиссер, либо нет, чуть-чуть не бывает. Профессия такая.

Один из самых удивительных экземпляров в видеографии Худякова — клип на песню «Это то» певца Юры Неплохого. Что называется, смотреть до конца

Если практически во всех индустриях в последние годы произошел прогресс, то в музыкальной индустрии — все наоборот. Я думаю, что в мире бюджеты сократились в десятки раз, а в России — в 2–3 раза. Мало кто снимает с бюджетами в миллион долларов. Раньше было как? Ты выпускаешь видео, люди смотрят его, обсуждают, по MTV об этом идет передача. Я сам видел во Франции очередь на улице у магазина — люди стояли, чтобы купить сингл группы Modjo «Lady». Раньше музыканты и потратить на трек могли по 300 тысяч долларов, но и заработать в случае удачи на дома и самолеты. Ну и видео снимали соответствующие в плане бюджета. Теперь же идет мегапоток в интернете, в котором надо как-то выделять стоящие, на твой взгляд, вещи.

Даже если у нас будет 1 миллиард долларов, мы не снимем в России «Аватар». Потому что индустрии нет. Как происходит в Америке? У человека все запланировано: выпускаем сингл, он встает на радио, к тому времени уже снято видео. У нас как? «Не, не будем снимать… Кто его знает, стрельнет, не стрельнет… Ой, я договорился с программным директором! Ой, песня пошла! Надо снимать клип». Зачастую выходит, что клип нужен был вчера, поэтому снимают что-то быстренько. Сейчас чуть-чуть начали люди уже ориентироваться, но было время, когда делали только так.

Фриске и Нюша — абсолютно разные. Нюша с детства занималась музыкой и была готова к своей популярности. Жанна — мегапрофессиональный человек, именно артистка, а не просто певица, и это ее и выделяет. Она личность, и к своему творчеству она относится с долей иронии и юмора. Не считает, что она «золотой голос России», знает четко свою аудиторию и так далее. Кстати, она сейчас снялась в моем фильме — сыграла злобную владелицу квартиры, которая пытается соблазнить и выселить нашего героя.

Для Нюши Худяков сделал клип на песню «Больно»

С пленки на цифру все перешли года три назад. Это экономия, во-первых. Это проще, во-вторых: отсутствует мокрый процесс. Но ушел и этот magic, который дает серебро и кровь бычков, которую Kodak использует. Раньше ты не мог «поливать», снимать все подряд — а сейчас на карточку в 1000 рублей полтора часа можешь снять. Раньше ты рисовал этот план, все проходил ногами с актером и после бережно нажимал на кнопку. А сейчас — хочешь, два финала снимем, хочешь, три, потом сядем и посмотрим. С другой стороны, ты можешь взять фотоаппарат и билет за 300 долларов и поехать снять финал своей короткометражки в Париже за мегаадекватные деньги. А потом сесть на поезд до Рима и там снять события десять лет спустя.

Когда тебе говорят: «Нет, вот надо вот так вот сделать»… Ну а чего ты тогда пришел? Сам и снимай, если знаешь, как надо. Может, слишком попсово цитировать книжку Стива Джобса, но это так: для чего нанимать дорогого режиссера (а я дорогой, ну, если говорить о деньгах), чтобы рассказывать ему, как делать его работу?

И в кинематографе, и в индустрии музыкальных видео есть одна глобальная проблема — сценарии. Мы, например, «Одноклассников» 2 года писали, куча авторов поменялась. Большинство сценаристов работает так: «Ой, что-то не пишется! То, что вы мне предложили, это вообще попса, вы что, хотите, как Голливуд, делать? Это все американщина! Я вам придумал кое-что другое». И присылает какой-то трэш. Я долго пытался найти сценарий среди работ молодых студентов ВГИКа. Много чего перечитывал, но все не то. Пытаться произвести впечатление на зрителя сюжетом «Повесилась в сарае на собственной косе» (такие вот вещи молодые 16-летние люди пишут) я бы не хотел.

Еще одно видео для Тимати, на сей раз с участием Снуп Догга

Обратите внимание: большое американское кино снято очень просто и практически без крупных планов. По этому принципу можно легко отличить режиссера-клипмейкера, который взялся снимать полнометражный фильм: у таких, когда в фильме человек пьет воду, крупным планом берут его кадык, который делает глоток. А когда тушит сигарету — обязательно нужно показать макроплан бычка. Но это неверно, потому что все должно быть к месту. Когда у нас в комедиях люди дорвались до графики, они начали делать пролет камеры насквозь дома, как она вылетает через выхлопную трубу, оттуда через радиатор и переходит на крупный план актрисы, которая готовит салат оливье. Это очень странно выглядит. Эффект должен помогать артисту, а не просто «мы решили так прикольно сделать». Когда я взялся за полнометражный фильм, то изначально себе поставил задачу избежать таких моментов.

Я думаю, что в глубине души любой клипмейкер мечтает снять полнометражный фильм, но не каждый в этом сознается. Я свое снял — 12 декабря премьера «Одноклассников». Мне нравится, как Федя Бондарчук представляет меня своим коллегам: «Это я до «Девятой роты». Хорошая формулировка. 

Котик «Афиши Daily» присылает ровно одну хорошую новость в день. Его всегда можно прогнать и отписаться.
Пссс! Не хотите немного классной рассылки? Подписывайтесь
Ошибка в тексте
Отправить