перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Архив

Usssy и Asian Women on the Telephone как главные силы московского андеграунда

Рубрика «Записки из подполья» представляет рассказ о двух самых активных, крупных и впечатляющих деятелях этого самого подполья — группах Usssy и Asian Women on the Telephone, главных московских поборниках гитарного авангарда. Первые только что опубликовали свой новый альбом, премьера новой записи Asian Women on the Telephone происходит здесь и сейчас; кроме того — прямая речь музыкантов о себе, своей музыке, своей публике и своих идеалах.

Рубрика «Записки из подполья» считает нужным сделать важное заявление. Нет, отечественный музыкальный погребок начинен не только проектами, о которых слышали с десяток человек, — в придонных слоях обитают рыбы и покрупнее, и посноровистее. Игнорировать их можно разве что по ошибке — и самое время ее исправить. Речь пойдет об одних из наиболее примечательных представителей столичной музподземки — Usssy и Asian Women on the Telephone, тем более что и поводы имеются более чем увесистые.

Usssy — самые резвые из местных адептов нойз-рока, хотя одним нойзом (как и роком) дело все-таки не ограничивается. Трио, поначалу топтавшееся на поляне оголтелых американцев Lightning Bolt, в какой-то момент развернуло вспять геополитический вектор и устремилось на восток — что само по себе уже вдохновляет. Персидские мотивы и переход к четвертитоновой системе подбавили увлекательности их буйной и одновременно величественной музыке, нравом больше всего походящей на разнообразные атмосферные явления. На последнем, совсем недавно выпущенном альбоме «Karpet Birch» Usssy прекратили нагнетать звуковое давление и выпустили все молнии по адресам. Формально это сборник переделок и перепевок, на деле же — электрифицированное антикараоке, где поверх народных (в самом широком смысле) песен Usssy немилосердно выбивают вековую пыль из тяжелых иранских ковров. Затея, может быть, скорее проходит по разряду этнологических изысканий, но наблюдать, с каким умением Usssy наращивают свое гитарно-барабанное мясо на чужие кости, все равно крайне занятно. Ко всему прочему, свои безоговорочные хиты на «Karpet Birch» имеются — правда, славянского происхождения.

 

 

AWOTT — или, как их порой нежно кличут, «АШОТ» — во многом кажутся противоположностью «Усссам»: чудаки и баловни с прицелом на психоделический фрикаут и непрекращающийся хеппенинг, сверхновые сверхстранные, добровольные дилетанты и пытливые исследователи девиантного звукоизвлечения. Одним словом, играют AWOTT музыку довольно-таки кошмарную — но в самом лучшем смысле слова. На язык просятся сравнения с зарубежными галлюцинирующими коммунами вроде Sunburned Hand Of the Man, Religious Knives или японским холдингом Acid Mothers Temple — хотя сами музыканты настаивают на ином фамильном дереве: «Звуки Му», «Цыганята и я с Ильича», «Коммунизм». Поют действительно на русском — хотя разобрать слова не так уж и просто; впрочем, если зацепиться за несколько строк, становится ясно, что от поисков какого-либо смысла стоит отказаться заранее. Все составные образа группы — дикарские костюмы, инопланетные повадки, прокаженные танцы, тотальное отрицание, завиральные интервью под Билла Драммонда и нескончаемое путешествие сквозь параллельные вселенные — кажутся не просто блажью и самовлюбленным дуракавалянием. Напротив, во времена, когда вирус дадаизма поразил даже такие базовые вещи, как повседневный юмор, деятельность AWOTT представляется не отсылкой к великому сумеречному наследию и не попыткой заглянуть в далекое постчеловеческое будущее, а вполне адекватным отображением того, что происходит вокруг всех нас. И если уровень абсурда в их творениях и зашкаливает порой, то лишь по той причине, что его и в жизни хоть отбавляй — нужно только посмотреть. Хотя можно и послушать.

 

Премьера: Asian Women on the Telephone — «VOLK 8»

Asian Women on the Telephone «VOLK 8»

Скачать альбом (архив, 88 мб)

 

Что общего у двух этих групп? Не так много, но и не так и мало: место прописки и стремление исполнять музыку, лежащую за границами обыденного, непопулярную по своей природе, странную, в конце концов, музыку. Эту странность можно определить и через сам характер их песен, и через глубоко иррациональную подоплеку такого музицирования. Конечно, это в разы более известные вывески, чем иные фигуранты данной рубрики, но говорить о хотя бы односторонних связях с миром музыки более массовой и востребованной в данном случае все равно чрезвычайно сложно. Зачем это нужно? Взять в пример США, где волна экстремальных кликуш, потихоньку спав к концу нулевых, изменила правила игры и привела в конечном счете к тому, что теперь уже и в поп-музыке не иметь причуд — вопиющий моветон (текущие странности героев рубрики «Мир поп» все-таки несколько иной природы). Взаимная выгода добрососедского существования условных «мейнстрима» и «андеграунда» очевидна — и это опять приводит к вопросу о всегдашней российской разобщенности. Только в этот раз речь не о слабых горизонтальных связях в отечественном подполье — а о полном отсутствии связей вертикальных, о лифте, ходящем между этажами локального музыкального общежития, в котором каждый, невзирая на свое место, тщится увидеть персональную башню из слоновой кости. Не надо обманываться — we’re all in this together.

«Афиша» собрала за одним столом участников Usssy и Asian Women on the Telephone и попросила поделиться соображениями о насущном.

 

О новом альбоме

Павел, Usssy: «Karpet Birch» — это альбом каверов в самом прямом смысле слова: cover как покрытие, как дополнительный слой поверх оригинального пласта. В качестве таких пластов мы брали треки со сборников разной традиционной музыки, а иногда просто использовали аудио из видео на YouTube. Альбом писали по электронной почте, накладывая слой за слоем и дополняя друг друга. Сначала хотели пару треков сделать, а потом вошли во вкус, и в итоге целая пластинка получилась».

Никита, AWOTT: «Никаких особых целей мы не ставили. Во-первых, собираемся по России поездить, нужна сувенирка. Во-вторых, давно ничего не издавали, с прошлой осени, когда ездили в Америку, а материал накопился. Это наш восьмой альбом, не считая различных кассетных split-релизов: где-то на 60% он соответствует тому, что мы играем сейчас на концертах. Здесь есть одна песня, на создание которой у нас ушло времени больше, чем на запись всех наших альбомов. Это для нас в новинку».

 

О сцене

Капюшониха, AWOTT: «Мы ее не чувствуем. Конечно, есть разные сферы, но мы конкретно нигде не состоим, нас никто не поддерживает. Один только раз было ощущение, когда мы играли с «Пост-Материалистами» и с «Температурным ожогом». Хочется какой-то кооперации».

Максим, AWOTT: «А я считаю, что это не нужно. Все это надо разрушать. На хрена это надо? Чтобы быть еще одними хардкорщиками?»

Павел, Usssy: «Мы тоже, к сожалению, не видим какого-то коммьюнити по интересам. Я знаю хорошие сообщества маткоровых и металкоровых команд. Например, ребята со студии Destroy Humanity, музыканты групп Equal Minds Theory, Pententacles, Vagiant и других. Они довольно сплоченные, помогают друг другу, делают много дел вместе. Студия их объединяет, многие там работают. Мы какое-то время назад бывали у них на Электрозаводе, репетировали там. Сейчас мы на другой базе играем, но с другими группами оттуда редко пересекаемся. Так что мы в этом плане одиноки. Нам довольно тяжело вписаться в какие-то сообщества по жанрам, поскольку нас сложно определить четко. Я бы хотел, конечно, чтобы у нас появились группы, играющие интересный нойз-рок или нойз-кор, экспериментирующие со звуком, выходящие за рамки стилей, смешивающие их и умеющие играть хорошо. А то мы даже басиста никак найти не можем. Никто не подходит».

 

В минувшие выходные Usssy даже умудрились сыграть на Болотной площади в рамках фестиваля, посвященного Дню города

 

 

Об идеальном концерте

Капюшониха, AWOTT: «Вот SKIF, например, оставляет впечатление, что все эти люди как на выставку пришли. А мне от концерта хочется свального греха, чтобы все участвовали в происходящем. И хорошо, когда приходит неподготовленная публика, — она непосредственнее реагирует, чем те, кто уже знаком с нами. Здорово, если гопники приходят, например. Был случай: сайд-проект Брома (KoloColl. — Прим. ред.) играл в «О.Г.И.», в них бокал стеклянный с пивом кинули, потому что посетителям музыка не нравилась. Вот это и интересно — хочется, чтобы люди выражали себя, танцевали, делали что-то, реагировали».

Павел, Usssy: «Для меня идеальный концерт получается, если создаются необходимые условия. Инструменты, аппаратура, звук, атмосфера в зале или перед сценой. Группы, с которыми играешь, тоже очень важны, потому как если перед тобой кто-то активно осквернял пространство своей ужасной музыкой, то весь настрой можно потерять. Лучшие концерты, конечно, бывают в необычных местах: в лесу, на крыше или на кухне у кого-то. Недавно играли на рассвете в 6.30 утра на берегу Ладожского озера — вот это было удивительно».

Артем, Usssy: «Успех концерта часто зависит от промоутера: можно поехать в глухую деревню, но там такой человек, который плохих концертов не делает, и все это знают, и все в эту деревню приедут из соседних городов. Так в Европе бывает, в России несколько иная ситуация — весть об интересной группе расходится локально, через друзей, по соцсетям».

Максим, AWOTT: «Идеальный концерт — это когда встречают по одежке, а провожают по уму. В Америке перед концертами нас проверяли на детекторе лжи, в Перми австрийский дедушка-завоеватель предлагал выкупить левый берег Камы. А в Мелитополе пришлось надеть халат».

 

О подаче

Павел, Usssy: «Мы выступаем без каких-либо перформансов просто потому, что иначе не умеем. Мне лично тяжело отвлекаться на что-то еще, хотя я бы с удовольствием бы чего-нибудь и спел и станцевал. Просто, сидя за барабанами, тяжело это делать. Может быть, мы бы и позвали кого-нибудь, адептов капоэйры, например, или глотателей углей и шпаг, но нам пока никто ничего не предлагал. Вообще, танцы — это прекрасно. Я мечтаю играть и кружиться по-суфийски одновременно.

Никита, AWOTT: «Я от инструментов уже практически отказался, кручу только с магнитофона лупы. Мне нравится просто выходить на сцену, создавать такие условия, чтобы все происходило здесь и сейчас, совершенно свободно».

 

Об амбициях

Максим, AWOTT: «Я же вижу сквозь годы, что вот были The Beatles, The Rolling Stone, The Who. Вижу эти величины и думаю, что надо к этому подбираться, а не перепрыгивать через Boredoms, через какую-нибудь еще шелупень непонятную. Я хочу реализоваться на уровне «Соломенных енотов», чтобы производительность труда была и упертость. Важно быть очень последовательным: до сумасшествия, до белых горячек».

Павел, Usssy: «Я ценю умение брать инструмент в руки и им структурировать пространство вокруг. Чтобы музыка лилась, какая бы она ни была, чтобы она не оставляла равнодушными. Это умение разговаривать на других языках. А идеально, когда такие сообщения имеют исцеляющие свойства. Вот это самореализация».

 

Об иронии

Павел, Usssy: «Иронии в Usssy полно. Мы вообще начинали играть с кривляний, ногой стучали, прыгали в дурацких позах. Возможно, сейчас самоиронии поубавилось, с увлечением восточной тематикой все серьезнее стало казаться. И тем не менее эти визглявые, питчем поднятые голоса на альбоме «Ud» — это вот тоже наша ухмылка такая. Тут важно баланс найти и выдерживать: и не перешутить, и не слишком уж всерьез все делать».

Капюшониха, AWOTT: «А мы просто так живем. Мы вообще и в жизни не очень серьезные люди. Посмотрите на нас!»

 

Посмотрите на них

Ошибка в тексте
Отправить