Выбор «Афиши»: No Fuzz, «Sun Дали» и другие
На следующей неделе в «Б2» в десятый раз пройдет фестиваль молодых групп «Индюшата». К его названию, организаторам и содержанию принято относиться со скепсисом и сарказмом, однако факт заключается в том, что именно там год назад впервые громко заявили о себе Kira Lao, Женя Любич и «Обе две». «Афиша» выбирает нескольких участников юбилейных «Индюшат», которые в теории могут повторить этот успех.
No Fuzz и Sang Sattawood
No Fuzz происходят из Новосибирска, их четверо, у микрофона и на басу — девушки; играют они горячечный гаражный блюз на английском языке — примерно по мотивам The Kills. Sang Sattawood происходят из Минска, их трое, у микрофона — девушка; играют они тоже горячечный гаражный блюз на английском языке — и тоже примерно по мотивам The Kills (правда, с периодическими отклонениями). У первых больше электричества, они грязнее и громче; у вторых больше чувства, они более изобретательны и порывисты. No Fuzz, пожалуй, звучат более цельно и собранно; Sang Sattawood — более интересно; в любом случае — различия, конечно, есть, но не настолько драматические, чтобы группы нельзя было поставить в пару друг к другу. Откуда в здешних землях такое влечение к группе The Kills — отдельный вопрос; так или иначе, факт тот, что, живи те и другие в Москве, они как минимум стали бы уже завсегдатаями «Кризиса жанра» и фестивалей Ice Cream Disco. И, быть может, как максимум. Ну и еще — не всегда понятно, зачем такие группы слушать в записи, зато на них почти всегда есть смысл смотреть.
Александр Кушнир, |
«No Fuzz по видеороликам мне показались довольно жуткими — какой-то клуб «Точка» с неровной ритм-секцией. Когда был отборочный тур «Индюшат», я их поставил первыми — и они так завели зал, что пришлось мнение изменить. А дальше... Мы подружились, они несколько дней тусовались в Москве, и я, поскольку немножко все-таки сомневался, договорился на еще один концерт. В зале было 9 человек, включая музыкантов, — но группа, видимо, перестала бояться и врубила так, что это вот их как бы инди-х…инди звучало с такой мощью, будто это Led Zeppelin. Своей откровенной и горячительной энергетикой молодой они очень цепляют. С Sang Sattawood другая история. «Индюшата» всегда начинаются с сотен демо-записей — даже кассеты присылают. Первый отбор делают сотрудники — и вот по их голосованию Sang Sattawood были на 1-м месте с большим отрывом. Они мало что похожи: в акустике это одна группа, в электричестве — просто смерч; там до фига и психоделии, и блюзовых интонаций, в общем, если кто гонится за новыми тенденциями, вам сюда. Ну и в личном общении — третьи люди: абсолютные космонавты, очень несуетливые. Я совсем не удивился, узнав, что они из Белоруссии, — не зря же пишут, что там сейчас больше всего хороших новых групп». |
Chaos In Heathrow
Новгородская девушка за пианино весьма достоверно изображает Аманду Палмер — что мелодически, что интонационно, что с точки зрения текстов; вослед кумиру иногда берет в руки и укулеле. Больше пока сказать толком нечего, потому как у девушки нет даже группы в «Вконтакте» и песен находится всего штук пять. С другой стороны, песен таких, что Аманда Палмер, может статься, под ними даже и подписалась бы. Выделяем из любви к первоисточнику — ну и еще потому, что «Краснознаменную дивизию имени моей бабушки» тоже поначалу имитаторами Arcade Fire считали; говорят, у Chaos In Heathrow есть песни и на русском — вот их, конечно, было бы интересно послушать. Единственный неприятный нюанс заключается в том, что в прошлогоднем, кажется, составе «Индюшат» была похожая провинциальная девица, изображавшая Регину Спектор пополам с Тори Амос, называлась Flyfox — и боюсь, даже организаторы фестиваля уже о ней не помнят.
Александр Кушнир, |
«Она нарисовалась в самый последний момент. Конечно, очень сырой продукт. Конечно, не дико оригинальный. Но при этом нынешний Новгород мне почему-то напоминает советский Челябинск-70 — атомную зону с людьми-мутантами и выжженной землей, где заводились неведомо откуда Вовы Синии. Со слов Киры Лао, которой Chaos In Heathrow приходится землячкой, в Новгороде, если на концерты приходит 150 человек, это уже событие общегородского масштаба. Но при этом они как-то держат руку на пульсе. Девушку зовут Рита Попова, она закончила чуть ли не МГИМО. Повторюсь: да, это сыро. Но нам очень важно, чтобы на «Индюшатах» звучал антимейнстрим — и она в эту концепцию идеально вписывается. Каша в голове, часть песен на английском, часть на русском, человек не форматирован никуда, как дышит, так и пишет. Чем и купила. Я ей говорю: ну ты попробуй, запиши что-нибудь. И она села за старые клавиши, поставила чуть ли не мобильный телефон записывать — и за полчаса нахерачила программу». |
Effect Doplera
Не особенно и новый уже петербургский ансамбль, чья относительная невостребованность по сравнению с условными коллегами по цеху (вроде, например, Нины Карлссон или Non Cadenza) можно объяснить даже не знаю чем; наверное, отсутствием хорошего менеджера. Даунтемпо-поп, эйсид-джаз и прочие салонные дела XXI века, профессионально разыгранные и уложенные в песенные формы (на русском, к счастью, языке); саксофон, квакающая гитара, попсовый регги, улыбчивый женский вокал, волейболисты и таксофоны как темы сочинений. На глобальном уровне к такой музыке, наверное, есть ряд вопросов; да и с лаунжевой прилизанностью Effect Doplera, на мой взгляд, откровенно перебарщивают — есть подозрение, что, сыграй они эти песни чуть живее и наивнее, они стали бы раз в пять лучше. Но и в такой форме у группы определенно должна быть аудитория — и почему бы им друг друга не обрести.
Александр Кушнир, |
«Тут все было понятно после 30 секунд просмотра клипа — абсолютно состоявшаяся, жутко стильная и просто очень хорошая группа. То, что их мало кто знает, наверное, объясняется легкой бесхозяйственностью. Я думаю, родись они по другую сторону океана, легко могли бы быть клиентами 4AD или Mute — они доказывают, что инди может быть массовым и при этом светлым и добрым. Короче, крепкие середняки неглавной сцены Гластонбери. Проблема только в том, что здесь этот пласт культуры воспринимают исключительно интернет-маньяки и аудитория малых сцен Пикника «Афиши». |
Sun Дали
По всей видимости (если выключить личные пристрастия и включить т.н. индустриального эксперта), самые перспективные участники «Индюшат». Сибирское трио из вокалистки, гитариста и диджея производит песни, по которым очень легко представить, как на них соберется клуб и побольше «Б2». Юмористический полураспевный хип-хоп с уходами в ямайские дела; разумные доли сердечной лирики; крепкий бит; аккорды, которые, если что, можно подобрать — в общем, современный российский урбан как он есть, притом зачастую смешной и непошлый, притом сделанный совсем не по-дилетантски, фирменно. Теги понятные: «Пятница», «Бумбокс», Alai Oli — как известно, те из этих групп, которые существуют, отнюдь не бедствуют, и причиной тому, что «Sun Дали» никто пока не взял в оборот, похоже, разве что происхождение — вы много знаете популярных групп из Томска? Вот, по крайней мере, претенденты на это звание.
Александр Кушнир, |
«Ну, это вообще мои любимцы. В «Кушнир Продакшн», так уж сложилось, мало работает москвичей — зато много людей из Сибири и Поволжья. И когда проходили первые летучки по «Индюшатам», всех спрашивали — что у вас есть в городе кайфового. Сотрудница из Томска сказала: мол, вот у нас есть фестиваль, который с большим отрывом выиграла группа «Sun Дали». С ними один казус — как и с многими: в записи теряют большую часть энергетики. А так они вообще без башни. Вокалистка (она босиком выступает и после каждой песни меняет шапочку), гитарист и диджей дают то, что жлобы иногородние называют «Бумбокс» в юбке, хотя там может и Ройшн Мерфи проскакивать, и самые разные рисунки. Когда они выступали на отборе, по залу бегал Ник Рок-н-Ролл и кричал: «Бля, как же это круто, где ты их находишь?!» |
Фестиваль «Индюшата» пройдет в клубе «Б2» на следующей неделе, в среду, 7 сентября, и в четверг, 8 сентября.