перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Архив

Концертные менеджеры о своей работе, деньгах и особенностях российской индустрии

Продолжая исследовать внутреннюю жизнь музыкальной индустрии, «Афиша» задала пяти российским и иностранным тур-менеджерам, работавшим с The xx, The Strokes, Муджусом и другими, шесть идентичных вопросов — и узнала, в чем заключается суть их профессии, чем определяется цена на артиста и в чем специфика российских промоутеров.

Действующие лица

Хэмиш Дафф

Тур-менеджер и менеджер по артистам в компании Sofar Sounds. Работал с The xx, Vampire Weekend, The Teenagers

 

Мо Лошельдер

Основатель и букинг-агент в компании Media Loca; работает с Алеком Эмпайром, Oval, Kammerflimmer Kollektief и другими

 

Пабло Кампанаро

Основатель и тур-менеджер в компании Tour Logistics; работал с Литтл Бутс, Telepathe, Ratatat, The Strokes, The xx, jj и другими

 

Наталья Подобед

Основатель агентства More Zvukov, букинг-агент, тур-менеджер. Работает с «ДахойБрахой», «Аукцыоном», «Ляписом Трубецким», Messer Chups, Диззой, Usssy, Муджусом, Sun Glitters и другими

 

Маргарита Саяпина

Независимый музыкальный менеджер. Работала и работает с InWhite, Moremoney, Artemiev и другими

 

1. Как вы вообще занялись такого рода вещами? Как люди становятся агентами?

Дафф: Сразу после окончания университета я устроился работать турагентом. Музыкой я тогда увлекался исключительно как хобби. А потом в какой-то момент люди с лейбла Sanctuary предложили мне сотрудничать — прорабатывать логистику туров для их артистов, бронировать билеты и так далее. Так я узнал, что в турах бывает очень весело, — и стал тур-менеджером, чтобы ездить с группами на гастроли. Сейчас уже, правда, навеселился и больше занимаюсь общим менеджментом.

Лошельдер: В 1990 году я стала магистранткой Герхарда Рихтера в Дюссельдорфской академии искусств, а следующей зимой переехала в Восточный Берлин — и тут же оказалась в эпицентре местного подпольного техно. Сначала диджеила сама, потом организовывала небольшие вечеринки, потом создала с друзьями лейбл Elektro Music Department, потом работала в музыкальном магазине Hard Wax, потом мы открыли в Берлине клуб Panasonic... В общем, всем этим я занималась до 2005 года, притом что к тому времени уже воспитывала дочь. В какой-то момент мне захотелось как-то сменить фокус. Сначала я пошла заниматься букингом в агентство, которое организовывало всякие большие и громкие вечеринки, но быстро поняла, что экспериментальные концерты мне делать куда интереснее. И основала собственное агентство, а клиентами моими в большинстве своем стали старые друзья из 90-х: Мика Вайнио из Pan Sonic, Алек Эмпайр, Ян Елинек и так далее.

Кампанаро: Сначала мы делали разным группам концерты в маленьких лондонских клубах; потом некоторые из них стали просить организовать им небольшой тур — как правило, это были самые первые их концерты. Вообще, тут надо сказать, что такое профессия тур-менеджера. Он существует прежде всего как связка между самой группой с одной стороны и букинг-агентами и промоутерами — с другой. То есть тур-менеджер прорабатывает логистику, бронирует гостиницы, отвечает за техническую сторону концерта, контролирует расписание артистов — ну там саундчек, обед, промоинтервью и так далее. Когда группы подрастают, менеджеров у них становится несколько, чтобы контролировать каждую сторону гастролей отдельно.

 

Подобед: Я начала делать концерты, еще когда жила в Белоруссии. Самыми первыми были Jah Divizion — собрали полный местный ДК, а я осталась в минусе, зато репутацию заработала. Потом возила «Колибри», «5 углов», «Мародеров», «Дай Пистолет!», «НОМ» — всех уже и не вспомнить. Тогда в Белоруссии можно еще было делать почти все. В 1999-м я уехала на стажировку в Нидерланды, познакомилась там с ребятами из легендарного андеграундного амстердамского клуба OCCII и организовала у них концерт белорусской группы Hasta la Fillsta. Это был мой первый опыт общения с европейским клубом (правда, это был сквот). Еще через два года я уехала учиться в Амстердамский свободный университет по специальности «экологический менеджер» и там начала организовывать гастроли русских групп. Первыми были «Бабслей», потом «Ива Нова», «Ля-Миноръ», Messer Chups; я даже успела еще сделать пару концертов «Ножа для фрау Мюллер». В то время в Европе было больше интереса к музыке из России (правда, слегка с лубочным уклоном), постепенно я наладила свою сеть — и в итоге уволилась из офиса и целиком посвятила себя только агентской работе. А с прошлого года занимаюсь уже не только постсоветскими артистами, но и, например, американцем Filastine или люксембуржцем Sun Glitters.

Саяпина: То, чем я занимаюсь, скорее называется дружеским менеджментом. Началось это все 4 года назад с группы InWhite; наш звукорежиссер Сережа Волков (легендарный человек, работает со всеми инди-музыкантами в Москве) настоятельно советовал послушать группу Moremoney — я послушала, офигела, срочно написала им письмо и уже через пару дней мы встретились обсудить, чем можем быть друг другу полезны. С тех пор я с ними. Еще я работала с Xuman; некоторое время сотрудничала с Machete Records; сейчас также работаю с Пашей Артемьевым — ну и там и сям помогаю знакомым музыкантам, чем могу: я и афиши рисовала, и обложки рисовала, и интервью брала и так далее. Надо сказать, менеджеры так называемой молодой русской инди-сцены работают в хорошей связке: охотно подгоняют друг другу мероприятия, площадки, сливают информацию об опшнах на мероприятия и фестивалях, контакты и прочее.

 

2. Как определяется цена группы — и из-за чего она может вырасти или упасть?

Дафф: Размер гонорара напрямую зависит от вместимости площадки, на которой выступает артист. А размер площадки, в свою очередь, определяется за счет того, насколько высок спрос на билеты. Как-то раз, когда The xx только начинали, в Германии у нас было забронировано несколько концертов в клубах вместимостью в 200–300 человек. И вот как раз в этот момент группа выпускает свой дебютный альбом, который в кратчайшие сроки становится невероятно популярным. Промоутерам пришлось сразу перенести концерты на площадки на 800–1000 человек, чтобы полностью удовлетворить спрос на билеты. Гонорар группы тоже вырос соответствующе.

 

В первый тур по Германии The xx поехали вчетвером; однако вскоре девушка Бария сказала, что так жить не может, и из группы ушла

 

 

Кампанаро: Важно, чтобы агент помог артисту с тонкостями: на каком фестивале лучше выступить, куда стоит вписаться в качестве разогрева, как поддерживать поклонников в ажитации. Иногда даже от хороших предложений нужно отказываться, чтобы не выступать слишком часто. Разумеется, попадание группы на телевидение или в кино, как правило, почти мгновенно увеличивает спрос среди клубных промоутеров и фестивалей.

Подобед: Бывают разные ситуации. Скажем, сейчас я делаю первый европейский тур группе Usssy. Их пока никто не знает, в основном они будут играть вместе с другими группами — за такое здесь платят от 100 до 250 евро, а то и просто процент от входа. При этом почти всегда предоставляют ночлег в гостинице или апартаменты в клубе, а также ужин и напитки. Другой пример: Messer Chups здесь уже знают, гонорар, конечно, больше — вплоть до 2500 евро плюс покрытие остальных расходов. Но иногда они могут выступить и за 500 евро. День недели, место выступления, страна — на гонорар влияет множество факторов. Я стараюсь не допускать дней простоя в туре — тогда приходится за свой счет снимать гостиницу, ужинать и оплачивать услуги водителя, аренду автобуса и бэклайна.

Саяпина: Многие молодые артисты, глядя на более успешных коллег по цеху, сразу хотят хорошую гонорарную ставку. Что совершенно не означает, что им ее дадут. Чтобы группа имела стабильный гастрольный график и хороший гонорар, самый беспроигрышный вариант, на мой взгляд, первое время зарабатывать имя — играть где только можно и как можно больше, закрывая глаза на финансовый успех мероприятия. Например, фестивали всегда платят немного или мало. Но группы соглашаются — любой фестиваль наращивает аудиторию, это выгодно. Максимальный гонорар — конечно, корпоративное или спонсорское мероприятие.

 

3. Публикации про группу как-то влияют на ее востребованность?

Дафф: Честно говоря, не думаю.

Саяпина: Любое продвижение такого рода сразу дает артисту фору и плюсики в карму. Самый банальный пример — Муждус; неизвестно, как бы сложилась его судьба, если бы, скажем честно, не та судьбоносная обложка «Афиши». Tesla Boy с низкого старта сразу накрутили себе очков историей с Mullet Records. On-the-Go пришлись очень вовремя и вместе с Tesla Boy разделили огромную, так называемую хипстерскую аудиторию. Guru Groove Foundation получили статус также благодаря метко занятой стилистической нише — группу сразу назвали русскими Moloko; у них все было сразу по-взрослому: состав из 8–10 живых музыкантов, певица-красотка в образе, крепкий продюсер, менеджмент и так далее. Вообще, есть ряд посредственных с музыкальной точки зрения команд, которые так пунктуально и грамотно срабатывают по всем необходимым пунктам, что их популярность дико возрастает именно за счет такой рутинной промоработы. И это тоже справедливо — музыканты не могут только сидеть в студии (а то и на жопе) и ждать славы. Если это про денежку и бизнес, то добро пожаловать в шоу-бизнес, правила игры для всех одни и те же.

 

В России Муджус в последнее время выступал с полноценной группой; в Европу же и Америку он, как правило, ездит один, без ансамбля — и в таком качестве там вполне востребован

 

 

4. Какие проблемы чаще всего возникают у агентов и менеджеров с музыкантами?

Дафф: Масса разных: от пропущенных перелетов, разнесенных в пух и прах отельных номеров и до случая, когда один из участников Magnetic Man ухитрился потерять свой паспорт где-то между зоной регистрации и посадкой на самолет. Были и совсем странные вещи. Когда я работал в Sanctuary, мне довелось поучаствовать в организации нескольких крупных туров. Знаете, чем крупнее и популярней артист, тем более нелепые у него проблемы. Певица Джосс Стоун, например, боится числа 13 — со всеми вытекающими: у отелей и площадок не должно быть соответствующего номера дома и так далее.

Кампанаро: Знаете, очень часто райдер группы говорит о ней многое. Есть еще крутейший сайт под названием The Smoking Gun, где можно найти ненормальные и смешные райдеры хорошо известных групп. Ну а так, конечно, стандартные проблемы бывают со всеми — кто-то опаздывает на самолеты, кто-то забывает паспорта и так далее. Как известно, некоторые артисты отказываются выступать, когда их райдер не полностью обеспечен; я сталкивался со случаем, когда артист не хотел выступать на одном крупном фестивале, если во всей зоне отдыха не будет полностью запрещено мясо. Такая вегетарианская акция протеста, нравится это вам или нет.

Наташа: Вообще, хорошо работать с артистом, у которого уже сложилась карьера дома, и в Европу он едет не столько за деньгами, сколько за карьерой, славой или просто даже мир посмотреть. То есть вопрос заработка в туре для него не стоит очень остро. Иногда группе бывает тяжело объяснить тот факт, что, если на нее приходит 100 человек, промоутер не может заплатить 1000 евро и больше. Есть, конечно, группы, которые ниже определенной гонорарной ставки не играют, но у них на это есть все основания: к примеру «Ляпис Трубецкой», которые собирают в Германии залы, пусть даже и только из русскоязычной публики.

 

Как легко убедиться по этому видео, в Германии группу «Ляпис Трубецкой» принимают не хуже, чем в России

 

 

5. Какая самая удивительная история, которая случалась с вами по работе?

Дафф: Все банально: однажды я забыл дома паспорт. Причем музыкантам — это были The xx — я бесконечно повторял, что самое главное — это не забыть паспорта. И в итоге сам забыл свой. Мы ехали на ночном автобусе во Францию, и мне удалось пересечь границу без проверки. Но в середине тура все равно пришлось возвращаться в Британию, причем я звонил в посольство, чтобы получить разрешение на посадку на рейс British Airways без паспорта. Кажется, моего британского акцента было достаточно для того, чтобы убедиться в гражданстве!

 

Группу School of Seven Bells давно собираются довезти до России, но все никак — за это время ансамбль из трио превратился в дуэт, но хуже не стал

Кампанаро: Как-то раз я был тур-менеджером School of Seven Bells в Португалии, и промоутер не хотел платить гонорар до концерта (хотя мы договаривались). Пришлось садиться за круглый стол, группа в это время стояла у сцены, ожидая от меня отмашки выступать или собирать вещи, я себя буквально крестным отцом чувствовал. Слава богу, в итоге все решилось благополучно. Еще помню случай, когда одна группа не хотела выступать на одной сцене с другой — несмотря на восьмичасовой перерыв между концертами.

Подобед: У автобуса «Ива Новы» однажды лопнуло колесо — а они ехали на скорости 140 км/ч; остались живы чудом. С ними же была смешная история в Германии, когда их остановили полицейские на дороге проверить документы. Видят, что в машине с русскими номерами сидят 6 женщин — ну и первая мысль, которая у них возникла, видимо, была, что это нелегальный сексуальный траффик. В доказательство обратного пришлось играть концерт... Ну, не концерт, но что-то изобразить на инструментах. Женская группа в туре — это вообще забавно: белье развешено по всей машине, потому что концерты каждый день и сушить не успеваешь. Как мужские группы в длительный тур ездят, я не хочу задумываться. Не зря музыканты поизвестнее включают в райдер свежие носки.

Саяпина: У меня тут есть хорошая история. У моей подруги обнаружился рак на поздней стадии, и общими силами друзей, помимо сбора средств на счета, мы организовали благотворительный концерт в поддержку этой девушки. «16 тонн» очень быстро подтвердили нам ближайшую дату. Пригласили лучшие молодые группы — Guru Groove Foundation, Tesla Boy, Moremoney, InWhite, Пашу Артемьева и других; причем далеко не со всеми я была близко знакома. То есть я просто обзвонила первые 8 человек в списке — и после этого закончила, потому что поняла, что лайнап заполнен более чем на три часа. Никто из этих людей не был знаком с моей подругой. Так за несколько часов нам удалось организовать благотворительный марафон, силами которого были собраны необходимые средства. Я потом прикинула, во что это могло бы обойтись, если бы мы всем платили гонорары, — получилось, что более чем в полмиллиона рублей.

 

6. Говорят, что у российского концертного рынка есть своя особая специфика. Это так? Вы что-нибудь в этом роде замечали?

Дафф: Я думаю, многие группы хотели бы сыграть в России — особенно только начинающие, как моя группа Solomon Grey. Другой вопрос, что в вашем случае даже совсем незатратную группу может быть дорого привезти. Для автобусного тура Москва далеко, поэтому приходится тратиться на авиаперелеты — плюс стоимость виз. При этом хочу сказать, что пока что мой опыт работы с российскими промоутерами только положительный. Они всегда все прорабатывают заранее. Хотя забавный опыт тоже был. Однажды после шоу в Москве организатор представил группе несколько девочек. Музыканты были не до конца уверены в том, поклонницы это или своего рода «девочки по райдеру». В итоге после недолго общения в гримерке выяснилось, что ни то, ни другое: девочки хотели денег!

Лошельдер: В прошлом у меня были не самые приятные истории при работе с российскими промоутерами, но сейчас ситуация кардинально изменилась — прямо-таки в обратную сторону. Все люди, с которыми я работаю, — настоящие ценители электронной музыки. И, кстати, большинство из них — девушки, причем очень милые.

Кампанаро: В последние годы все почему-то неожиданно стали давать кучу концертов в России, которая никогда раньше не присутствовала на карте западных гастролей. Хотелось бы еще, чтобы рано или поздно в музыку начало инвестировать государство, а не только олигархи, устраивающие приватные концерты Дженнифер Лопес. Один мой знакомый тур-менеджер, побывавший пару лет назад в Москве вместе с группой, рассказывал, что промоутеры в России очень заботливые и дружелюбные, совсем не похожи на тех же европейских. «Когда ты приезжаешь, тебя встречают, гуляют с тобой по городу, все показывают и рассказывают, чем-то угощают и, главное, никогда не оставляют одного, — говорил он мне. — Как будто они боятся того, что может произойти, хотя непонятно, чего бояться, — ведь все люди тут очень добрые». Когда я в прошлом году наконец побывал в Москве с группой jj, я убедился, что он прав. Мне кажется,  люди у вас очень отзывчивые и приятные и переживать промоутерам не за что.

 

Группу jj в Москве приняли так хорошо, что, по некоторым отзывам, это сказалось на адекватности самого выступления

Ошибка в тексте
Отправить