перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Архив

Surtsey Sounds: оптимистический оркестрик из Петербурга

Семь человек из Питера играют красивые пьесы со струнными, клавишными, звуками пишущей машинки и прочими украшательствами; ажурный инструментальный рок со скандинавским акцентом. Слово «построк» тут неизбежно приходит в голову, но Surtsey Sounds вынимают из построка эсхатологию и пафос — и правильно делают.

Эта картинка плохо передает суть Surtsey Sounds — на самом деле никакого мрака в них нет

 

Годы, как говорится, идут, дабстеп уступает место постдабстепу, витч-хаус — чиллвейву, и только одно остается неизменным: спрос на построк в России как был, так и остается стабильно высоким. Едва ли не еженедельно в Москву едет очередная хмурая группа с чемоданчиком педалек, устраивающая старательный апокалипсис из набора одномерных аккордов. Свои адепты жанра есть и здесь. Есть и хорошие. Преимущественно неновые и немолодые; появившиеся еще тогда, когда само слово «построк» звучало как пароль. Но не только. Вот вполне себе новички — питерская группа Surtsey Sounds с двухлетним стажем, в конце прошлого года выпустившая первый альбом. К счастью, совсем не хмурые люди. Вообще нисколько.

 

 

Surtsey Sounds играют всемером — хотя в прошлом году они вытаскивали на сцену целый камерный оркестр. Называются они в честь принадлежащего Исландии острова, самой южной точки северного государства — и название, конечно, адекватно задает систему координат. «Сказочные скандинавы», ну да, оно самое: деликатная электроника, плавные клавишные, тихий северный грув, летучие клавишные, саксофон с трубой; мелодии, будто произошедшие из саундтрека к неснятому хорошему мультфильму для детей и взрослых. Никакой истерики, никакого сверхдраматизма — это музыка, скромно упивающаяся той маленькой красотой, которую ей удается создавать; такие безмолвные оды прекрасному далеку. Такого рода групп на свете немало, конечно, — но тут важна прописка, даже не в том смысле, что у Surtsey Sounds чувствуется что-то здешнее (нет, пожалуй, эта инфантильная мечтательность везде примерно одинаковая), но в том, что их можно здесь увидеть, а живьем такие группы всегда умеют представить реальность чуть более прекрасной, чем она есть на самом деле. К тому же у Surtsey Sounds действительно заметные композиторские таланты — в лучших своих вещах они не ограничиваются упорным варьированием одного паттерна, а выстраивают целый нарратив (я бы даже сказал, что в этих лучших вещах они похожи не на номинальные аналоги, а на группу 4’33’’, например); «сказочные скандинавы» — так вот и есть самые настоящие сказки. К тому же они никем не притворяются. Первый альбом ансамбля именуется «Sweet Melodies for Piano and Orchestra» — дурацкое, конечно, название, но отчего-то даже приятно, что они не прячутся за многозначительными словесными конструкциями. «Милые мелодии для клавишных и оркестра» — вот так просто. Только чтобы в этом был толк, с мелодиями должно быть все по-настоящему в порядке. Пока Surtsey Sounds, по-моему, справляются.

 

 

Мы связались с одним из основателей Surtsey Sounds Григорием Болобоном и попросили рассказать, что у группы к чему.

«Однажды мы с моим братом Петром и нашим гитаристом Вовой решили сделать группу — просто так, забавы ради. Мы играли очень смешную музыку с ноутбуками — такой сугубо любительский танцевальный фанк на дому. А потом в какой-то момент познакомились с барабанщиком, услышали, как он играет, вознесли его до небес и сказали: либо ты остаешься с нами, либо мы больше вообще не играем. Он остался. Мы посмотрели на то, что делали, и подумали: а почему бы нам всерьез не заняться музыкой? Ну то есть все это, конечно, было очень весело, но как-то по-дворовому; мы по-раздолбайски ко всему относились, ни к чему не стремились, играли, как получалось, просто веселились. Наверное, в какой-то момент все подросли немножко в моральном плане — и захотелось большего.

Исландское влияние, конечно, прослеживается до некоторой степени. Хотя название у нас появилось довольно случайно. Мы вообще хотели сначала назваться Vespertine, очень слово красивое, — но, к сожалению, Бьорк нас обскакала со своим одноименным альбомом. В один прекрасный день Петя сказал, что мы будем Surtsey — и ни у кого не нашлось возражений. В связи с этим есть еще красивая история, в чем-то на нашу похожая. Суртсей — это же вулканический остров, который совсем недавно по земным меркам появился на поверхности океана в результате мощного извержения. Довольно распространенное явление в тех широтах, но у Суртсея есть одна особенность. Обычно вулканические острова поднимаются на какое-то время, торчат под водой, а потом потихоньку уходят обратно. А Суртсей держится. И нам это близко, потому что в наше время и в нашем городе каждый третий — музыкант. Каждая первая группа образуется спонтанно, в результате вулканических извержений на человеческом уровне — и большинство, к сожалению, куда-то проваливаются. А мы бы хотели все-таки держаться, встать на ноги покрепче.

Я с университетских лет делал музыку — в Fruity Loops, в каких-то еще смешных программах. Писал электронику — в стиле, скажем так, синематик-брейкс. То есть она была весьма мелодичная, но танцевать под нее при этом было сложновато — что-то такое ближе к IDM. И в попытках выразить свое внутренне состояние я в какой-то момент сильно проникся струнными — оттуда и пошла тяга к такому звуку, откуда-то изнутри. Вообще, если говорить об ориентирах, то если нам и хотелось бы кем-то стать — то кем-то вроде группы Jaga Jazzist, они совершенно потрясающие.

 

 

Лично мне кажется, что мы не очень построковая группа. Построк — это обычно довольно простая музыка, без каких-то изощрений. Вот взять классиков вроде Mogwai: у них очень часто куски сделаны просто по кругу: крутится, крутится, крутится, потом бам — развязка, и все счастливы. У нас тоже много таких кусков — наверное, поэтому мы похожи на построк. Но в принципе мы стараемся делать музыку более развитую — чтобы не одна какая-то тема, а как-то посложнее и поинтереснее. Основополагающая для нас вещь — это даже не мелодия, а гармония в целом. Мы стараемся находить такие гармонии, которые, с одной стороны, звучат не очень просто, но которые можно слушать как можно дольше, чтобы они не напрягали. Но точно так же мы следим и за хорошими мелодиями, и за интересной ритмической частью. Мы вообще много работаем.

 

 

«Я вообще не понимаю, как можно жить в стране, где, сколько бы ты ни крутил ручку радио, никогда не услышишь хорошую музыку»

 

 

Наши массмедиа очень узконаправлены — что для меня совершенно непонятно. Я вообще не понимаю, как можно жить в стране, где, сколько бы ты ни крутил ручку радио, никогда не услышишь хорошую музыку. Наверняка у мыслящей молодежи существует какой-то информационный голод. К тому же у нас очень мало команд, которые всерьез занимаются музыкой, — ну из молодых. Я регулярно посещаю концерты и вижу, что люди относятся к музыке, как... Ну, прийти, потусоваться, поиграть на инструментах, повеселиться — в таком формате. Мало кто работает над собой, качественных выступлений у нас бывает очень мало. А построком как раз занимаются, как правило, люди с головой на плечах, и они понимают, что надо работать, — может быть, оттого такие группы и востребованы.

Наверное, где-то в душе я настроен на волны, которые резонируют со Скандинавией. Когда я вижу их пейзажи, когда я слышу их музыку, я понимаю, что это место, где мне было бы хорошо, что оно мое. И в скандинавской музыке очень хорошо чувствуется, что они делают упор именно на душевные переживания, а не на движуху, не на кач, не на массовость какую-то. Она, с одной стороны, медитативная, глубокая, требует серьезного восприятия; а с другой — если даже в нее не погружаться, она все равно очень приятная и расслабляющая.

Сейчас первоочередная цель — выйти на уровень, при котором музыка могла бы позволить отказаться от всего остального. Потому что, ну, мы молодая группа, и у всех уходит много сил и времени на то, что не приносит удовольствия, но без этого пока не обойтись. Лично я занимаюсь разработкой сайтов. Другие участники занимаются менее творческой работой, скажем так. Кто-то в автоцентре менеджером работает, кто-то где-то еще каким-то менеджером — не самые интересные занятия на свете, в общем.

 

 

Мысли об отъезде иногда возникают, но всерьез их пока никто не воспринимал. Было бы, наверное, здорово уехать на какой-нибудь теплый остров — где можно было бы каждый день просыпаться, радоваться солнцу... Но вообще я довольно-таки городской человек, я не уверен, что долго протяну так. И Петербург как город мне очень нравится. У меня с ним очень многое связано. Он, может, неидеален в плане климата, но люди у нас адекватные, интеллигентные, по улицам по вечерам не страшно ходить. Да и вообще наши planescapes, как это по-русски, виды города для нас очень важны — все эти старые здания, улицы, дворцы, мосты. У Питера есть свое настроение, которое во многом обуславливает нашу музыку».

 

 

В это воскресенье, 10 апреля, Surtsey Sounds представляют свой первый альбом в Москве в клубе China Town. (В рамках «Среды Горбачева», да; традиционно прошу прощения за саморекламу.)

Ошибка в тексте
Отправить