Московские стоунер-рокеры о себе
В ближайшие три дня в московском Актовом зале будет проходить Redburn — фестиваль стоунер-рока и прочей тяжелой психоделической музыки. «Афиша» сфотографировала семь человек, которые такую музыку слушают и играют, и выяснила, как они к этому пришли.
Стас Куприянов
фронтмен группы Cactus Jumper, 32 года, «лучше не говорить, где я работаю»
Первый раз я услышал стоунер-рок еще в
Стоунер дает позитив. Это плясовой тяжеляк, тяжелое диско.
Cactus Jumper «Right Way»
Эту музыку слушают самые разные люди. Я не думаю, что у стоунер-рока есть какие-то обязательные атрибуты. Американский стоунер делится на вест-кост, южный рок, всякие направления. На восточном побережье одна мода, на юге — другая. В конце
Я знаю большинство людей из московской стоунерской тусовки, но не могу оценить, насколько это все серьезно — для этого смотреть статистические данные нужно. Я думаю, по сравнению со всем остальным — это мизер. Но это неважно. Мы играем музыку чисто для себя — пойти в выходные, развлечься-отвлечься, покайфовать от музыки. Делаем, потому что нравится.
Cactus Jumper выступят на фестивале Redburn завтра, в субботу, 15 октября
Дмитрий Шапинский
36 лет, 3D-дизайнер
Вообще я музыкант — но как раз сегодня утром выяснилось, я уже не играю ни в какой группе. Точнее, общее собрание постановило, что я там не играю.
Все зависит от того, что называть стоунер-роком. Например, группа Down. Я их уже в 95-м году слушал — просто тогда это никто так не называл. Вот в чем штука-то. Слушать-то давно уже все слушали. Дальше уже задача журналистов — как-то это все обозначить, стоунер это или что. Мне всегда нравился гранж, грязное, гаражное музло. Стоунер, по моему мнению, это чисто мужская музыка. Тестостероновая. Вместе с тем очень ленивая — и это очень хорошо подходит мне по мироощущению. Я не люблю работать, я люблю отдыхать. Я не люблю новые автомобили, я люблю старые. Я не люблю одеваться в бутике или на Черкизоне, я люблю носить куртку
«Лев без гривы — львица, мужик без бороды — девица»
Тусовка в Москве более-менее организованна. Когда я сюда приехал, сразу нашел тематический сайт stonerrock.ru и как-то постепенно, общаясь на форуме, пришел к тому, что меня именно эта музыка интересует. Ну и примыкающие стили. Насколько у нас существует субкультура? Мне кажется, в современной московской тусовке это не так явно прослеживается. Люди самые разные, верующие-неверующие, кто-то вообще сатанист. Мне вот совершенно ровно на религию.
Откуда клетчатые рубашки? Это самая простая одежда, самое простое мужское одеяние. Ну а насчет бороды, я так считаю: лев без гривы — львица, мужик без бороды — девица.
Антон Бровкин
фронтмен группы Without God, 28 лет, работает в IT-сфере
Тяжелую музыку я слушаю давно — практически с детства. В конце
В Москве сейчас стоунерская тусовка переживает определенный подъем. Новые группы как грибы растут. Слово «грибы» уместно, потому что эта музыка ассоциируется с легкими наркотиками. Буквально на днях я узнал, что в Москве образовалась новая стоунер-группа под названием Days of что-то там Mutilation, сокращенно DOM, — в ней состоят три довольно известных в нашем андеграунде музыканта, которые раньше такую музыку не играли. Можно даже сказать, что стоунер сейчас — модная тенденция, тренд.
Without God «They Rot»
Стереотипный образ поклонника и исполнителя стоунер-рока не очень соотносится с действительностью. Стереотип он и есть стереотип, сами понимаете. Мы говорим «хипстер» — подразумеваем худого юношу в узких джинсиках. Говорим «металлист» — сразу появляется чудище в кожаных штанах, косухе, с бутылкой пива и немытыми волосами. «Панк» — сразу на уме ирокезы. Стоунер-рок, сладж и прочую подобную музыку слушают люди совершенно разные. Имидж у этих людей совершенно разный. Достаточно на концерт прийти, все будет понятно. В принципе, все перечисленные мною персонажи тоже посещают такие концерты.
Музыка для меня в первую очередь все-таки хобби. Превращать это в профессиональную деятельность, зарабатывать деньги — это явно не мое. Но определенные амбиции, конечно. Есть, хочется популярности, больших продаж, съездить, наконец, в мировой тур — чтобы Metallica отыграла на разогреве.
Without God сыграют на фестивале Redburn послезавтра, в воскресенье, 16 октября
Марина Филинова
23 года, консультант в Nokia
Стоунер-рок мне посоветовали знакомые — мы с ними стали ходить на такого рода мероприятия, ну и я влилась в это все. Со многими группами я с самого начала, с их первых концертов. В стоунер-роке мне нравится, что это не попса какая-нибудь, а хороший, качественный рок. Музыканты очень грамотно играют, на концертах очень хороший звук, они его умеют отстраивать, никаких лишних перегрузов. Я посещала много разных концертов других наших отечественных команд, не стоунерских, и порой это настолько ужасно, что хочется закрыть ушки. Сама музыка, настроение, перегруженность гитары — все такое качовое, психоделическое, мне все это очень нравится. Наверное, это какое-то мое настроение.
Мне кажется, что в России стоунер вообще никак не хуже играют, чем на Западе.
«Люди очень любят рубашки в клеточку, особенно красные. У большинства еще бороды»
У нас все стоунер-рокеры похоже выглядят: люди очень любят рубашки в клеточку, особенно красные. У большинства еще бороды. Правда, музыканты не все выглядят так, как предполагается. Им это не очень важно, просто нравится музыка. У кого-то есть татуировки. В общем, в принципе, все эти стереотипы — правда.
Коммьюнити в Москве определенно существует. Во-первых, есть сайт stonerrock.ru, где люди общаются, обсуждают музыку, знакомятся, делятся информацией. Все очень связаны друг с другом. Например, люди с форума рисуют афиши для выступлений групп. Все, по-моему, очень дружелюбные. У нас не закрытое сообщество, достаточно прийти единожды на концерт — и все, ты свой.
Евгений Звягинцев
вокалист группы Stone Cold Boys, 25 лет, работает швейцаром в гостинице
В
Для того чтобы играть стоунер, недостаточно просто уметь играть, нужно чувство ритма, какая-то развязность, неаккуратность, как, не знаю, у Джими Хендрикса. Стоунер дает много возможностей: в среднем, классическом для него темпе, обычно есть, где развернуться. Можно экспериментировать, уходить в джаз, блюз, панк — и все это все равно будет близко к стоунеру.
Пуристы и ценители жанра из московской тусовки давно поставили на нас крест — мы отбились от общей волны. Клетчатые рубашки у нас есть, элементы жанра есть. Но ни бород, ни татуировок. Зато мы эклектичны — поэтому притягиваем более широкую аудиторию, которая ничего, кроме слова «стоунер», и не знает. На нас и арэнбишники ходят, металлисты, все подряд.
У стоунерского коммьюнити в Москве очень ярко выраженное ядро — двадцать человек, которые давно в теме и ходят почти на каждый концерт. Плюс еще пара сотен сочувствующих, которые любят ту группу или другую. Тусовка, конечно, не самая многочисленная. Не как рэперы, или хипстеры, или кто-то еще. Намного меньше.
Stone Cold Boys выступят на фестивале Redburn сегодня, 14 октября
Алексей Казачев
гитарист и вокалист группы Evil Cosmonaut, 22 года, учится в медицинском университете
Раньше я играл совсем другую музыку, интересовался разными экстремальными жанрами — но потом подуспокоился, открыл для себя всевозможный психоделический рок
Важную роль в развитии стоунера здесь сыграл сайт и форум stonerrock.ru. Они собрали людей — не только по Москве, но и из других городов, теперь и группы много где появляются, в Брянске, например. Сформировался определенный костяк людей — человек десять, которые руководят процессом. Ну и в результате прогресс есть. Благодаря этому ресурсу эта музыка стала доступна для кучи людей, а не только для узкого круга ценителей.
Любой музыкант, который говорит, что играет чисто для себя, так или иначе лукавит. Наша главная амбиция — играть в Европе. В принципе, больше ничего не интересует. На Redburn вот будут сербы, украинцы и белорусы. С Украиной и Белоруссией связь налажена в полной мере, и мы к ним ездим, они к нам ездят. С сербами единичный опыт, потому что с ними какими-то неведомыми путями подружилась группа Stone Cold Boys. Единственная наша группа, которая исколесила всевозможные страны, — это группа The Grand Astoria из Петербурга. Но у них совершенно другой подход. Это люди, которые уже точно определились, чем они хотят заниматься, они все побросали и колесят по Европе и даже, по-моему, куда-то дальше забирались.
Evil Cosmonaut выступят на Redburn сегодня, в пятницу, 14 октября
Ян Карлин
барабанщик и вокалист группы Sound of Ground, 20 лет, учится в МГУДТ на психологическом отделении
Мой путь к стоунер-року был очень-очень долгим. Дело в том, что я мечтал все лучшее из всех музыкальных жанров собрать воедино. Однажды я услышал стоунер и понял, что именно в нем соединено все, чего я хотел.
С музыкантами из Sound of Ground мы нашли друг друга случайно — спасибо Никите Борисовичу Джигурде. Я не смеюсь, это серьезно. Никита Борисович, конечно, не знал, что он на нас повлиял, но все равно ему спасибо. Наш гитарист в социальных сетях как-то повесил себе на аватар Джигурду, тогда было актуально так шутить. Меня это зацепило, я пошел на его страницу и понял, что у нас очень сильно совпадают музыкальные интересы. В итоге мы стали играть вместе. Потом третьего участника нашли. Каким-то чудом оказалось, что мы трое — психологи, и вокруг этого все завертелось.
Sound of Ground «Green Turning Light»
Я не думаю, что у стоунер-рока и его поклонников есть какой-то свой образ, как у эмо или металлистов. У стоунера нет таких рамок. Человек, который увлекается этой музыкой, может быть кем угодно. Так что стереотипы не имеют отношения к реальности. На наши концерты приходят очень разные люди. Тусовка, конечно, есть, но, по-моему, все, что объединяет поклонников стоунера, — это именно музыка. Даже не объединяет — она их, скорее, собирает.
Мы, разумеется, играем на тематических стоунерских концертах. Но на них ходят все подряд. Играем ли мы для себя? И да, и нет. Все, что человек играет не для себя, — это уже коммерция. Коммерция как раз собирает очень много народа. Так что мы делаем нечто среднее. Больших амбиций нет, но люди-то все-таки на нас приходят.
Sound of Ground сыграют на фестивале Redburn сегодня, в пятницу, 14 октября