перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Архив

Премьера двух песен с нового альбома «СБПЧ»

Петербургский квартет «СБПЧ» выпускает свой четвертый альбом «Лесной оракул». «Афиша» представляет премьеру двух песен с этой пластинки, а также составленный музыкантами по просьбе редакции плейлист, в котором фигурируют такие неожиданные названия, как Slayer и Morbid Angel.

Фотография: предоставлена группой

«СБПЧ» слева направо сверху вниз: Александр Зайцев, Илья Барамия, Кирилл Иванов, Александра Захаренко

 

Новый альбом «СБПЧ» «Лесной оракул» чем-то напоминает зоопарк. На обложке — то ли тотемные маски, то ли неведомые птицы и зверюшки. Важнейшей героиней первой же песни является коза. Центральный номер посвящен вечеринке в лесу при участии дикобраза, гуся, лисы, волка и енота. Есть еще вещь про снежного человека, который в конце концов оказывается, конечно, добрым и заключает лирического героя в теплые меховые объятья (впрочем, это, кажется, спойлер). А еще этот альбом, где есть песня «Колыбельная» и песня «Будь большим», чем-то напоминает передовое пособие по воспитанию. А еще — равно пылкий и ироничный романтический дневник школьника. Что он не очень напоминает, так это группу «СБПЧ». Впрочем, к этому как раз не привыкать.

То есть поначалу, конечно, может показаться иначе — первые три большие записи «СБПЧ» звучали настолько драматически по-разному, что от «Лесного оракула» может возникнуть впечатление, будто группа наконец-то въехала хоть в какую-то колею. По форме тут и правда все похоже на «Флэшку» — хоть и более отчетливо структурировано: простейшие конструкции из аккордов и ритмических паттернов, распевные припевы и речитативные куплеты, скачущие на пунктуационных кочках; домашний рок как элементарный и эффектный способ коллективного взаимодействия. По сути, однако, другое. Если предыдущие два альбома «СБПЧ» были так или иначе про поиски — точки опоры, точного звука, своих людей, себя, в конце концов, — то этот скорее ближе к их самому первому диску, где не звучали ни гитары, ни барабаны, а только переливчатый шум и монотонно тараторящий голос. Тот был про экзистенциальную бездну детства; к «Лесному оракулу» ребенок, похоже, подрос и почувствовал жизнь по-новому, ярче, теплее. Вся эта пластинка с ее парадоксальными полусказочными сюжетами и смешными любовями пронизана какой-то подростковой остротой и маетой жизни — когда все хорошо и плохо одновременно, когда всего хочется и все страшно, когда еще веришь в Деда Мороза и уже веришь в любовь. И этот выстраданный и вполне рефлексивный инфантилизм у «СБПЧ» не способ сбежать от реальности, но скорее способ ее принять с чистой головой и, простите, открытым сердцем, почувствовать родную душу в себе самом — и не бояться выглядеть смешным. В этом смысле все возможные технические претензии к «СБПЧ» не вполне правомерны — они как раз идеально подходят под недавнюю красивую концепцию Олега Нестерова про «новых любителей», происходящих из глагола «любить». В общем, как пела другая хорошая петербургская группа: совы, змеи, мыши, рыси, волки — все придут ко мне. В случае «СБПЧ» — еще и станцуют.

 

Премьера: «СБПЧ» — «Снежный человек» и «Идеальное место»

 

Кирилл Иванов

«СБПЧ», вокал

«Для нас, на самом деле, все альбомы один в другой органично перетекали. Например, «Флэшку» кто-то ругал, а кто-то хвалил за кустарный звук — но мне-то как раз казалось, что там было очень изощренное сочетание сложных синтетических арпеджио с акустической гитарой. А на этом альбоме был совсем другой метод сочинения, чем раньше, — мы пришли в мае в студию, и у нас не было ничего, а вышли в конце сентября с готовым альбомом. Это как, знаете, когда учительница химии в начале четверти кладет проволочку в раствор минеральный, а в конце четверти смотришь — и там кристаллы выросли красивые. Мы создали что-то на глазах у самих себя, занимаясь этим каждый день, как работой.

В «Лесном оракуле» очень много синтезаторов и радикально другие для нас барабаны. Мы мечтали — хотя и не уверен, что эту мечту воплотили, — чтобы с точки зрения барабанов это был такой афропоп. Там ни в одной песне нет тарелки, этого вечного спутника рок-музыки, это вообще максимально нероковый альбом. Он отличается от других наших пластинок по интонации. Это альбом про человека, который вышел из дома летним утром, идет вприпрыжку и по сторонам смотрит. И ему солнце в глаза светит. И вот он шагает 42 минуты, сколько альбом длится. В рок-музыке, мне кажется, другие задачи, другой уровень пафоса, в ней, может быть, больше позы. А мы хотели радостные песни написать, прямо задачу себе такую ставили. У Саши Зайцева есть хорошая концепция, что люди обычно запоминают какое-то время своей жизни по той музыке, которую они слушали, — и приятно все-таки вспоминать свою жизнь по радостной музыке, а не по мрачной и грустной. Мрачной и грустной музыки вообще много, а веселой и радостной — особенно в России — очень мало.

Что касается этих двух песен... «Снежный человек», как у нас обычно и бывает, родился из нескольких строчек припева. Ну, у снежного человека же есть такой устойчивый образ какого-то недостижимого беззащитного существа. Все его ищут, ищут, а найдут — и что с ним сделают? Поэтому как-то всегда за него боязно — вот об этом и хотелось спеть. А «Идеальное место» — ну, мне давно хотелось написать песню про вечеринку, но всегда казалось, что это будет выглядеть по-идиотски. И я придумал, что классно было бы спеть про вечеринку в лесу. Это просто смешнее и сразу сбивает вот этот пафос ночной жизни, закрытой от глаз обывателей. Лес — открытый, туда кто угодно может прийти. Кто прибежал, из норы выполз — тот и на вечеринке».

 

 

Плейлист «СБПЧ» для «Афиши»

По просьбе редакции басист «СБПЧ» (и по совместительству барабанщик «Пса и группы») Илья Барамия составил плейлист песен, которые повлияли на альбом «Лесной оракул», — и просто разной любимой и ценимой музыки

 

 

1. Beastie Boys «Girls»

Илья Барамия: «Когда зашла речь о новом альбоме, Кирилл сказал, что хотел бы сделать что-нибудь вроде «Hello Nasty» Beastie Boys. Этот альбом разнообразный, веселый, бодрый; с одной стороны, там речитатив, а не пение (что для нас важно), с другой, и не скажешь, что это хип-хоп. Но мне у Beastie Boys больше нравятся песни типа «So What'cha Want» c альбома «Check Your Head» или альбом «Ill Communication». А первую их пластинку, откуда эта песня, я совсем недавно услышал, он мне очень понравился. Продюсировал его Рик Рубин, на гитаре играл Керри Кинг из Slayer. Эта песня яркая, веселая».

2. Slayer «Black Serenade»

«Плавно переходим к Slayer, потому как это одна из моих любимых групп. Конечно, хотелось «Angel of Death» или «Hollow Point» сюда поставить, но и надо не забывать, что они до сих пор записывают энергичные, злые альбомы, полные, как ни странно, позитивной энергии. Два последних, когда Ломбардо к ним вернулся, — очень хорошие».

3. Slayer «Guilty of Being White»

«А это из недооцененного альбома Slayer, где они перепевают панк-рок-классику. Скажем, там есть трек «I Gonna Be Your God» — кавер на The Stooges со «слегка» измененным припевом. А это — перепевка Minor Threat».

4. Metallica «Shoot Me Again»

«Раз уж начали про калифорнийский трэш-метал — без них никак. Я был фанатом Metallica, ручкой вырисовывал их лого на футболке. Правда, продолжалось это до 1991 года, потом они начали записывать неинтересную фигню с энергетикой группы Dire Straits. И тут вдруг в 2008-м записали офигенный «St Anger» (откуда эта песня) — и я их опять стал слушать. И Трухильо на басу эффектно и свежо и звучит и выглядит. Кстати, я недавно научился играть бас-партию из их песни 1984 года «For Whom the Bell Tolls» — там вступление, оказывается, на басу сыграно, Клиффом Бертоном еще. И тоже недавно узнал историю, что, когда они прослушивания новых басистов проводили, к ним приходил Лес Клейпул. И они его не взяли — потому что играл слишком круто».

5. Primus «Eyes of the Squirrel»

«Ну и по такому случаю — песня с последнего альбома Primus. Что тут скажешь, мне так в жизни на басу не сыграть. Я их не слушал никогда — вокал не нравился, да и слишком рваная музыка. А вот этот альбом слушаю, но не больше двух песен подряд».

6. Napalm Death «I Abstain»

«Эх, вспомнил все эти кассеты с такими старыми альбомами... Это вещь из моего любимого периода у Napalm Death. Как в этой песне на последних 50 секундах он складывается! Как будто песня ускорилась в 2 раза. У Metallica в «Battery» в конце такой же эффект, но все равно иначе получается. В Москву недавно приезжал Мик Харрис из первого состава Napalm Death, который типа и изобрел этот барабанный бой, бласт-бит, со своим электронным проектом Scorn — но он мне не нравится, а вот за Napalm Death спасибо».

7. Morbid Angel «Existo Vulgore»

«Заслуженный коллектив! Гитарист и основатель Трей Азагтот говорит, что хочет, чтобы пришедших на концерт вжимало в противоположную стену от энергии, идущей со сцены. Я так и воспринимаю эту музыку — как концентрированную энергию, бодрую, слаженную. Эта группа — одна из родоначальников дет-метала, а еще известна тем, что смело экспериментирует и не раз делала такие повороты, за которые их же фанаты их ругают».

8. Morbid Angel «Radikult»

«Вот за такие песни, например, — cлишком похожа на Мэрилина Мэнсона. Или «Too Extreme» — вообще электроника какая-то. Очень мне нравится все это. Кстати, послушайте еще трек «Drum Check» с альбома «Heretic» — и смешно, и слышно невероятную технику барабанщика. Интересно, он использует триггеры для такой скорости игры на бас-барабане?»

9. Meshuggah «Bleed»

«Вот тут точно используют триггеры. Эта группа — редкий пример, когда в математическом металле удалось сохранить энергию и драйв трэш- и дэт-метала. И еще у них узнаваемый саунд. Ну и риффы, которыми открывается альбом «Nothing» (песня «Stengah»), — очень круто».

10. Death «Evil Dead»

«Обратно к классике. Чак Шульдинер (RIP) и группа, давшая название жанру. До 1990 года у них прям яркие мелодии были (как ни странно это для некоторых прозвучит). Я даже хотел предложить «Псу и группе» сделать кавер на эту песню (избавившись от текста, конечно), но руки не дошли. После 1990-го группа стала что-то слишком технически изощренное записывать».

11. Korn «Everything I've Known»

«Мне и новый, дабстеповый Korn очень нравится, хотя и послушать его на нормальной громкости не удается: ребенок маленький. А тихо слушать его смысла особого нет. Но эту песню я все-таки часто включаю».

12. «Последние танки в Париже» «Стукач»

«К сожалению, наших групп подобного жанра назвать не могу. Хоть мы и репетируем на точке, где вокруг нас, кажется, только металлисты и мракобесы, почти ничего не радует, все очень вторично. За небольшим исключением — например, у «ПТВП» новый альбом вышел. Хороший, мне понравился. Прошлый очень мрачный, что ли, был, а этот бодрый. А вот тут песня длится ровно минуту, а радости на целый день».

13. «Звуки Му» «Консервный нож»

«Я ее слышал на альбоме «Набрал хороших на один компакт», но там запись концерта, слов не разобрать. Более-менее ее слышно и видно в «Программе «А». Офигенная песня, хоть и старая. Люблю такие басовые партии — как локомотив катится».

14. Lard «The Power of Lard»

«Проект Йоргенсона из Ministry и Джелло Биафры. Концентрированная энергетика панк-рока и индастриала. Недавно узнал, что Биафра просто с лекциями по университетам ездит. Он даже музыку уже под свой речитатив не подкладывает».

15. Nick Cave & The Bad Seeds «Cannibals Hymn»

«Переходим к лирике потихоньку. Кейва все любят. Мне этот альбом нравится очень, «No More Shall We Part» и «Henry’s Dream». Когда сильно устаешь от музыки, Кейв все равно слушается».

16. Johnny Cash «Cocaine Blues»

«Какая бодрая, веселая музыка! Как народ реагирует! Русскому шансону очень такого не хватает. Барецкий мог бы подобные песни придумывать и исполнять — ему, правда, некоторой музыкальности не хватает, но зато собственная убедительность и энергетика в нем присутствует. Но, к сожалению, он предпочитает драться на странных телешоу, а не музыкой заниматься».

 

 

Презентации альбома «СБПЧ» «Лесной оракул» состоится в пятницу, 23 ноября, в петербургском «Цоколе», в субботу, 24 ноября, в московском Artefaq и в воскресенье, 25 ноября, в киевском клубе «44»

Ошибка в тексте
Отправить