Генеральный продюсер «Ретро FM» о коллекционерах винила, первой и последней русской звезде хип-хопа и Joy Division
«Афиша» продолжает публиковать большие интервью с руководителями главных музыкальных радио страны об их работе и перспективах их станций и той музыки, которая звучит в эфире. В новом выпуске — Владимир Иваненко, генеральный продюсер «Ретро FM».
Владимир Иваненко
генеральный продюсер «Ретро FM»
— Что вообще такое ретро? Как вы это для себя определяете?
— Для нас ретро — это музыка, которая что-то значит для людей от 30 до 50 лет. Это песни и артисты, которых мы захватили в советское время, когда смотрели по Центральному телевидению «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады» и «Утреннюю почту». Это музыка, под которую люди плясали на школьных и студенческих дискотеках и которая играла на танцплощадках и свадьбах — c начала
— Вы вроде бы в выгодном положении — вам не надо гоняться за новинками и рисковать с ротациями нового материала. С другой стороны, как не надоесть слушателю? Ведь получается, что на радиостанции крутится только определенный набор исполнителей и песен?
— Нам очень трудно надоесть слушателю, потому что этих песен, к счастью, очень, очень много. Взять, например, так называемый музыкальный феномен
— То есть получается, у вас репертуар вообще никак не меняется?
— Да нет, почему же. Радиостанция ведь не воспроизводит один и тот же список песен, как шарманка. В эфире играет музыкальная база, которая регулярно меняется и обновляется. Плюс мы постоянно что-то добавляем из
Сестры Базыкины, тот самый советский one hit wonder. В клипе появляется Владислав Листьев
— Ну «Руки вверх» были лет на 10 лет позже, чем «Ласковый май». А кто-то из ровесников «Рук» у вас сейчас играет?
— Например, группа «Комбинация» или Кай Метов.
— Но они тоже были раньше. Если судить по себе, то «Руки вверх» — это мои 12 лет, а «Комбинация» — мои 6 лет, это большая разница, разные поколения. «Руки вверх» вызывают ностальгию все-таки у людей помоложе.
— Хорошо, а если взять западных артистов? Какие танцевальные хиты выражают вашу ностальгию? Вот Доктор Албан, Haddaway, E-Type — это ваша музыка?
— Пожалуй, да. E-Type мы в детстве очень любили. Хотя они тоже лет на пять помоложе.
— Ну вот E-Type у нас в ротации. Более того, он настолько хорошо воспринимается аудиторией, что два года назад мы его даже позвали на «Легенды «Ретро FM». И там он, как говорится, нереально зажег — правда, сразу прыгнул со сцены в зал, поближе к фан-зоне, так что были даже проблемы с телеверсией.
— Ну а если говорить про, скажем так, более прогрессивные группы
— «Кар-Мэн» по полной играет на «Ретро FM» со всеми своими географическими хитами про Лондон, Сан-Франциско и Бомбей. Титомиру пока везет меньше. Мы его ставили, но без особых результатов, к сожалению. Не проходит даже супершлягер «Делай как я».
— А в чем принципиальная разница с «Кар-Мэн»?
— Во всем. Другая музыка, другой стиль и отсюда другой хитовый потенциал. Он же был нашей первой и вроде бы последней звездой хип-хопа, плюс этот очень американизированный образ, выходы на сцену в бейсбольной форме и все такое. А у нас ведь американская тема в широкий музыкальный формат не проходит — видимо, в годы железного занавеса Америка была слишком далеко. Даже такие гигантские международные бренды, как Мадонна и Майкл Джексон, не стали народными ни в Советском Союзе, ни в России, и мы играем буквально несколько их песен. Что же говорить о таких американских легендах как Дайана Росс, Донна Саммер, Синди Лаупер, Билли Джоэл. Для нас это два-три хита, а в Штатах Билли Джоэл — мегазвезда рок-н-ролла и даже сейчас может собрать в туре 10 стадионов.
Часто появляющаяся в эфире «Ретро FM» композиция ВИА «Ариэль» «В краю магнолий» многим памятна по кинофильму «Груз 200»
— У вас же, кстати, вообще рок-музыки мало играет.
— Достаточно мало. Потому что рок-музыка, называя вещи своими именами, имеет гораздо меньшую аудиторию. Мы все-таки говорим о такой общенародной ностальгической дискотеке-караоке. Под Deep Purple, Led Zeppelin и Pink Floyd особо не попляшешь, да и подпеть не всегда получится. Хотя это все слушали, конечно, взахлеб. И отдельные рок-группы у нас играют — например, Scorpions, Dire Straits, Nazareth.
— А пробовали ли вы ставить шансон?
— Да, пробовали. Но тут надо сначала разобраться, что называть шансоном. Как показывают исследования, для большинства людей шансон — это все-таки что-то, что ассоциируется с тюремным опытом. «Голуби летят над нашей зоной», «Хоп, мусорок, не шей мне срок»… Наши новые российские суперзвезды, которых относят к шансону, — Григорий Лепс, Трофим, Елена Ваенга, Стас Михайлов — это все-таки уже другое явление, скорее новое лицо российской эстрады и новый стандарт кассовых сборов. При этом наши слушатели, судя по опросам, не ждут, что эти артисты попадут в ротацию на «Ретро FM», — при всей народной любви. К нам люди приходят, чтобы забыть о проблемах, оказаться в полностью позитивной атмосфере — там, где уже гарантированно не произойдет ничего плохого. А от тех артистов, которых мы обсуждаем, аудитория ждет не только музыки, но и диалога. У них есть ответы на вопросы, которые традиционно возникают во время застолья, и они реализуют потребность в вагонных спорах и кухонных разговорах «за жизнь». Тем не менее у нас в эфире есть такие, на первый взгляд, «шансонные» звезды, как Михаил Шуфутинский, Любовь Успенская, — но они уже настолько легендарны, что находятся вне этой системы координат.
— Еще у вас, кажется, совсем не звучит советская эстрада — Аида Ведищева, Валентина Толкунова, Муслим Магомаев, допустим. Хотя казалось бы.
— При всем уважении к этим именам, у нас очень мало «официальной» эстрады, имеющей корни в
Из советской эстрады особенным спросом на «Ретро FM» пользуется Лев Лещенко
— Вы понимаете, что будет с аудиторией вашей радиостанции через 10 лет? По идее, она либо постареет, либо вам придется сдвигать ваши репертуарные рамки.
— Естественно, музыкальная база будет обновляться за счет материала
— Мне кажется, вы преувеличиваете влияние федеральных каналов на нынешнюю молодежь. Мои сверстники и люди младше меня в основном сидят в интернете. Плюс к тому, подростки часто придерживаются такой точки зрения, что, мол, если это слушают мои родители, значит, мы это слушать не будем.
— Хорошо. Какая музыка и какая эпоха дают больше всего музыкальных «приколов» для этого нового поколения? Где неисчерпаемый ресурс для семплов, ремейков и ремиксов? Это явно не про
По сведениям сайта Moskva.fm, самой ротируемой иностранной песней в последнюю неделю на «Ретро FM» была эта
— Ну хорошо, а если зайти с другой стороны? Пусть после
— А на каких радиостанциях она звучит, как вам кажется?
— Ни на каких.
— И как вы думаете, почему ее нет на радио?
— Потому что нет у нас такого радио, на котором она могла бы звучать. Ну у вас, наверное, она не звучит по той объективной причине, что она не звучала в Советском Союзе.
— Давайте оставим Joy Division и возьмем более широкий пример — The Cure. В теории мы могли бы поставить, предположим, песню «Friday I’m In Love», это немного похоже на мейнстрим. А теперь представим себе, как она будет выглядеть в музыкальной программе «Ретро FM». Конечно, у нас в эфире много смелых миксов. Си-Си Кэтч может легко повстречаться с группой «Кино», а Алла Пугачева — с La Bouche. Но The Cure — это совсем другой музыкальный, эмоциональный, информационный поток. Перспективы на «Ретро FM» у него нет, как бы ни менялись время и аудитория. А вот почему нет радиостанции, где бы постоянно играла такая замечательная музыка, — это вопрос на будущее. Наверное, это придет с развитием рынка, когда радиостанции будут вынуждены занять более узкие форматные ниши и сегменты. Вот в тех же США тысячи радиостанций играют тысячи разных программ — и ничего, всем хватает места под солнцем. Поживем — увидим.