перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Архив

Guapo, Алек К. Редферн, Les Reines Prochaines и другие новые прог-роковые альбом

Регулярная рубрика, отслеживающая новые хорошие записи в жанрах, которые традиционно не охвачены «Афишей». На сей раз Лев Ганкин отбирает девять лучших за последнее время альбомов прогрессив-рока в самом широком его понимании: от калифорнийских адептов жанра цойл и швейцарского авант-кабаре до брита

Alec K.Redfearn & The Eyesores «Sister Death»

кто это Вероятно, лучший авант-роковый аккордеонист в мире после смерти Ларса Холлмера и его долгоиграющий оркестр: состав инструментов и исполнителей периодически меняется, общие установки остаются неизменными.

как звучит Совершенно непредсказуемо. Мало того что звук родного аккордеона Редферн в лучших традициях гитаристов-экспериментаторов пропускает через гигантское количество педалей и эффектов, так еще и песни на диске декларативно непохожи одна на другую: к примеру, первые две — изнурительную краутроковую «Fire Shuffle» и гривуазную «Unawake» — здорово слушать одну за другой, дуплетом, а ближе к концу внезапно возникает кавер-версия блюзового стандарта «St. James Infirmary». Однажды Редферн признался, что изначально хотел играть на гитаре, а аккордеон выбрал импульсивно, в знак протеста против того, что делали с электрогитарами гранжевые музыканты времен его юности — и по-видимому, как раз выбор инструмента повлиял на то, что одно время его довольно заметно сносило в сторону разного рода цыганщины. Хорошие новости: на альбоме «Sister Death» это влияние сведено к минимуму.

зачем слушать Помимо всего прочего, Редферн хорош обилием высококультурных гиперссылок: композиция «Hashishin» записана под влиянием турецкой психоделики 1970-х, а самого себя музыкант — весьма небезосновательно — сравнивает с великим французским авант-роковым визионером Альбером Маркером. В сущности, по записям The Eyesores можно весьма продуктивно изучать историю неординарной рок-музыки последних лет сорока.

пример

 

«Fire Shuffle» и «Unawake», первые две песни альбома дуплетом

 

 

Corima «Quetzalcoatl»

кто это Американская группа, как минимум с подкупающим задором, а порой и не без всамделишного блеска работающая в специфическом жанре цойл.

как звучит Любой цойл звучит более-менее как группа The Magma, и альбом «Quetzalcoatl» не исключение; не зря он открывается пьесой под названием «Corima Iss de Hündin», явно отсылающей к магмовской классике «Kobaia Iss de Hündin». Есть, впрочем, и нюансы: в инструментарии тон здесь внезапно задает скрипка, а вместо выдуманного барабанщиком The Magma Кристиана Вандера кобайского наречия использовано древнеацтекское; правда, нигде не уточняется, действительно ли песни спеты на одном из языков семейства науатль или это просто некая ацтекоподобная абракадабра. Как бы там ни было, в итоге пластинка лишена мистической, космической ауры, окутывавшей лучшие записи The Magma, зато насыщена давно не слыханной в цойле энергией.

зачем слушать Сама группа The Magma в 2012-м выпустила диск, по собственным стандартам бледноватый; лучше послушать, как в том же самом жанре бодрее — и на данный момент лучше — выступают простые парни (и девчонки) из Лос-Анджелеса.

пример

 

«Quetzalcoatl»

 

 

Pixel «Reminder»

кто это Яркие норвежские дебютанты: свободомыслящий авант-джазовый квартет с контрабасисткой во главе; ни одному из участников еще нет и тридцати.

как звучит Как бодрый и нешаблонный современный джаз, впитавший множество параллельных влияний: духовые — труба и саксофон — порой на пару затевают натуральный дроун-эмбиент. Впрочем, главное влияние здесь, пожалуй — квартет Орнетта Коулмана (фамилия знаменитого фри-джазового новатора даже неуловимо слышится в заголовке трека «Call Me»). Подобно его ансамблю, у Pixel нет фортепиано, что позволяет музыкантам очень активно использовать в своих композициях воздух — в противовес технически виртуозному фьюжну здесь пространство между нот зачастую не менее важно, чем сами ноты. Если бы не спорадические заходы на территорию поп-музыки, группе Pixel суждено было пройти мимо этого списка — однако они здесь есть, и весьма удачные. На вышеупомянутую композицию «Call Me» — немыслимое дело для музыки подобного рода — сняли клип, в котором фигурируют дети в костюмах зайцев и норвежский пенсионер в коротких шортиках. Кончается все плохо.

зачем слушать В соответствии со своим названием «Reminder» действительно напоминает о том, что авант-джаз может быть молодым, веселым и по-хорошему отвязным, не нарушая при этом границ хорошего вкуса.

пример

 

Тот самый клип на композицию «Call Me»

 

 

Tusmørke «Underjordisk Tusmørke»

кто это Еще одни норвежские дебютанты, чей альбом, не сверяясь с буклетом и прочими источниками, легко принять за вынырнувшие невесть откуда архивные записи примерно 1971 года.

как звучит До одури аутентично. Больше всего альбом «Underjordisk Tusmørke» напоминает пластинки, которые принято относить к так называемому протопрогрессиву, — соло на флейте, уютно тренькающий на заднем плане электроорган, несколько театрализованная подача и общий благодушный настрой (даже когда речь в песне идет, скажем, о сатанинских ритуалах). В качестве ориентиров можно назвать преимущественно британские группы, издававшиеся на коллекционных ныне лейблах Vertigo, Island или Neon; из «классиков жанра» — разве что Jethro Tull, да и то с натяжкой и только образца первых двух-трех пластинок. Забавно, что на родине ансамбля, в Норвегии, с подобного рода музыкой «при жизни» как раз было туго.

зачем слушать Вполне уже привычно, что за хорошие записи в прог-роковом пространстве отдувается его левый, радикальный, авангардистский фланг. Вот, однако же, очаровательный альбом вполне традиционного толка — если не брать во внимание классиков из Änglagård с их прошлогодним выдающимся диском, то лучше, пожалуй, и не было.

пример

 

«Fimbul»

 

 

Kramer «The Brill Building»

кто это Важный персонаж американской авант-роковой сцены 1980–1990-х, продюсер, сонграйтер и мультиинструменталист, создавший лейбл Shimmy Disc, ответственный как минимум за два знаковых проекта тех лет (Shockabilly и Bongwater), открывший миру группу Low, а также поигравший с кем угодно от панков-шестидесятников The Fugs до талантливых пересмешников Ween.

как звучит Весьма неожиданно. С одной стороны, Брилл-билдинг на 49-й улице Манхэттена — намоленное место в американской музыкальной истории, в 1960-е годы служившее фактически штаб-квартирой тамошней музиндустрии: здесь работали Нил Даймонд, Берт Бакарак, Нил Седака и другие. С другой стороны, одноименный альбом Крамера выпущен джон-зорновской фирмой Tzadik, а сам автор в свое время в составе группы Shockabilly с успехом занимался циничными авангардистскими переложениями старинных рок-нетленок. Исходя из всего этого, логично было предположить, что на новой пластинке Крамер возьмется за старое — и действительно, здесь записан десяток кавер-версий на классику шестидесятнической поп-музыки. Удивительно другое: на сей раз 55-летний продюсер-эксцентрик подходит к оригинальному материалу с несвойственной ему прежде нежностью и предупредительностью — получается не пародия и не насмешка, но искренний и восторженный трибьют.

зачем слушать Потому что это как «Mondo Cane» Майка Паттона, только лучше, честнее и без излишнего самолюбования.

пример

 

«Spanish Harlem»

 

 

Emanuel & The Fear «The Janus Mirror»

кто это Бруклинский инди-оркестр, собранный консерваторскими выпускниками по заветам Arcade Fire, Broken Social Scene и т.п. К настоящему моменту состав сократился до шести человек, что способствовало группе только к украшению.

как звучит Авторы русскоязычных рок-энциклопедий 1990-х наверняка отнесли бы альбом «The Janus Mirror» к арт-року — и были бы по-своему правы. Находясь целиком и полностью в пространстве поп-музыки, Emanuel & the Fear тем не менее мыслят довольно нешаблонно: аранжируют композиции с помощью скрипок, флейт и виолончелей, привечают нечетные размеры и многочастные композиции. Сами музыканты утверждают, что испытали влияние Рахманинова и Daft Punk — но это не более чем стандартная для mp3-поколения демонстрация жанровой всеядности; а вот Electric Light Orchestra, 10сс, Genesis и Queen здесь, кажется, и правда наследили.

зачем слушать Чтобы убедиться, что хороших групп в Бруклине еще больше, чем вы думали.

пример

 

Клип на песню «My Oh My»

 

 

Fresh! «What Are You Doing in This Confusion?»

кто это Черт его знает, честно говоря. Какие-то японцы.

как звучит Как любая японская апроприация импортного стиля: до одури технично и в хорошем смысле слова безумно. Стиль в данном случае формально называется фьюжн, что малость пугает — но опасения оказываются беспочвенными; раз уж японцы в свое время и из прямолинейного хард-рока смогли сотворить гипнотический шедевр (альбом «Satori» группы Flower Travellin Band), то фьюжн им тем более по плечу. «What Are You Doing in This Confusion?» — это без малого час оглушительной пальбы из всех орудий: атональные соло на духовых, торопливая перкуссия, квазицитаты из «Smoke on the Water», резкая электрогитара в диапазоне от Роберта Фриппа до Джона МакЛафлина, но главное — почти тактильное ощущение этого самого confusion, путаницы и абсурда (на одну из композиций с пластинки снят подобающе нелепый клип, в котором фигурируют антропоморфные персонажи с головами не то из детского конструктора, не то из восьмибитных игр). Ориентиры — другие полоумные японские фьюжн-проекты, например, Tipographica. Восклицательный знак в названии ансамбля — Fresh! — приходится как нельзя кстати.

зачем слушать Чтобы узнать, как японцы традиционно обращаются с завезенными извне культурными ценностями: все свойственные им стилистические черты они возводят в куб, после чего еще и выкручивают ручки громкости на максимум.

пример

 

Тот самый нелепый клип на композицию, название которой можно перевести на русский как «Прощай, доброта»

 

 

Les Reines Prochaines «Blut»

кто это Четверо немолодых, но бойких швейцарских тетенек, первый и единственный ансамбль видной деятельницы современного искусства Пипилотти Рист (которой, впрочем, в составе уже давным-давно нет).

как звучит Как идеальная группа для клуба «Мастерская»: лихое полиглотское авант-кабаре с йодлями, задиранием юбок и прочими фривольностями. В вопросах культурной идентификации (на альбоме, кстати, есть трек «Identität») Les Reines Prochaines сообразно своему гражданству соблюдают строгий нейтралитет: на диске «Blut» примерно поровну веймарских зонгов, венских вальсов, аргентинского танго и балканщины. Среди прочего имеется частушка «Если бы я была вирусом» и виньетка под названием «Лизни меня своим родным языком». Представьте, что Псой Короленко превратился в швейцарскую даму средних лет — получатся Les Reines Prochaines.

зачем слушать Les Reines Prochaines не выпускали нового материала восемь лет, за это время в России о них успели подзабыть даже те немногие, кто был в курсе. «Blut» — достойное напоминание о себе, а авант-роковой статусности ему добавляет участие в записи видного ударника Дэйва Кермана (5uu’s, Thinking Plague, Present и т.п.), который заодно и спродюсировал альбом.

пример

 

«Sonntag ist Bratentag»

 

 

Guapo «History of the Visitation»

кто это Заслуженная британская авант-рок-группа, за без малого 20-летнюю историю успевшая попробовать свои силы, кажется, в решительно всех разновидностях мрачной инструментальной музыки.

как звучит Как коллаж из самых неблагополучных образцов жанра за всю его историю: от резких, жестких риффов King Crimson середины 1970-х до лавкрафтианского морока Univers Zero. Это, по крайней мере, относится к открывающей пластинку 26-минутной сюите «The Pilman Radiant» — завершается альбом ее же более компактной, шестиминутной версией с подзаголовком «radio edit»: как саркастически заметил один из сетевых комментаторов, «okay, good luck with that». И в самом деле, радио, на волнах которого можно представить себе какой-либо отрывок из альбома «History of the Visitation», вероятно, должно было бы вещать прямиком из преисподней — тут, кстати, впору вспомнить, что в переводе с английского visitation значит не только бабушку навестить, но вообще-то еще и «кара Божья». По сравнению с предыдущим альбомом Guapo «Elixirs», по меркам ансамбля непривычно тихим и неторопливым, «History of the Visitation» — полноценное возвращение к истокам; на место нагнетаемого почем зря кинематографического нуара вновь пришел непредсказуемый буйнопомешанный авант-рок.

зачем слушать Хотя бы затем, что это, пожалуй, первый мощный прог-роковый альбом 2013 года; весьма многообещающее начало.

пример

 

«Tremors From the Future»

 

Ошибка в тексте
Отправить