перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Архив

Джейсон Лескаллит, Джар Мофф, Tomutonttu, Джейкоб Ульман и другие новые авангард

Регулярная рубрика, отслеживающая с помощью приглашенных экспертов хорошие записи в жанрах, которые традиционно не охвачены «Афишей». На сей раз в зоне внимания — разнообразные авангардные диковины: самый тихий композитор в мире, современная философия, изложенная с помощью шумовых манипуляций, и дру

Jason Lescalleet «Songs About Nothing»

кто это Американский производитель достаточно широкого спектра шумовой музыки; бывший фанат хеви-метала, умеющий тонко воспринимать окружающую действительность.

как звучит Эта запись — своеобразная попытка переосмыслить классический альбом нойз-рокеров Big Black «Songs About Fucking», выпущенный в 1987 году. Правда, догадаться об этом, не имея перед собой обложки и названий композиций, которые так или иначе пародируют оригинал, может только истовый поклонник раннего творчества Стива Альбини — семплы и мотивы из «Песен о е…ле» тут присутствуют в минимальной дозировке. Треки продолжительностью в пару минут состоят то из обрывков фидбеков, то из записей птичьих песен и церковных хоралов, а где-то в промежутке можно споткнуться о знакомое «I Think I Fucked Your Girlfriend Once». Впрочем, у альбома есть вторая сторона, а там — 43-минутная композиция вне рамок общей тематики, в которой речевки (предположительно) участников «арабской весны» и замедленный хит Depeche Mode находятся друг от друга на расстоянии превосходного «конкретного» пейзажа.

зачем слушать «Songs About Nothing» попадает в тренд на исследование памяти поколения о звуках, услышанных в детстве, но предлагаемый опыт — не коллективный, а личный лескаллитовский. По части трансляции интимного ему можно доверять: на предыдущем сольном альбоме он использовал аудиозаписи своих последних разговоров с умирающим отцом.

пример

 

«The Power of Pussy»

 

 

300 Basses «Sei Ritornelli»

кто это Трио аккордеонистов, составленное из испанца, итальянца и швейцарца. Кроме собственно аккордеонов в записи использовались только некие неназванные «объекты». Двое из участников 300 Basses также занимаются современным искусством, третий однажды переложил «Metal Machine Music» Лу Рида на нотный язык.

как звучит Как все что угодно, кроме трех аккордеонов. Шесть медленно развивающихся композиций (ритурнелей, вынесенных в название) богаты текстурой и методично парализуют волю слушателя своим звуковым весом. В центральной вещи, которая называется «Male Carne», можно расслышать эхо группового секса трех танков Mk V в опустевшем на ночь музее военной истории — и вот так у них все.

зачем слушать «Sei Ritornelli» — это путешествие в потустороннюю жизнь знакомого, но вышедшего из широкой моды инструмента. Запись на физическом носителе, когда надоест, станет нетривиальным подарком младшему родственнику, который любит блэк-метал.

пример

 

«Abbandonato»

 

 

Jar Moff «Commercial Mouth»

кто это Молодой дебютант-афинянин, про которого мало что известно: в интернете, например, можно найти изображение только левой половины его лица. Выпустил его зато берлинский лейбл PAN, заслуживший себе большой кредит доверия в области странных звуков всего за четыре года существования.

как звучит На «Commercial Mouth» нет ни одного звука, произведенного или записанного самим автором. Все богатства тут были расхищены с других пластинок, идентифицировать которые не представляется возможным. Концепт пландерфонии (от англ. plunder — воровать, мародерствовать) оформил в конце 1980-х канадец Джон Освальд, хотя подобная тактика применялась, конечно, и ранее. Джар Мофф таскает материалы для главного рисунка из экстатического джаза и другой импровизационной музыки, а динамику создает вырванными из хип-хопа битами, причем не цельными пассажами, а по одному удару. В остальном основная субстанция альбома состоит из деформированных слоев гула и космического ретрофутуризма.

зачем слушать Шапку у Моффа пламя не тронуло: «Commercial Mouth» настолько удачно скроен, что звучит как материал однородного происхождения, который можно было бы продавать под вывеской внуков, скажем, ансамбля AMM. Сам же Мофф такими темпами рискует стать новым Полем Дольденом (если увлечется излишествами) или Стивеном Степлтоном (если отправится на поиски изнанки мира).

пример

 

«Commercial Mouth»

 

 

Tomutonttu «Hylyt»

кто это Один из сольных проектов финна Яна Андерсена, наиболее известного своей экспериментальной группой Kemialliset Ystavat («Химические друзья»). В создании этой записи также поучаствовал немец Марк Рихтер, делающий свою музыку под именем Black To Comm.

как звучит Сказочно. Из аудиомусора, скопившегося от деятельности прочих его музыкальных ипостасей, Андерсон вырастил звуковой заповедник, населенный продукцией родного фольклора и, видимо, собственного воображения. Tomutonttu — это, кстати, название финского домового, который живет в сауне. Еще «Hylyt» удивительным образом напоминает лучшие полевые записи Криса Уотсона, основателя группы Cabaret Voltaire, сделавшего карьеру на стрекоте африканских жучков и уханьях исландских гейзеров.

зачем слушать Ярчайшая образность этой музыки — прямая путевка в урочище собственной детской мифологии, действовавшей между бабушкиным платяным шкафом и бездной за оторванной половицей на дачной веранде.

пример

 

Что-то вроде трейлера альбома

 

 

Aufgehoben «Fragments of the Marble Plan»

кто это Немолодые уже британские нойз-рокеры (с ударением на нойз), у которых преподаватель философии играет на кирпичах.

как звучит «Фрагменты мраморного плана» сегодня могут показаться достаточно старомодными — им бы куда больше подошла Англия начала 1980-х, где процветал лейбл Broken Flag с The New Blockaders, Consumer Electronics и Маурицио Бьянки в каталоге. Тем не менее концентрация агрессивной энергии в их механическом шуме настолько высока, что слушатель легко представит себя обнаженной жертвой атаки сразу всего оборудования сборочного цеха какого-нибудь «АвтоВАЗа». Для описания содержания этого альбома отлично подойдет цитата из Эрнста Юнгера, объяснявшего понятие «ужас» через падение сквозь ряд тонких жестяных листов: «Третий, четвертый, пятый лист, и, по мере того как ускоряется падение, все быстрее следуют друг за другом удары, их стремительный темп похож на барабанную дробь. Падение и барабанная дробь набирают бешеный темп, превращаясь в мощные раскаты грома, в конце концов взрывающие границы сознания».

зачем слушать На самом деле новые Aufgehoben — музыка в рамках жанра достаточно изобретательная. Ограниченный, даже с учетом задействованных кирпичей, набор приемов компенсируется их использованием в не самой банальной последовательности.

пример

 

«Ethicsisanoptics»

 

 

Florian Hecker «Chimerization»

кто это Немец-концептуалист, специалист по нейролингвистике, конструирующий на своем лэптопе звуковые экзерсисы на основе новых философских течений. Не путать с Тимом Хекером.

как звучит «Chimerization» — это текст иранского мыслителя Резы Негарестани, читающийся вслух на английском, немецком и фарси (каждая версия выпущена отдельно), который подвергается нападкам со стороны по-наждачному резкой электроники Хекера. На протяжении каждой композиции речь разлагается все сильнее, а продолжительность музыкальных вставок возрастает с нескольких секунд до минут примерно пяти. Можно заметить определенную схожесть с работой Элвина Люсье «I am Sitting in the Room» (где одна и та же запись голоса проигрывается и записывается раз за разом, пока не уничтожается частотным резонансом пространства) с той разницей, что Хекер терпит фиаско — после 30 минут усилий отдельные фразы все так же отчетливо различимы.

зачем слушать Хекер и Негарестани пытаются в сравнительно доступной форме рассказать про спекулятивный реализм — философскую теорию, рассматривающую человека и мир вне антропоцентричной установки мышление-бытие. На этой конкретной записи немец, вероятно, хочет продемонстрировать тщетность попытки разорвать семантическую связь между голосом человека и соответствующим ему образом, как бы намекая, что такой связи может и не быть. Что там точно есть, так это восхитительная красота звуковых решений, а записи на всех трех языках хоть и похожи, но все же разные, как три драки хорошо знакомых друг с другом каратистов.

пример

 

Отрывок англоязычной версии. Скачать и послушать все три полностью (с соответствующей документацией) можно здесь

 

 

Vanessa Rossetto «Exotic Exit»

кто это Скрипачка из Техаса, которая, заручившись одобрением и помощью Грэма Лэмкина (основателя значимой британской группы The Shadow Ring и творческого партнера вышеупомянутого Джейсона Лескаллита), начала эстетизировать звуки своей повседневной жизни.

как звучит На двух треках этого альбома (вообще их три, но первый — скорее интерлюдия) Россетто сознательно разделяет условный «Дневник Бриджит Джонс», то есть звуки, найденные в своей бытовой рутине, и игру на скрипке, альте, виолончели и еще доброй половине содержимого оркестровой ямы. В ее видении случайные и намеренные звуковые находки должны лежать в отдельных сундучках, хотя, казалось бы, соблазн оформить арию дребезжащего громкоговорителя на фоне струнных — искушение из неконтролируемых. Но нет, Россетто по-бодрийяровски четко скидывает рабочую робу, облачается в домашний халатик и помещает свой зад в удобную лохань перед телевизором, в котором — канал «Культура».

зачем слушать Россетто, во-первых, одна из немногих женщин, умеющих работать в, к сожалению, чисто мужском жанре звукового надрыва. Во-вторых, ее переходы от репрессивной функциональности к вечерней свободе скрывают в себе невероятное число подземных туннелей, которые в свою очередь тоже соединены системой тайных ходов; пароли от них кто-то, кажется, назвал по громкой связи.

пример

 

«348315»

 

 

Eli Keszler «Catching Net»

кто это 29-летний американский барабанщик и художник, который раньше участвовал в панк- и хардкор-группах, а теперь создает гигантские автоматизированные музыкальные инструменты, под звуки которых играет сам.

как звучит Инсталляции Кесслера, вокруг которых выстроены все композиции, это системы пианинных струн разной длины (до 7 метров), натянутых на стенах и колеблющихся автоматически с помощью заданного алгоритма. Сам Кесслер остервенело импровизирует на барабанной установке, стоящей посередине, используя металлические детали, создающие лязгающий диссонанс, а также временами смычок для виолончели. На двух отрывках к нему присоединяются сначала струнный, а затем духовой квартет, реагирующие на звуки инсталляции.

зачем слушать У Кесслера самого по себе самобытная техника игры, которую он все время развивает. Когда к этому добавляются фаготы, саксофоны и гитары, результат становится совсем соблазнительным. Очков Кесслеру добавили и обстоятельства: у двух лучших молодых перкуссионистов мира — Криса Корсано и Брайана Чиппендейла из группы Lightning Bolt — сейчас творческий кризис.

пример

 

Отрывок альбома

 

 

Jakob Ullmann «Fremde Zeit Addendum»

кто это Немецкий композитор, вдохновляющийся Борхесом и Солженицыным. Сочиняет и записывает, возможно, самую тихую музыку в мире.

как звучит Длинные минималистичные композиции для небольших струнных и духовых ансамблей звучат экстремально тихо, но фокус тут не в особенностях записи. Ульман специально заставляет музыкантов еле трогать свои инструменты, при этом некоторым командует играть еще и быстро. В итоге композиции звучат как будто из буфета, а в пространстве между позицией слушателя и исполнителями развивается независимое действие: кто-то проходит, что-то говорит, дверь скрипит, иногда капает вода.

зачем слушать Ульман придумал хитроумный рецепт, чтобы избавиться от невнимательных слушателей: их у «Fremde Zeit Addendum» просто не может быть по определению. Положение Ульмана выигрышно вдвойне — невозможно отказать хотя бы в некоторой симпатии музыке, на банальное прослушивание которой ушло столько сил.

пример

 

Превью альбома

 

 

Rhodri Davies «Wound Response»

кто это Валлийский арфист и перформансист, известный, например, дуэтом с английским джазовым редукционистом Джоном Бутчером. Иногда сжигает свои арфы после концертов.

как звучит На этой записи Дэвис неожиданно решил стать звездой психоактивного рока, видимо, осознав стратегическое преимущество своего инструмента — на нем играют двумя руками. Миниатюрная арфа здесь электрифицирована, а звук пропущен через, судя по всему, сразу несколько педалей дисторшна. 10 коротких треков состоят по большей части из резких монотонных ритмических фигур, прогресс внутри которых сведен к минимуму. Распознать источник шума, извлекаемого Дэвисом в исступлении, без предварительно знания практически невозможно.

зачем слушать Примитивистский экзорцизм Дэвиса в эпоху глубочайшего застоя в мире рок-музыки звучит свежо и мощно. Поскольку арфа для Уэльса — это главный инструмент, запись можно рассматривать и как эскиз новой национальной идеи.

пример

 

«Questions of Middle Distance»

 

Котик «Афиши Daily» присылает ровно одну хорошую новость в день. Его всегда можно прогнать и отписаться.
Ошибка в тексте
Отправить