перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Архив

«Blue Monday»

В регулярной архивной рубрике — главная песня манчестерской группы New Order, за которую они не получили ни гроша, и ее многочисленные перепевки: от EBM-версии до струнного оркестра.

Фотография: Getty Images

Группа New Order отмечает приход нового, 1985 года. Слева направо: Джиллиан Гилберт, Бернард Самнер, Стивен Моррис, Питер Хук. Тот самый blue monday наступит где-то через месяц

 

Репетиционная база New Order в манчестерском пригороде Читхэм-хилл была невероятно унылым местом: на заднем дворе — кладбище; вода из чайника столь омерзительна, что ее вкус вокалист Бернард Самнер помнит до сих пор. С инструментами тоже не ладилось — секвенсор Powertran, доделанный Самнером в домашних условиях, не получалось соединить с драм-машиной Oberheim DMX. Помог друг и тезка продюсера Мартина Ханнета по фамилии Ашер, который придумал цепь, пришел, все подключил и нажал на кнопку «Go».

New Order со странной охотой рассказывают обо всем, что связано с их самой популярной песней, — вполне возможно, что эту красивую историю они просто выдумали. Зато они бесхитростно выдали список семплов, заимствований и иных подробностей, благодаря которому конструктор «Blue Monday» ловко разбирается на составные части.

Вступительные шестнадцатые — из куплета второстепенной песни Донны Саммер «Our Love». Неритмично вплывающий через четыре такта секвенсор — личная вина Джиллиан Гилберт, ошибка, которую, однако, сочли обаятельной и решили оставить. На бас-линию заметно повлиял хит травести-звезды Сильвестра «You Make Me Feel (Mighty Real)». Партия бас-гитары, по признанию Питера Хука, заимствована из «La resa dei conti» Эннио Морриконе. Потусторонний хор можно услышать в «Uranium» Kraftwerk. Вообще этот конструктор напоминает главный хит итальянской постдиско-группировки Klein & MBO «Dirty Talk», да и сами New Order уже использовали его в композиции «586» — та длилась двадцать минут, впервые прозвучала на открытии клуба Haçienda в 1982 году и в сокращенном варианте появилась на альбоме «Power, Corruption and Lies».

 

Избранные фрагменты из четырех песен, которые повлияли на «Blue Monday»

 

 

Все, однако, было бы слишком просто, если бы «Blue Monday» оказалась лишь нарезкой семплов из любимых электронных треков бывшей постпанк-группы. С одной стороны, «Blue Monday» прозвучала ровно тогда, когда было нужно, — в 1983 году симптомы смерти диско были очевидны, в то время как под хаус танцевали уже далеко не только в чикагских гей-клубах. «Blue Monday» — точка соприкосновения, равно реминисценция недавнего прошлого и предсказание будущего. Вместе с тем редко где еще механическое пианино и бесстрастный голос способны выразить то, чего не могут большинство нарядных поп-песен. Это, как точно определил Самнер, «не песня, а машина, которая заставляет людей танцевать».

Как установили безвестные ученые, blue monday приходится на понедельник последней недели января — якобы это самый печальный день в году. Самнер придумал текст с ходу, не имея в виду ничего конкретного; интерпретаций «how does it feel to treat me like you do», разумеется, появилось великое множество. Песня о расставании; песня о жестоком обращении с детьми; песня о Фолклендской войне (капитуляция Аргентины — понедельник, 14 июня 1982 года); песня о недовольстве фанатов New Order тем, что их любимая группа не выходит на бис; песня об абстинентном синдроме; песня о Яне Кертисе (который, кстати, покончил с собой в воскресенье, за день до того, как Joy Divison должны были отправиться в тур по Америке)… «Эти слова — первое, что пришло мне в голову»; «Блин, да это же просто песня!» — возмущается Самнер. Хук вспоминает, что New Order кроме электроники слушали в то время американского пианиста Фэтса Домино — самого известного исполнителя другой «Blue Monday», рожденной в 50-х. «Грустный понедельник, ненавижу этот грустный понедельник, буду работать весь день, как раб», — поет Домино; если принять во внимание такую интерпретацию, любопытно выглядит второй куплет New Order о предшественниках, которые жили согласно своему призванию.

 

Оригинальный клип на «Blue Monday» — видео, правда, снималось на краткую версию песни

 

 

Дикая популярность «Blue Monday» была для New Order полной неожиданностью. Питер Хук уверен, что «Temptation», или «Thieves Likes Us», или «Everything's Gone Green» куда больше подходили на роль самого главного хита. Вышло по-другому— двенадцатидюймовый сингл на семь с половиной минут (без припева!) держался в чартах пятьдесят недель и был продан в общей сложности более чем миллионным тиражом. Музыканты надеялись, что песня позволит им нажимать кнопку на синтезаторе и не играть ничего на бис, — однако многие стали ходить на их концерты, только чтобы увидеть, как группа New Order исполняет ту самую песню «Blue Monday». К слову, ее исполнение в эфире BBC стабильно занимает место в списках худших телевизионных выступлений всех времен: Самнер позорно ищет октаву, синтезаторы сбиваются, никто не слышит друг друга, биты включаются когда не надо.

New Order не получили за «Blue Monday» ни пенни — во-первых, потому что из своего кармана оплачивали долги Haçienda, во-вторых, потому что лейбл Factory продавал сингл по фунту, хотя производство конверта в форме дискеты стоило на десять пенсов дороже. Не получили они и золотого диска, потому что Factory не входил в Британскую ассоциацию производителей фонограмм. В каком-то смысле «Blue Monday» — одна из главных историй неуспеха в поп-музыке, когда все, что можно, в силу разных обстоятельств пошло не так. Впрочем, истинные дивиденды New Order вряд ли можно измерить с помощью денег, а объяснить, почему и в 2083 году ремикс, кавер или оригинал «Blue Monday» прозвучит совершенно не старомодно, невозможно ни анатомией, ни любыми другими обстоятельствами.

 

То самое неоднозначное выступление на BBC

 

 

10 кавер-версий «Blue Monday»

 

1. Orgy

Печальный «смертельный поп» (определение группы) из Лос-Анджелеса. Автор этих строк надеется, что кавер-версия Orgy на «Blue Monday» когда-нибудь перестанет быть самой популярной — люди победят раскрашенных киборгов, а исконная прохладца оригинала снова победит.

 

 

2. Brythoniaid Male Voice Choir

Валлийский мужской хор из сорока с лишним человек, каждый из которых поет лучше не только группы Orgy, но и самого Самнера (хотя бы чисто технически). Если вспомнить о милитаристских смыслах, на которые намекает и исходный клип, — как-то так звучит идеальное исполнение «Blue Monday» в качестве строевой песни.

 

 

3. Кайли Миноуг

Впервые «Blue Monday» исполнили вживую в Мельбурне в 1982 году. Кайли Миноуг как раз из Мельбурна; впрочем, тогда ей было только четырнадцать, и вряд ли она могла присутствовать на концерте New Order — зато через двадцать лет очень уместно объединила ее уже со своим самым главным хитом. Если вспоминать другие схожие важные упоминания — предположительно именно бас-линия «Blue Monday», а не исходного «You Make Me Feel…», послужила основой рианниной «Shut Up And Drive».

 

 

4. Absolute Body Control

Ремиксы на «Blue Monday» существуют чуть ли не во всех известных электронных жанрах, но лучше всего песня звучит в самых мрачных обрамлениях — например, индастриал-версиях или вот в таком виде: бельгийский EBM-дуэт даже выпускал свою перепевку отдельным синглом.

 

 

5. Biosphere

Для сборника «Power, Corruption & Lies» норвежец Гейр Йенссен выбрал именно «Blue Monday», которой в первоначальный варианте альбома вообще-то не было. На тридцатой секунде кажется, что за все ответит один лишь вокодер; затем, впрочем, прибавляются и другие инструменты, включая вокал с придыханием, — не самое очевидное решение для эмбиент-музыканта.

 

 

6. Nouvelle Vague

Лаунж-версия знаменитой французской кавер-группы, у которой даже самый грустный понедельник похож на праздный выходной.

 

 

7. Flunk

Еще одни норвежцы, с помощью женского голоса и акустической гитары превратившие «Blue Monday» в саундтрек к какому-нибудь романтическому ситкому.

 

 

8. 808 State

В 1988 году произошло два важных события, объединяющих New Order и рейв-культуру: во-первых, группа впервые пробовала экстази, во-вторых, вышел инструментальный ускоренный микс Квинси Джонса, который вдохновил новую электронную сцену на многочисленные переделки. Одна из самых показательных — вот этот «So Hot Mix» манчестерцев 808 State, с которыми, кстати, Самнер споет через три года на альбоме «ex:el».

 

 

9. Zook

Соло на гармошке в американизированной версии в исполнении малоизвестных лондонских специалистов по даунтемпо.

 

 

10. The String Quartet

Беспокойная версия, сыгранная будто бы не квартетом, а целым оркестром струнных из Лос-Анджелеса.

 

Котик «Афиши Daily» присылает ровно одну хорошую новость в день. Его всегда можно прогнать и отписаться.
Ошибка в тексте
Отправить