перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Архив

Nite Jewel о Пугачевой, Ветлицкой, Земфире и себе самой

В Москву едет Nite Jewel — калифорнийская девушка Рамона Гонзалес, водящая дружбу с Ариэлем Пинком и Женевой Джакузи и записывающая романтичный синтезаторный поп. «Афиша» поговорила с Гонзалес и показала ей 7 песен русских певиц.

1. Алла Пугачева «Ты не стал судьбой»

 

 

— Как это читается? Ала Пугатчэва? Какая печальная дива. Песня просто чумовая — столько переплетенных и в то же время абсолютно разных сегментов. Мне понравился момент в видео, где она сексуально прикасается к собственной руке.

— Это самая главная советская поп-дива, что-то вроде нашей Тины Тернер или Дайаны Росс. Как вы относитесь к таким большим певицам? У вас есть любимые?

— В детстве я их очень много слушала. Уитни Хьюстон, Мэрайю Кэри, всех этих черных поп-певиц конца 80-х и начала 90-х. Потом, когда я подросла, в старшей школе я врубилась в Мадонну — причем сразу во все альбомы скопом. Я иногда захожу на YouTube и смотрю старые выступления Уитни Хьюстон, на шоу Дэвида Леттермана, например. Таких исполнительниц сейчас больше нет — как она держится, а как поет! Это что-то невероятное.

— В музыке таких больших певиц всегда было какое-то особое благородство, изящество — мне кажется, вы попытались воспроизвести его на «One Second of Love».

— Можно так сказать, да. Я хотела, чтобы в этом альбоме вообще не было иронии. Решила не прятаться за лоу-файным звуком или реверберацией. И это благородство выросло из самого звука — мне пришлось как минимум притвориться, что я уверенная в себе и изящная женщина, иначе ничего не сработало бы.

— Взрослая поп-музыка, R’n’B, сейчас, можно сказать, легитимизирована. То, что с ней происходит, как-то вам помогло?

— Мне казалось, что я противостою всем трендам, делаю все совсем не так, как всем кажется крутым. Я подумала: «Так, все подражают поп-музыке в ироничной манере, почему бы мне не сделать это совершенно серьезно, с уважением к первоисточнику?» Тут еще важно понимать, что поп-музыка для меня всегда была, как вы выражаетесь, легитимной. В юности я не слушала панк и альтернативу, я слушала мейнстримовый поп, так что он никогда не казался мне стыдным.

 

2. Жанна Агузарова «Верю я»

 

 

— Очень красивая песня, и мне очень нравится ее голос. По-моему, тут есть какие-то эфиопские мотивы. По сравнению с предыдущим клипом, эта песня полна настоящих эмоций, и девушка явно с характером. Кто она?

— Ну, если Пугачева была мейнстримовой звездой 80-х, то это одна из главных женщин русского рок-андеграунда. Тут еще видео интересное — это передача «Музыкальный ринг», которая была чуть ли не единственным шансом для музыканта попасть на телевидение в те времена. Я в связи с этим вот что хотел спросить: вы же одна из немногих, кто стал популярным через MySpace, вас нашел Ноа Баумбах и использовал в своем фильме. Как это было?

— Это все перевернуло с ног на голову. Я долгое время вообще не думала о себе как о музыканте, и уж тем более не думала об этом как о профессии. Начиная с того момента я прошла через целую цепочку шоковых состояний. Я не могла поверить, что люди слушают мою музыку. Не могла поверить, что кто-то использует ее в фильме. Не могла поверить, что отправляюсь в тур. В общем-то, тогда я отключила тогда мозг и просто стала плыть по течению. Это теперь я думаю, что важно все планировать и понимать, что ты делаешь, а тогда мне казалось, что это помешает творчеству.

— Вам нравится, что кто угодно теперь может распространять свою музыку?

— Сложно сказать. Думаю, мой первый альбом никогда бы не вышел в эпоху пластинок или CD. Потому что, по правде говоря, он звучал, как демо. Но теперь люди готовы слушать что угодно в любом виде. Это хорошо, потому что мне нравится мой первый альбом, я горжусь им и рада, что люди его послушали. Но у меня-то получилось записать хороший лоу-файный альбом, а огромное количество людей записывают мусор, и их альбомы, к сожалению, тоже выходят в свет и загрязняют интернет, так что минусы тут тоже есть.

— То есть, по-вашему, есть плохая музыка, которой не должно существовать?

— Плохая в смысле «я не могу ее слушать»? Конечно. Плохая в смысле «этого не должно быть»? Ну нет, конечно. Это же просто искусство. Я не пытаюсь судить его по законам морали, ничего такого.

 

3. Наталья Ветлицкая «Душа»

 

 

— Шизофреническое видео. В песне используется множество клише из поп-музыки 80-х, от которых мне обычно становится плохо, но вокал спасает положение. Чувствуется, что звук чуть более американизированный, чем у предыдущих двух песен. Вообще, это очень смешно, я рада, что вы мне это показали!

— Это самое начало 90-х, сразу после распада СССР, так что можно сказать, что эта певица представляет собой модель новой свободной женщины. Как вам кажется, сейчас женщинам легче делать музыку, чем, скажем, 20 или 30 лет назад?

— Да, определенно. Теперь девушки все могут решать сами. На нашем пути, правда, все еще встает много препятствий. Лейблы, например, все время пытаются свести женщин-музыкантов с мужчинами-продюсерами. Мой муж — продюсер, и я вижу, как к нему все время обращаются большие инди-лейблы, чтобы он подравнял звук в записи какой-нибудь девушки, даже когда этого совершенно не требуется. Помню, когда я только начинала, все лейблы, на которые я думала подписаться, хотели представить Nite Jewel как мой совместный проект с Коулом, хотя всю музыку делала я одна. Преимущество нынешних времен в том, что в наше время ты можешь сказать просто «нет» и делать все так, как сама захочешь.

— На первых порах муж вам сильно помогал со звуком, насколько я знаю. А теперь?

— Он всегда мне помогает, я до сих пор многого не умею. Поначалу даже было проще — я записывалась на восьмидорожечный магнитофон, так что там не приходилось особо думать. Коул только добавлял барабаны и бас и сводил все. Процесс все равно я контролировала. А теперь, когда я перешла на цифровую запись, мне сложнее — я до сих пор толком не умею пользоваться Pro Tools, так что он мне содействует.

 

4. «Колибри» «Цветок»

 

 

— О-о-о, как круто! Похоже на то, что происходило в Сан-Франциско в 90-е годы, когда я там росла — Riot grrrl, только еще с добавлением норвежских металлических мотивов. Мне очень нравится, как невинный и сладкий вокал сочетается с кусачим и неровным звуком. Спасибо, это я точно сохраню себе куда-нибудь.

— Мне тут очень нравится вокальная манера, певица одновременно разговаривает и поет. Как вам кажется, в случае с женщинами слушатели больше обращают внимания на голос?

— Определенно. Люди явно прислушиваются к женским голосам больше. Причем, мне кажется, тут есть очень конкретное противостояние: человек любит либо невинные, сладкие женские голоса, либо грубые и жесткие. Так что певицам приходится выбирать между ними.

— Голос — это еще и единственное, что певица не может в своей музыке поменять. Поэтому с ним появляются какие-то особые отношения. У вас они есть?

— О, вы даже не представляете, насколько вы правы. Мы с моим голосом через многое прошли. Я сейчас работаю над новым альбомом и очень много внимания уделяю вокалу. Вообще, то, как ты поешь, какие интонации выбираешь — самое главное на каждом новом альбоме. Знаете, я училась джазовому пению, но теперь стараюсь держать эту манеру под контролем, не перебарщивать с ней. Честно говоря, я ее терпеть уже не могу.

 

5. Chikiss «Медленно»

 

 

— Ох-хо, что тут происходит? Это правда 2011-й? Очень странно. Но мне нравится, очень мило и аккорды красивые. Мелодия, может быть, слишком приторная, но зловещий бэк-вокал и странное видео отлично все балансируют. Хм, знаете, это похоже на ту русскую группу, с которой я работала, Ifwe. Такой же меланхоличный дрим-поп, шугейз, в таком духе.

— Это логично: и Ifwe и Чикис из одного города, можно сказать, что они часть одной сцены. Она много играет на синтезаторах, я поэтому хотел у вас спросить — что для вас синтезатор?

— Ха-ха, синтезаторы... Когда я только начала записываться, как Nite Jewel, у меня было электрическое пианино Yamaha, но мне было сложно выразить себя на нем. Никак не могла найти правильный звук. А потом я купила наконец Juno-60, и тут все поменялось. Главное отличие синтезаторов в том, что на них можно создавать собственный звук, а не использовать заранее запрограмированные сэмплы. А мне как композитору это необходимо. Я пианистка, я училась играть на фортепиано, но его звук для меня слишком скучный и традиционный. Мне нужно что-то более футуристичное.

— «One Second of Love» звучит очень по-ночному. Так часто говорят про музыку, и это часто ничего не значит, но в вашем случае это, по-моему, очень конкретное свойство — у вас как-то так пространство построено.

— Интересно, что вы говорите про пространство. Мы записывали альбом на пленку, и на каждую песню у нас было всего по двенадцать дорожек. Так что нам приходилось очень точно решать, что мы делаем. И поскольку каждый звук имел такой вес, каждый из них как бы имеет свое место, из них выстраивается именно что целое пространство. Еще интересно, что альбом мы записывали в очень странной маленькой студии в Беркли, в которой не было окон. Там все время было темно — утром, ночью, все время одинаково темно, так что мы не знали, какое время суток снаружи. В воздухе висело какое-то особое ощущение тьмы. То есть это там правда есть.

 

6. Moremoney «Much Better»

 

 

— О, это мне очень нравится. Интересная вариация на тему клише 80-х. Вообще звучит как музыка, которую легко могли сыграть в Лос-Анджелесе. Мне кажется, это похоже на то, что я делала на «One Second of Love», хотя более помпезно — я в восторге.

— Эта группа начиналась, как дуэт, а музыканты познакомились в университете. Мне кажется, что по их музыке слышно, что ее делают образованные люди. Вы же занимались философией, вы продолжаете ее изучать? Она как-то повлияла на вашу музыку?

— В каком-то смысле продолжаю изучать. Как раз на днях перечитывала Ницше, «По ту сторону добра и зла». С философскими книгами же как — если ты их читаешь, в любом случае приходится по-настоящему вдумываться и вчитываться. Что же до музыки, то философия на нее, безусловно, повлияла. В каждом человеке есть несколько личностей, и во мне живет философ. По-моему, это именно мужчина. Во всяком случае, в моих песнях с философскими темами можно расслышать почти что мужской голос. Иногда мне кажется, что эти песни вообще другой человек написал, а не я — и что он о чем-то своем размышлял в этот момент.

 

7. Земфира «Кувырок»

 

 

— Это тоже что-то современное? Красиво. Не совсем в моем вкусе, но неплохо — по-моему, похоже на заставку к какому-то подростковому сериалу, вроде «Бухты Доусона». Знаете, что еще тут интересно? Во всех песнях, что вы мне показали, очень похоже обходятся с ритмом — и выбирают очень похожие звуки перкуссии. Вот эти хлопки есть, у Ifwe, например, такие же были. Какая-то такая русская особенность, забавно.

— Расскажите немного про свой опыт с Look At Me и Ifwe. Вам было интересно поработать с русскими музыкантами?

— Спрашиваете! У нас все здорово получилось, потому что песня мне мгновенно понравилась. Я сразу поняла, что хочу с ней сделать, засела в своей студии и с ходу стала какие-то штуки добавлять. В общем, мы с Ifwe моментально нашли общий язык. Было интересно убедиться, что где-то на другом конце Земли есть люди, которые тебя понимают музыкально.

— Вы вообще после этого стали слушать русскую музыку?

— Ну конечно. Ариэль Пинк и девушки из Puro Instinct — безумные поклонники русской музыки, а мы дружим. Они все время что-нибудь ставят и говорят: «Смотри, русская Женева Джакузи! Русский Ариэль Пинк! В России целая параллельная сцена, где есть русские аналоги всех наших групп». Так что я много всяких безумных видео видела. И сама потом стала что-то искать. Но, по правде говоря, у вас столько всего происходит, что в это сложно так с ходу врубиться. Надо, чтобы кто-нибудь сделал исчерпывающий микс русской музыки, из которого можно составить представление, что у вас происходит. Я бы такой с удовольствием послушала.

— Что вы вообще думаете про современную ситуацию, в которой Америка и в меньшей степени Англия — главные поставщики музыки в мире, а про всех остальных мало что слышно?

— Это печально. Когда я была маленькая, моя мама очень любила болгарскую и румынскую музыку. Она туда съездила, а потом вернулась и стала посещать такие специальные музыкальные лагеря в Северной Калифорнии, куда привозили македонских и румынских музыкантов, а они учили нас танцевать, делать инструменты и так далее. Так что я с самого детства понимала, что музыка есть по всему миру. Ограничиваться двумя странами — это очень глупо. Но так устроен бизнес, что все западное сейчас доминирует. Надеюсь, когда-нибудь ситуация поменяется. Вот и мы с вами сейчас что-то для этого сделали.

 

Для тех, кто хочет освежить в памяти творчество самой Гонзалес — семь видео Nite Jewel в одном плейлисте

 

 

Nite Jewel сыграет концерт в московском баре Oldich Dress & Drink в следующую пятницу, 26 июля

Ошибка в тексте
Отправить