перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Архив

Мама анархия

14 октября Нина Хаген выступит на дне рождения клуба «Б2»

О Нине Хаген в России знают многое. Она училась в Московской Консерватории по классу вокала, поэтому свободно владеет русским языком. Получив высшее образование, она бежала в Западный Берлин, перепрыгнув ночью через Берлинскую стену. Пятнадцать лет назад она написала песню о Горбачеве, в связи с чем Раиса Максимовна в 1990 году лично принимала ее в Москве. Первый московский концерт немецкой панк-певицы, тем не менее, состоится лишь осенью 2002-го, на дне рождения клуба «Б2». Накануне концерта Юлия Кисина встретилась с Ниной в пригороде Берлина близ озера Ванзее и выяснила, что все в жизни хаген было не так.

– Ходит много легенд о том, как вы бежали из Восточной Германии. Как все было на самом деле?

– Моим отчимом был Вольф Бирман, популярный в ГДР эстрадный композитор. Когда мне был 21 год, отчиму разрешили дать концерт в Западной Германии. Этот концерт показывали по всем телеканалам Западного Берлина. Но на следующий день власти (переходит на русский) «Немечки демократически републички»… сказали, что если он вернется обратно, то не получит больше разрешения на выезд. Они были очень злы на него: на концерте отчим много шутил на политические темы, отпускал колкости в адрес ГДР. Это было такое политическое кабаре. Ну вот они и вышвырнули его, то есть не разрешили ему вернуться домой. Тогда я написала письмо Хонеккеру. Я писала, что если он не позволит моему отчиму вернуться, то я прошу отпустить на Запад и меня, потому что я не хочу жить без него, потому что он мой отчим, мой лучший друг и мой учитель-вуду! И на следующий день мне ответили, что я могу выехать немедленно. Это была моя карма. Я много раз пробовала попасть на Запад, но никогда не понимала, как это сделать. Я ездила в Польшу и пыталась как-то связаться с политическими группами, организовывавшими побеги, но ничего не получилось. Пробовала и другие пути, в Восточном Берлине. Вообще, подробно об этом написано в моей новой толстой книге «That’s Why the Lady Is a Punk».

– Вы не в курсе, эта книга будет переведена на русский?

– Нет, пока нет. Она даже по-английски еще не вышла. Да и в Германии выйдет только в декабре.

– Вы только что говорили о карме и учителях-вуду. Вашу дочь зовут Косма Шива. А на обложках некоторых дисков вы просто вылитая Богоматерь. Как вы на самом деле относитесь к религии?

– О’кей, все очень просто. Моим учителем был Бабаджи, он не принадлежал ни к одной религии – но уважал каждую. И я тоже. Он говорил, что мы должны следовать религии нашего сердца. Я сделала об этом фильм. Если ты действительно хочешь понять, в чем моя религия, ты должна посмотреть мой фильм. Я уже много лет показываю его на фестивалях и просто в кинотеатрах. Я дважды показывала его на фестивале в Нью-Йорке по ночам. А две недели назад впервые показала в Голливуде. Да!

– Откуда взялся Бабаджи?

– Из универсума. Это таинственная, легендарная фигура – как Иисус Христос. Знаете, в «Послании к евреям» говорится о Мельхиседеке. У Мельхиседека не было отца, не было матери, не было родных, никто не знает, с чего началась его жизнь и чем закончилась. С Бабаджи – то же самое. Его знают немногие. Некоторые, узнав о нем, начинают смеяться, говорят, что он сумасшедший, но другие говорят: «Хоп!» (Хлопает в ладоши.) Например, я! Я ученая, ха! Я читаю, я встречаю людей, я учусь понимать, я понимаю, я делаю фильм. Все зависит от тебя. Если ты хочешь видеть и слышать, ты увидишь и услышишь. Если нет – то нет, может быть, когда-нибудь потом.

– Вы говорите, Бабаджи пришел из универсума. Но вы же встретили его не прямо посреди универсума? Где именно произошла ваша встреча?

– В Гималаях. Я встретилась с ним в пещере у подножия Гималаев, где он провел четырнадцать лет. А в 1984-м он умер. Он умер, но оставил прекрасное послание к человечеству.

– Что за послание? Это тексты или видеозаписи?

– В основном это рассказы людей, которые были с ним. Апостольские свидетельства. Послание Бабаджи заключается в том, что все люди обладают одинаковой ценностью, что мы должны учиться жить в гармонии и согласии друг с другом – и это относится не только к людям одной национальности, но и ко всем нациям сразу. В принципе, это скорее коммунистическое послание, чем религиозное. Я росла в Восточной Германии, где победил социалистический фашизм, хотя нам говорили, что это и есть коммунизм. Но что такое коммунизм? Бабаджи мог это прекрасно объяснить.

– А что такое коммунизм?

– Это гуманизм и человечность. Все это есть в моем фильме.

– Вам известны современные марксисты?

– Нет, я не сторонник марксизма-ленинизма-маоизма. Хотя я знакома с этим материалом. Но месседж Бабаджи – это нечто гораздо большее, чем учение Карла Маркса и Ленина, потому что Ленин и Маркс не замечали божественного. Они видели жизнь как путь от рождения к смерти. Но я хочу видеть все. Я шаман. Я хочу знать истину.

– А что такое истина? Вообще – она существует?

– Да, конечно! Истина – это то, что мы называем любовью. Это значит видеть прекрасную сущность жизни, энергию, любовь.

– Вообще, если люди говорят: «Мы и только мы – носители истины» – это сразу пахнет тоталитаризмом. Это же насилие – по сути, то же самое, что делали коммунисты или фашисты.

– Они все украли из «Санатан Дхармы», откуда и происходит изначальная истина. Все украдено из Индии. Гитлер украл свастику, перевернул ее и стал использовать в своих целях. Но люди, которые ищут истину, в конце концов находят ее. Ты должен только смотреть и слушать. Все здесь: радиостанции, телевидение, антенны, рецепторы. Я живу в поисках истины, и я сделала об этом фильм.

– Вы так много говорите об этом фильме… А в Москве вы случайно не собираетесь его показывать?

– С большим удовольствием! Я показывала его в Нью-Йорке, в Швейцарии, в Берлине, у меня всегда с собой видеокассета. Я устраиваю «Ночь Шивы» (Shiva Night), где звучит не только рок, но и музыка из Гималаев, и черная американская музыка госпел, и духовная музыка с живыми инструментами. Там я и показываю фильм. Нет, все же в Москве мы для начала покажем рок-кабаре, а потом, если я приеду еще раз, то уж точно устроим «Ночь Шивы».

– Что такое рок-кабаре? Это как-то связано с политическим кабаре вашего отчима?

– Конечно. В моих песнях всегда есть политическое послание. А кабаре – это старая история. В ГДР я устраивала секретное кабаре, потому что мы не могли появиться на сцене с такой программой – все это было слишком дико.

– Что такое секретное кабаре?

– Мы делали представления тайно, на частных квартирах. Я, как жительница Берлина, воспитывалась на традициях политического театра Бертольда Брехта. Да. Уроженка Берлина и универсальный гражданин вселенной.

– Вкусы со временем меняются. Что вы делаете сейчас? С кем работаете?

– Для меня важны мой сын и моя дочь, Косма Шива. Она актриса, но не только. Она организует вечеринки под открытым небом, она работает вместе с отличными диджеями и художниками, и я тоже работаю теперь с друзьями моей дочери. Она приводит меня туда, где звучит лучшая музыка и где проходят лучшие вечеринки. Моя дочь – это мой босс.

– Я знаю, что вы с дочерью участвуете в движении зеленых. Чем именно вы занимаетесь?

– Недавно мы проводили демонстрацию перед посольством Индии с несколькими активистами PETA (People for the Ethical Treatment of Animals – «Люди за этичное обращение с животными». – Ред.). В Индии крайне жестоко обращаются со священными коровами. Ужасными дорогами гонят их на скотобойни и, когда они уже до смерти изнемогают, им ломают хвосты и сыплют в глаза перец чили, чтобы они продолжали идти дальше. Их сотнями загоняют в транспортные вагоны, так что они умирают еще до того, как попадают на скотобойню. На самом деле в Индии существуют законы: сколько коров можно забивать и каким способом, сколько коров помещается в транспортный вагон, какие бойни легальны, а какие нет. Мы выступали за то, чтобы Индия придерживалась этих законов. Множество известных фирм во всем мире сейчас бойкотируют индийскую кожу – Reebok, Adidas, другие. Мы вообще много чего делаем с PETA. Например, захватываем обувные магазины, которые не поддерживают этот бойкот.

– Вы боретесь за этичное отношение к животным. А что же с человеком? Как вы, например, относитесь к возможности изменить генетический код человека?

– Я не хочу иметь ничего общего с людьми, которые занимаются атомной энергией или копаются в человеческих генах. Они ведут себя, как маленькие дети в детском саду, откуда ушел воспитатель. Я в этих случаях всегда возвращаюсь мыслями к Бабаджи и слушаю свое сердце.

– Каким вы видите будущее?

– Уже сейчас множество молодых людей поддерживают Гринпис. Множество людей различных возрастов возмущены экспансией и агрессией империализма, благодаря которой компании все больше наживаются на людях. Земля становится все более истощенной, изнасилованной, человек же живет только для труда! Но сердца людей еще не раскрылись. Я думаю, мать-природа сделает так, что будет еще хуже. Должно случиться много природных и военных катастроф, чтобы люди сказали: «Да, теперь мы понимаем, о чем речь».

– И последний вопрос. В 1990 году вы приезжали в Москву по приглашению супруги Михаила Горбачева. Как вам запомнилась Раиса Максимовна?

– Не знаю. Вообще-то, я никогда с ней не встречалась.

Ошибка в тексте
Отправить