История новой английской электроники в 10 лейблах
В субботу в «Солянке» состоится вечеринка Night Slugs — одного из самых влиятельных английских электронных лейблов последних лет. Чтобы понять, каково место Night Slugs в истории и что ему предшествовало, «Афиша» составила краткую историю лейблов, выпускающих британскую электронику последнего десятилетия
Tempa
годы расцвета: 2001–2008
артисты: Horsepower Productions, Skream, Benga, Coki, El-B
Лейбл, который начал выпускать дабстеп еще до того, как он стал так называться. Сам термин для подпольного тустепа, музыки мрачной, спотыкающейся и перегруженной басами — и появившейся в противовес мейнстримовому варианту с R’n’B-вокалистами вроде Алии и Крейга Дэвида, — придумал журналист, диджей и ведущий подпольного радио Rinse Стив Гудман (он же Kode9), когда писал о новой плеяде продюсеров. В июле
пример | Skream «Midnight Request Line» (2005)
DMZ
годы расцвета: 2004 — 2006
артисты: Digital Mystikz, Loefah
Несмотря на то что лейбл появился первым, DMZ — это прежде всего вечеринка, второе ключевое дабстеп-мероприятие после «Forward>>». DMZ — сокращение от названия дуэта Digital Mystikz: они основали контору, они же — а также их постоянный соратник Лоуфа — были и остаются единственными ее клиентами. До того эти трое успели выпустить по релизу на Big Apple Records, самом первом лейбле, ориентированном исключительно на дабстеп и принадлежащем одноименному магазину в Кройдоне, вокруг которого и сформировалась тусовка любителей грайма, британского гаража и тустепа. Там же начинали, например, Бенга, Скрим и Артворк, ныне составляющие дабстеп-супергруппу Magnetic Man. Собственно, релизов на DMZ вышло не так много, но все они более-менее эпохальные: именно их авторы первыми сильно замедлили ритм нарождающегося нового стиля и насытили его индустриальными семплами — в результате получился звук, наиболее близкий к тому, который ныне подразумевается под понятием «классический дабстеп». Вечеринки DMZ, кстати, проходят до сих пор — недавно шестая их годовщина собрала возле брикстонского клуба Mass километровую очередь, а в двух залах выступили, кажется, все причастные к зарождению жанра люди.
пример | Digital Mystikz «Lost City» (2004)
Hotflush
годы расцвета: 2004 — настоящее время
артисты: Scuba, Distance, Boxcutter, Joy Orbison, Mount Kimbie
Образовавшись в 1999 году как промогруппа, Hotflush переключились на выпуск пластинок в
пример | Joy Orbison «Hyph Mngo» (2009)
Hyperdub
годы расцвета: 2006 — настоящее время
артисты: Kode9 & Spaceape, Burial, Terror Danjah, Ikonika, King Midas Sound, Zomby
В
пример | Burial «Archangel» (2007)
Tectonic
годы расцвета: 2005 — настоящее время
артисты: Pinch, 2562, Skream, Jack Sparrow
Tectonic обладает одним из лучших каталогов среди профильных лейблов. Изначально ориентированный исключительно на дабстеп, с 2005 года он регулярно выпускает двенадцатидюймовые синглы (реже — альбомы и сборники) с дабстепом и всем, что вокруг. И все это время держит планку. Одним из самых любопытных релизов Tectonic за последние пару лет стал новый альбом заслуженного ямайского даб-продюсера Сайнтиста, где мастер переосмысляет треки людей вроде Kode9, Distance, Гвидо, Шеклтона, King Midas Sound и других.
пример | Pinch «Get Up» (2007)
Soul Jazz
годы расцвета: 2006 — настоящее время
артисты: Kode9, Pinch, Skream, Digital Mystikz, Ramadanman, Cotti, LV, Pearson Sound
В представленном ряду известнейший британский лейбл с почти двадцатилетней историей смотрится диковато. Soul Jazz преже всего славен своими переизданиями и сборниками различной диковинной музыки — редкого регги, ноу-вейва, фанка и прочего, но в его каталоге с самого начала нередко проскальзывала электронная музыка, совпадающая с эпохой, а не отстающая от нее. В девяностых это были эйсид-джаз и хаус, в первой половине нулевых — электро и техно. Неудивительно, что на лейбле обратили внимание и на дабстеп, и на его последствия (см. прошлогоднюю компиляцию «Future Bass»). Все изданные Soul Jazz музыканты подписаны где-нибудь еще, а зачастую и вовсю имеют собственную выпускающую компанию; тем не менее релиз на Soul Jazz — очень хорошая строчка в резюме, а компиляции, которые здесь выходят, как правило, могут служить исчерпывающим путеводителем по актуальному состоянию аппаратных звуков.
пример | Four Tet «Nothing to See» (2010)
Planet Mu
годы расцвета: 2006 — настоящее время
артисты: Vex’d, Boxcutter, Pinch, Benga, Distance, Starkey, FaltyDL, Terror Danjah, Ikonika, Gemmy
Созданный автором проекта μ-Ziq Майком Парадинасом британский независимый лейбл-гигант (первые три года существования — с 1995-го по 1998-го — Planet Mu находился под крылом у мейджора Virgin) с самого своего возникновения выпускал всевозможную передовую электронику. Еще в
пример | Legion of Two «And Now We Wait» (2009)
Rinse
годы расцвета: 2007 — настоящее время
артисты: Roska, Кэти Би, Geeneus
Любому неравнодушному к грайму и дабстепу человеку название Rinse знакомо прежде всего по крупнейшей пиратской радиостанции Лондона (Rinse легализовались лишь год назад, спустя шестнадцать лет после начала вещания), специализирующейся на местной урбанистической электронике: грайме, гараже, драм-н-бейсе, фанки-хаусе и дабстепе. Еще в 2003-м был запущен одноименный лейбл — он, впрочем, довольно долго раскачивался. Rinse знаменит в основном своими компиляциями и микстейпами, записанными бывшими и нынешними ведущими станции и прочими причастными к процессу людьми — вроде Скрима, Plastician и рулевого Rinse FM Джиниуса. Эти сборники — редкая возможность услышать новые звуки английской бас-музыки на CD; количество их уже приближается к двадцати. Выходит на Rinse и оригинальный материал — синглы и альбом Роски, например.
пример | Roska «Love 2 Nite» (2010)
Hessle Audio
годы расцвета: 2008 — настоящее время
артисты: Ramadanman, Untold, Peverelist, Джеймс Блейк
Hessle был запущен лондонцем Дэвидом Кеннеди (он же Pearson Sound, он же Ramadanman) в
пример | James Blake «The Bells Sketch» (2010)
Night Slugs
годы расцвета: 2010 — настоящее время
артисты: Girl Unit,
Чем всех сразу покорил Night Slugs — такой это целой пачкой совершенно новых имен (большая часть артистов лейбла дебютировали именно там) и конкурентноспособным материалом, отсылающим сразу ко множеству подвидов андеграундной танцевальной музыки последних лет двадцати — и к грайму, и к классическому хаусу, и к кислотному техно. Музыка там выходит довольно разная, но стабильно пополняющийся каталог лейбла выглядит очень цельным (возможно, косвенной причиной тому служат красочные обложки, выполненные в единой стилистике). Как и многие старшие собратья, Night Slugs начинался как вечеринка, организаторы которой Алекс Сушон (он же Bok Bok) и Джеймс Коннолли (он же
пример | Girl Unit «Wut» (2010)