перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Архив

История новой английской электроники в 10 лейблах

В субботу в «Солянке» состоится вечеринка Night Slugs — одного из самых влиятельных английских электронных лейблов последних лет. Чтобы понять, каково место Night Slugs в истории и что ему предшествовало, «Афиша» составила краткую историю лейблов, выпускающих британскую электронику последнего десятилетия

Tempa

годы расцвета: 2001–2008

артисты: Horsepower Productions, Skream, Benga, Coki, El-B

Лейбл, который начал выпускать дабстеп еще до того, как он стал так называться. Сам термин для подпольного тустепа, музыки мрачной, спотыкающейся и перегруженной басами — и появившейся в противовес мейнстримовому варианту с R’n’B-вокалистами вроде Алии и Крейга Дэвида, — придумал журналист, диджей и ведущий подпольного радио Rinse Стив Гудман (он же Kode9), когда писал о новой плеяде продюсеров. В июле 2002-го американский журнал XLR8R вышел с обложкой, на которой слово «дабстеп» было напечатано крупным шрифтом, там же красовалась группа Horsepower Productions — единственные на тот момент музыканты (не считая одноразового дуэта Dub War), подписанные на молодой лейбл Tempa. Их наравне с продюсером El-B и принято считать основоположниками жанра в его классическом виде. Кроме того, важную роль в популяризации новых звуков стала серия миксов «Dubstep Allstars», которую на Tempa начали издавать в 2004-м — когда для широкой публики еще никаких stars по большому счету не было.

пример | Skream «Midnight Request Line» (2005)

 

 

DMZ

годы расцвета: 2004 — 2006

артисты: Digital Mystikz, Loefah

Несмотря на то что лейбл появился первым, DMZ — это прежде всего вечеринка, второе ключевое дабстеп-мероприятие после «Forward>>». DMZ — сокращение от названия дуэта Digital Mystikz: они основали контору, они же — а также их постоянный соратник Лоуфа — были и остаются единственными ее клиентами. До того эти трое успели выпустить по релизу на Big Apple Records, самом первом лейбле, ориентированном исключительно на дабстеп и принадлежащем одноименному магазину в Кройдоне, вокруг которого и сформировалась тусовка любителей грайма, британского гаража и тустепа. Там же начинали, например, Бенга, Скрим и Артворк, ныне составляющие дабстеп-супергруппу Magnetic Man. Собственно, релизов на DMZ вышло не так много, но все они более-менее эпохальные: именно их авторы первыми сильно замедлили ритм нарождающегося нового стиля и насытили его индустриальными семплами — в результате получился звук, наиболее близкий к тому, который ныне подразумевается под понятием «классический дабстеп». Вечеринки DMZ, кстати, проходят до сих пор — недавно шестая их годовщина собрала возле брикстонского клуба Mass километровую очередь, а в двух залах выступили, кажется, все причастные к зарождению жанра люди.

пример | Digital Mystikz «Lost City» (2004)

 

 

Hotflush

годы расцвета: 2004 — настоящее время

артисты: Scuba, Distance, Boxcutter, Joy Orbison, Mount Kimbie

Образовавшись в 1999 году как промогруппа, Hotflush переключились на выпуск пластинок в 2003-м и остаются одним из самых активных и влиятельных лейблов бас-сцены. Руководит им Пол Роуз, он же Скуба; неудивительно, что большая часть его дискографии — в каталоге Hotflush. Лейбл держит нос по ветру: пару лет назад его каталог пополнился модным юношей по кличке Джой Орбисон — под именем Joy O он выпустил тут двенадцатидюймовку олдскульного дип-хауса с обилием перкуссии, вполне в духе времени.

пример | Joy Orbison «Hyph Mngo» (2009)

 

 

Hyperdub

годы расцвета: 2006 — настоящее время

артисты: Kode9 & Spaceape, Burial, Terror Danjah, Ikonika, King Midas Sound, Zomby

В 2006 году лейбл, созданный Стивом Гудманом (и выросший из его же одноименного интернет-журнала), выпустил свой первый полноформатный релиз — альбом анонимного продюсера Burial. Тут-то, по большому счету, все и началось — о дабстепе услышали люди, никогда прежде не интересовавшиеся звуками британского электронного подполья, а сам Burial стремительно превратился в большую звезду, начал сотрудничать с людьми калибра Тома Йорка и даже был вынужден раскрыть свою анонимность после того, как расследованием его личности занялся таблоид The Sun. Спустя несколько месяцев после «Burial» вышел и первый альбом самого Kode9, который тоже моментально занял видное место в каноне дабстепа. В том же году Гудман со своим напарником, ответственным за речитатив, приехал в Москву с концертом — так в городе начались дабстеп-вечеринки. А история Hyperdub продолжилась самым достойным образом — примерами тому служат альбом King Midas Sound и блестящая компиляция «5 Years of Hyperdub», окончательно закрепившая за лейблом репутацию наиважнейшего для сцены. Правда, есть мнение, что в последние пару лет Hyperdub немного подзачах — но пока на репутации Гудмана и его лейбла это почти никак не сказалось.

пример | Burial «Archangel» (2007)

 

 

Tectonic

годы расцвета: 2005 — настоящее время

артисты: Pinch, 2562, Skream, Jack Sparrow

Tectonic обладает одним из лучших каталогов среди профильных лейблов. Изначально ориентированный исключительно на дабстеп, с 2005 года он регулярно выпускает двенадцатидюймовые синглы (реже — альбомы и сборники) с дабстепом и всем, что вокруг. И все это время держит планку. Одним из самых любопытных релизов Tectonic за последние пару лет стал новый альбом заслуженного ямайского даб-продюсера Сайнтиста, где мастер переосмысляет треки людей вроде Kode9, Distance, Гвидо, Шеклтона, King Midas Sound и других.

пример | Pinch «Get Up» (2007)

 

 

Soul Jazz

годы расцвета: 2006 — настоящее время

артисты: Kode9, Pinch, Skream, Digital Mystikz, Ramadanman, Cotti, LV, Pearson Sound

В представленном ряду известнейший британский лейбл с почти двадцатилетней историей смотрится диковато. Soul Jazz преже всего славен своими переизданиями и сборниками различной диковинной музыки — редкого регги, ноу-вейва, фанка и прочего, но в его каталоге с самого начала нередко проскальзывала электронная музыка, совпадающая с эпохой, а не отстающая от нее. В девяностых это были эйсид-джаз и хаус, в первой половине нулевых — электро и техно. Неудивительно, что на лейбле обратили внимание и на дабстеп, и на его последствия (см. прошлогоднюю компиляцию «Future Bass»). Все изданные Soul Jazz музыканты подписаны где-нибудь еще, а зачастую и вовсю имеют собственную выпускающую компанию; тем не менее релиз на Soul Jazz — очень хорошая строчка в резюме, а компиляции, которые здесь выходят, как правило, могут служить исчерпывающим путеводителем по актуальному состоянию аппаратных звуков.

пример | Four Tet «Nothing to See» (2010)

 

 

Planet Mu

годы расцвета: 2006 — настоящее время

артисты: Vex’d, Boxcutter, Pinch, Benga, Distance, Starkey, FaltyDL, Terror Danjah, Ikonika, Gemmy

Созданный автором проекта μ-Ziq Майком Парадинасом британский независимый лейбл-гигант (первые три года существования — с 1995-го по 1998-го — Planet Mu находился под крылом у мейджора Virgin) с самого своего возникновения выпускал всевозможную передовую электронику. Еще в 2004-м на Planet Mu вышла одна из ключевых для раннего дабстепа записей грайм-продюсера Mark One. Примерно к 2006-му дабстеп-релизы стали занимать львиную долю среди новинок Planet Mu — и занимают до сих пор, причем пластинки это не из последних. Среди прочего имеются любопытные опыты по скрещиванию дабстепа с прочей злободневной музыкой, в том числе и на компакт-дисках (что для многих остальных лейблов из этого списка — не приоритет). Еще Planet Mu выпускает сборники — некоторые из них собраны крестной мамой дабстепа — радиоведущей BBC Radio 1 Мэри-Энн Хоббс.

пример | Legion of Two «And Now We Wait» (2009)

 

 

Rinse

годы расцвета: 2007 — настоящее время

артисты: Roska, Кэти Би, Geeneus

Любому неравнодушному к грайму и дабстепу человеку название Rinse знакомо прежде всего по крупнейшей пиратской радиостанции Лондона (Rinse легализовались лишь год назад, спустя шестнадцать лет после начала вещания), специализирующейся на местной урбанистической электронике: грайме, гараже, драм-н-бейсе, фанки-хаусе и дабстепе. Еще в 2003-м был запущен одноименный лейбл — он, впрочем, довольно долго раскачивался. Rinse знаменит в основном своими компиляциями и микстейпами, записанными бывшими и нынешними ведущими станции и прочими причастными к процессу людьми — вроде Скрима, Plastician и рулевого Rinse FM Джиниуса. Эти сборники — редкая возможность услышать новые звуки английской бас-музыки на CD; количество их уже приближается к двадцати. Выходит на Rinse и оригинальный материал — синглы и альбом Роски, например.

пример | Roska «Love 2 Nite» (2010)

 

 

Hessle Audio

годы расцвета: 2008 — настоящее время

артисты: Ramadanman, Untold, Peverelist, Джеймс Блейк

Hessle был запущен лондонцем Дэвидом Кеннеди (он же Pearson Sound, он же Ramadanman) в 2007-м вместе с продюсером Pangaea и диджеем Беном UFO и, несмотря на скромное количество релизов, году к 2009 стал одним из самых обсуждаемых дабстеп-лейблов. В основном благодаря своему владельцу, уже в двадцать лет имевшему резиденцию в клубе Fabric и выпускавшемуся на Soul Jazz и Tempa. Специализация — минималистичный дабстеп и фанки-хаус. В этом году лейбл выпустил первую отчетную компиляцию с 24 треками, по которой понятно, что история у Hessle славная — и что она еще не закончилась.

пример | James Blake «The Bells Sketch» (2010)

 

 

Night Slugs

годы расцвета: 2010 — настоящее время

артисты: Girl Unit, L-Vis 1990, Jam City, Kingdom, Egyptrixx, Mosca, Bok Bok, Lil Silva

Чем всех сразу покорил Night Slugs — такой это целой пачкой совершенно новых имен (большая часть артистов лейбла дебютировали именно там) и конкурентноспособным материалом, отсылающим сразу ко множеству подвидов андеграундной танцевальной музыки последних лет двадцати — и к грайму, и к классическому хаусу, и к кислотному техно. Музыка там выходит довольно разная, но стабильно пополняющийся каталог лейбла выглядит очень цельным (возможно, косвенной причиной тому служат красочные обложки, выполненные в единой стилистике). Как и многие старшие собратья, Night Slugs начинался как вечеринка, организаторы которой Алекс Сушон (он же Bok Bok) и Джеймс Коннолли (он же L-Vis 1990) выпустили на непримечательном лейбле Dress 2 Sweat одноименную совместную пластинку, после чего вошли во вкус и стали издавать собственное творчество и продукцию единомышленников сами. Именно основатели Night Slugs и приедут отыграть в Москве трехчасовой сет и встанут за пульт вдвоем — точно так же, как это происходит на ударных вечеринках в Лондоне.

пример | Girl Unit «Wut» (2010)


L-Vis 1990 и Bok Bok, основатели лейбла Night Slugs, станут хедлайнерами завтрашней вечеринки «Capital Bass» в «Солянке».

Ошибка в тексте
Отправить