перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Архив

10 лучших новых лейблов

Сейчас уже не так важно, вышел альбом на Warp или на Ninja Tune, на Merge или на Domino — важные независимые лейблы прошлого заслуженно превратились в маленьких мейджоров. Тем не менее даже в условиях кризиса индустрии находятся люди, создающие лейблы, которые становятся символом нового андеграунда и авангарда. «Афиша» рассказывает о 10 самых важных — от Not Not Fun до Brainfeeder.

Not Not Fun

Not Not Fun

Основанный в 2003 году Амандой и Бриттом Браунами Not Not Fun стал одним из первых лейблов, выпускавших музыку, которую потом назовут гипнагогическим попом. Издавалась она (и по сей день нередко издается) на самом соответствующем жанру носителе — кассетах; потом на Not Not Fun начали выходить и виниловые пластинки. Примерно до начала 2010-го Not Not Fun был довольно малоизвестной и закрытой историей, но затем, благодаря нескольким альбомам, имевшим широкий резонанс, и демаргинализации гипнагогического попа, которую провели Altered Zones и прочие блоги, практически начал задавать вектор развития новомодного жанра. По крайней мере лишние или случайные люди теперь на Not Not Fun не попадают. Простой пример: когда хорошая группа Rangers, в прошлом году отметившаяся крепким альбомом «Suburban Tours», недавно объявила, что новая их запись выйдет на Not Not Fun, большинство поклонников жанра сильно радовались за ансамбль — мол, пацаны пришли к успеху.

 

Главные релизы

 

Sun Araw «The Phynx»

Первый и лучший альбом проекта Камерона Сталлоунса. В отличие от последующих пластинок Sun Araw, в «The Phynx» нет тропической благости — он давит слушателя мощными, проникновенными, мизантропическими и безумно медленными гитарными соло.

«Harken Sawshine»

 

Pocahaunted «Island Diamonds»

Лучшая запись первого проекта самой Аманды Браун: смутный мутировавший этнический даб. Вторая участница, Бетани Косентино, потом придумает популярную ныне группу Best Coast и будет считать свою деятельность в Pocahaunted «большой глупостью».

«Riddim Queen»

 

Peaking Lights «936»

Прямой наследник «Island Diamonds» — тоже экспериментальный даб с женским вокалом, но куда более солнечный и щедро разбавленный допотопными клавишными. Один из лучших альбомов 2011-го.

«All the Sun that Shines»

 

Прямая речь

Аманда Браун

 

«На Not Not Fun во многом влияют люди, которые живут и работают вместе с нами в Лос-Анджелесе — просто потому, что никому другому мы пока не нужны. Я, например, точно не дозвонюсь до Шаде, а до Камерона из Sun Araw дозвонюсь – и он сможет рассказать мне о каком-то новом знакомом, который делает невероятную музыку. Вообще, нам нравится работать с нашими друзьями — но ровно до тех пор, когда они приносят новый готовый альбом. В такие моменты я начинаю думать о них не как о моих друзьях, а как о настоящих рок-героях – очень странно представлять, что кто-то близкий тебе может делать феноменальную музыку».

официальный сайт лейбла

Hippos in Tanks

Hippos in Tanks

Самый новый — первый выпущенный альбом датируется прошлым годом — лейбл в нашем списке, успевший, тем не менее, наделать шороху. Ориентация — опять же, гипнагогическая поп-музыка в различных проявлениях. Несмотря на молодость, среди клиентов Hippos in Tanks уже значатся такие авторитеты жанра, как Даниэль Лопатин из Oneothrix Point Never (выпустивший на описываемом лейбле две записи своего любопытного сайд-проекта Games) и Джеймс Ферраро, и вовсе отдавший Hippos in Tanks свой последний на данный момент и чрезвычайно ожидаемый поклонниками странной музыки альбом. Будущее для этой конторы видится крайне благоприятным.

 

Главные релизы

 

Games «That We Can Play»

Вышеупомянутый проект приезжающего вскоре в Россию Даниэля Лопатина, который лучше всего описывается английским выражением «bastard pop» — то есть испорченная поп-музыка с фигой в кармане.

«Strawberry Skies»

 

Sleep ∞ Over «Forever»

Первая большая пластинка американки Стефани Франчиотти; нежный, плавный, стопроцентно девичий гитарно-клавишный дрим-поп.

«Romantic Streams»

 

James Ferraro «Far Side Virtual»

Та самая новая работа Джеймса Ферраро: симфония для дешевых клавишных и дурацких аудиоэффектов, записанная, кажется, на айпэде — хороший нечаянный реквием Стиву Джобсу.

«Earth Minutes»

 

Прямая речь

Трэвис Вулси

 

«Идею собственного лейбла мы с моим партнером Барроном Мэчатом обсуждали где-то года два — тщательно все распланировали, определились с бизнес-моделью, примерной музыкой, которую хотим выпускать, и прочими необходимыми вещами. Ничего бы, впрочем, не получилось без правильных знакомств — например, с тем же Лопатиным. Мне кажется, что сейчас свой лейбл, не имея хороших связей среди музыкантов, может создать только ненормальный».

официальный сайт лейбла

Sacred Bones

Sacred Bones

Несмотря на то что нью-йоркская фирма Sacred Bones выпускает музыку совершенно разнообразную — от дарк-фолковых напевов до чилийского краутрока, — из всех новых лейблов именно она может похвастаться самой продуманной и отточенной идеологией. Дизайн почти всех пластинок Sacred Bones выполнен по одному и тому же броскому шаблону в стиле «оккультный минимализм»; в клипах, которые выпускают артисты Sacred Bones, превалирует готическая эстетика; а сами создатели лейбла Калеб Братен и Тейлор Брод регулярно признаются в любви к Death in June и Coil и утверждают, что хотят, чтобы каждый альбом, издающийся на Sacred Bones, звучал «как можно мрачнее». В общем, для того чтобы быть признанными полноправными наследниками дела Тибета-Бэлэнса-Стейплтона, Братену и Броду не хватает разве что членства в Ордене восточных тамплиеров. Для конторы, выпускающей почти исключительно винил, Sacred Bones издают страшное количество музыки — только в 2011-м на лейбле вышло 25 пластинок; правда, далеко не все из них соответствуют стандартам качества, заданным главными их звездами, Никой Розой Даниловой из Zola Jesus и учеником Ариэля Пинка Гэри Уором.

 

Главные релизы

 

Zola Jesus «The Spoils»

Второй и лучший альбом артистки Даниловой, про которую, кажется, в «Афише» и без того было сказано много хороших слов. Юная талантливая девушка проникновенно исполняет грациозные готические поп-песни.

 

Gary War «Horribles Parade»

Дебютная полнометражная запись бывшего клавишника Ариэля Пинка: сложносочиненные поп-песни, в которых прилипчивые мелодии скрыты за шумовой стеной.

 

Human Eye «They Came From the Sky»

Одна из лучших рок-пластинок нынешнего года. Гитарная психоделия, созданная под явным влиянием раннего Капитана Бифхарта и способная запросто вывести в астрал без всяких психоактивных веществ.

«They Came From the Sky»

 

Прямая речь

Калеб Братен

 

«Все мое любимое искусство — музыку, кино, живопись, все остальное, — часто называют словосочетанием «аутсайдер-арт», подразумевающим под собой чистоту и искренность мыслей творца. Сложно сказать, на какую конкретно музыку Sacred Bones ориентируется, но ее искренность и вправду является во многом основополагающим фактором».

официальный сайт лейбла

Miasmah

Miasmah

Лейбл, который в одиночку делает норвежский художник и музыкант Эрик Скодвин, — половина любимого в России эмбиент-дуэта Deaf Center. Как и в случае с музыкой Deaf Center, речь на пластинках, выпускаемых Miasmah, идет о темноте, мраке, одиночестве и холоде — тем более удивительно, что при всей узости заданной темы Скодвин умудряется выпускать непохожих друг на друга артистов. В послужном списке Miasmah имеются, например, русский народный эмбиент Gultskra Artikler, старый проект Алексея Девянина, ныне более известного как Pixelord; мрачнейший гибрид неоклассики и пламенно-красивого нойза в исполнении шведа Маркуса Фьельстрема; эпический горный дроун соотечественника Скодвина Фредрика Несса Севендала. Пикантности всей этой больной и одинокой музыке придает то, что Скодвин начисто отказывается признавать продукцию Miasmah депрессивной.

 

Главные релизы

 

Gultskra Artikler «Kasha iz Topora»

Задумчивые хтонические звуковые полотна, инспирированные, кажется, русской сельской местностью — и записанные Алексеем Девяниным, когда он еще жил в Новосибирске. По размаху мысли и полету фантазии превосходят несколько однообразный и конъюктурный Pixelord на несколько порядков; сам Девянин, к сожалению, считает иначе.

«Tvoi Ganteli»

 

Kreng «Grimoire»

Фантастический альбом звуковых коллажей бельгийского близнеца актера Максима Аверина по имени Пепьен Кодрон. Призрачные гимны декадентской Европе тридцатых годов; одна из самых хонтологических пластинок в истории.

«Balkop»

 

Kaboom Karavan «Barra Barra»

Неожиданно нежная и проникновенная для Miasmah полуакустическая импровизация, звучащая, вопреки канонам жанра, совершенно не занудно.

«Lentetooi»

 

Прямая речь

Эрик Скодвин

 

«Музыка и графическое искусство — две совершенно неразделимых для меня страсти, поэтому мне кажется логичным, что Miasmah — это не только рекорд-лейбл, но и способ показать мои картины более широкой аудитории. Я помешан на дизайне пластинок — поэтому музыка, которую я издаю на лейбле, и ее оформление являются, по моему замыслу, частями единого целого. Можно сказать, что Miasmah — не просто компания, выпускающая музыку, а своеобразный арт-проект».

официальный сайт лейбла

Digitalis

Digitalis

Брэд Роуз, житель города Талса, что в штате Оклахома, умудряется одновременно в практически конвейерном режиме выпускать собственную музыку (под разными названиями; самые известные — The North Sea, Ajilsvga, Charlatan), редактировать интернет-фэнзин Foxy Digitalis, посвященный разнообразному андеграунду, и — самое главное — успешно руководить Digitalis, являющимся на данный момент лучшим кассетным лейблом Америки. Судя по твиттеру Роуза, на треть состоящему из жалоб на собственную прокрастинацию, он мог бы успевать делать еще больше — и хорошо, что не успевает: за объемным, постоянно обновляющимся каталогом Digitalis и сейчас уследить довольно сложно. Роуз выпускает в основном кассеты с разнообразным дроуном, гипнагогическим попом и электронными импровизациями — музыку примерно одинаковую, но, благодаря потрясающему умению Роуза слышать чужой материал, всегда одинаково высокого качества. К Digitalis заранее хорошо относиться заставляет и любовь Роуза к России: в этом году на лейбле вышла кассета московского проекта Mpala Garoo (это, возможный, самый адекватный гипнагогический поп, сделанный здесь), а сам Роуз готовится записать альбом, вдохновленный стихами своего бывшего университетского преподавателя Евгения Евтушенко.

 

Главные релизы

 

Natural Snow Buildings «The Dance of the Moon and The Sun»

Опус магнум по-своему легендарной французской группы, которая вообще не приемлет малых форм. Двойной альбом красивой холодной романтической музыки на стыке дроуна и свободного фолка.

«Wisconsin»

 

Motion Sickness of Time Travel «Sleeping Through the Veil of Unconscious»

В прямом смысле страшный самодельный эмбиент с женским вокалом. То, как это звучит, неплохо описывает название другого альбома Motion Sickness of Time Travel — «The Disembodied Voice in the Darkness».

«Magnetism»

 

Jurgen Muller «Science of the Sea»

Прекрасный эмбиент на тему подводного мира, формально — переиздание датируемых началом 80-х музыкальных опытов помешанного на море геолога Юргена Мюллера. Многие, однако, считают, что никакого Мюллера никогда не существовало, а альбом записал сам Роуз; Роуз этого не подтверждает, но и не опровергает.

«Einsame Reise (Lonely Voyage)»

 

Прямая речь

Брэд Роуз

 

«Мне нравятся кассеты, потому что у магнитной ленты есть свой особенный звук, и музыка, первоначально записанная под нее, обладает совершенно особенным шармом. Я выпускаю и винил, просто потому что винил — это формат, который переживет всех и вся, — но, будь у меня возможность, я бы выпускал только кассеты. Скоро, правда, всей этой сцене настанет конец — кажется, чистые аудиокассеты уже просто перестали производить».

официальный сайт лейбла

Night People

Night People

Лейбл, созданный участниками уже, к сожалению, распавшейся группы Raccoo-oo-oon, которая играла вывернутый наизнанку психоделический рок. Базируется в тихом фермерском штате Айова и, несмотря на свое местоположение, издает по большей части музыку чрезвычайно агрессивного характера: дикий нойз-рок, нигилистический гитарный дроун, резкую космическую американу, и т.д., и т.п.; этим Night People и отличаются от огромного количества схожих по смыслу подпольных звукозаписывающих контор. Порывшись в каталоге Night People, можно, конечно, найти пластинки, куда более подходящие по характеру другим современным американским андеграундным лейблам — к примеру, электронные этюды человека по имени Рене Хелл — но в целом основатели компании Шон Рид и Энди Спор стараются ориентироваться именно на любимый многими и немного нехарактерный для описываемой сцены жанр «рок». Имена трех главных клиентов Night People тоже более-менее относятся к року: в разное время на лейбле выходили запись певицы разбитых женских сердец и феминизированной агрессии EMA, альбом гениального и очень плодотворного британского рок-мизантропа Дэна Мелхиора и кассеты монреальца Алекса Чжан Хунтая, более известного под псевдонимом Dirty Beaches и исполняющего прокуренный гитарный нуар-поп высшей пробы.

 

Главные релизы

 

Tracey Trance «Fountain»

Действительно похоже на транс — но не на жанр плясовой музыки, а на звуковое сопровождение к первобытным обрядам. Репетитивные одичавшие песнопения уже со второго прослушивания способны прогнать любую печаль своим дурацким оптимизмом.

«Fountain»

 

Dead Luke «Cosmic Meltdown»

Из всего фирменного нойз-рока Night People именно этот альбом кажется самым примечательным. Длинные гаражные песни, отличающиеся хаотичными гиперактивными гитарными соло.

«Less Talk On Your Ego Trip»

 

Robedoor «Rock Bottom»

Хотя другой альбом группы Robedoor этого года — «Too Down to Die» — будет, пожалуй, получше, «Rock Bottom» тоже нельзя пропускать. Хитрая комбинация осатаневшего примитивного дроуна и шумных гитар, пропущенная через многочисленные эхоподобные эффекты.

«Wake Of The Mythmaker»

 

Прямая речь

Шон Рид

 

«Единственная вещь, касающаяся Night People, в создании которой я не принимаю участия — изготовление виниловых пластинок. Всем остальным — контролем за качеством музыки, оформлением кассет и пластинок, распространением, букингом — я занимаюсь собственноручно. В этом нет никакой идеи DIY, это просто мои собственные пунктики насчет контроля над всем, что выходит под моим лейбом. Не думаю, что, даже если бы я и Night People были богаче, я стал бы кому-то заказывать рисовать обложки например — я убежден, что во всем должна чувствоваться рука одного конкретного человека».

официальный сайт лейбла

Hooker Vision

Hooker Vision

Семейное предприятие живущих в сельской части штата Джорджия Гранта и Рейчел Эвансов. Начался Hooker Vision как плацдарм для выпуска собственной музыки — про проект Рейчел Motion Sickness of Time Travel упоминалось выше, Грант пишется под именем Nova Scotian Arms, вместе муж и жена выпускаются как Quiet Evenings. Потом им начали присылать демо-записи, каталог расширился — и теперь на кассетах Hooker Vision издается бессчетное количество музыкантов со всего мира. За исключением словно вышедшего из самых темных рассказов Эдгара Аллана По призрачного эмбиента Motion Sickness of Time Travel, Hooker Vision выпускает благостный современный нью-эйдж — как правило, под любой альбом, записанный Эвансами и для Эвансов, можно очень хорошо поспать. Впрочем, у этой музыки есть и другие достоинства: самое главное — то, что настолько детализированного, тщательно скроенного и проработанного эмбиента на сегодняшний день на планете не делает практически никто.

 

Главные релизы

 

Brainworlds «••••»

Загадочный проект гитариста Мейсона Брауна, нумерующего свои альбомы исключительно точками. Музыка — густой и глухой эмбиент неизвестного происхождения, отменно выстроенный с композиционной точки зрения.

 

Sundrips «Guide»

Один из самых светлых кассетных эмбиент-альбомов года. Гитарно-синтезаторные зарисовки на тему света, способного проникнуть в самые отдаленные уголки космоса.

 

Quiet Evenings «Interpid Trips»

Сельский нью-эйдж как он есть. Невообразимо пасторальная и ленивая музыка.

 

Прямая речь

Рейчел Эванс

 

«Я познакомилась с Грантом пять лет назад — и до этого совсем ничего не понимала в музыке. Он оказался настолько страстным фанатиком всех этих андеграундных кассетных лейблов, что сначала заставил меня освоить синтезатор и писать свою музыку, а потом уже предложил вместе делать лейбл. У нас принципиально нет никакой политики, кроме политики вкуса – мы выпустим, хоть и ограниченным тиражом, любую присланную нам демо-кассету, если она нам понравится».

официальный сайт лейбла

Stunned

Stunned

Портлендский лейбл, в период с 2008-го по 2011-й выпустивший невообразимое количество кассет с экспериментальной музыкой. Увы, в прошедшем времени: основатели Stunned Фил и Мисти Френчи заявили, что скоро лейбл прекратит свое существование (хотя музыку они выпускать продолжат — но уже под другим названием). Помимо обычного для подобных американских лейблов дроуна и прогрессивной электроники, Stunned еще и издал большое число чисто спонтанной музыки, варьирующейся от сольных гитарных импровизаций проекта Rogue Cop до эфемерных синтезаторных медитаций группы Super Minerals. Большинство подобного рода релизов Stunned звучат на самом деле удивительно: с одной стороны, это все вроде бы какие-то глухие щелчки и атональные мелодии, с другой стороны — это жутко плавная и предельно расслабленная музыка.

 

Главные релизы

 

Sean McCann «Sway»

Одна из первых работ очень талантливого американского эмбиент-композитора Шона МакКанна, вокруг которого сейчас начинается  ажиотаж, примерно равный ажиотажу вокруг Джеймса Ферраро году в 2009-м. Очень мягкий полуденный дроун с виолончелью.

«Untitled III»

 

Sparkling Wide Pressure «Seven Inside and Out»

Монотонный гитарный эмбиент, напоминающий ранние альбомы Stars of the Lid. Не лучшая музыка, записанная этой группой, но наиболее простая для неподготовленного слушателя.

«Outside, Above My Head»

 

Voder Deth Squad «1»

Пятьдесят минут музыки в духе берлинской школы электроники конца семидесятых годов. Можно было бы легко выдать за потерянный альбом группы Cluster — вряд ли кто-нибудь заметил бы разницу.

«Side I»

 

Прямая речь

Фил Френч

 

«Для нас было очень важно, чтобы лейбл был абсолютно космополитичным — и именно поэтому мы всегда пытались найти подходящих нам музыкантов в разных частях мира. Мексика, Голландия, Италия, Россия — сейчас совершенно не важно, где находится человек, делающий хорошую музыку, просто потому что любые расстояния за последние десять лет обнулились. Между парнем в Москве и моим соседом, пишущим нойз в подвале, нет никакой принципиальной разницы».

официальный сайт лейбла

Olde English Spelling Bee

Olde English Spelling Bee

Нью-йоркские пропагандисты гипнагогической поп-музыки — пожалуй, самый известный лейбл из представленных в списке. Работает Olde English Spelling Bee исключительно в формате винила и исключительно с тяжеловесами: среди клиентов — сплошь знакомые имена: Джеймс Ферраро, Ducktails, недавно заезжавший в Москву Autre Ne Veut, восславленная журналом FACT британская группа Forest Swords и прочие. В 2011-м Olde English Spelling Bee неожиданно приостановил свою буйную деятельность, отметившись только шуточным трибьютом христианской рок-группе Creed; почему, зачем и как надолго — не очень понятно. В любом случае, по нажитому за предыдущие пять лет существования лейбла каталогу уже можно писать книгу про смутные двухтысячные: редкий альбом, издавшийся на Olde English Spelling Bee, можно назвать плохим, большинство же попросту феноменальны.

 

Главные релизы

 

Ducktails «Landscapes»

Один из ключевых альбомов жанра; вытащенные из восьмидесятых аккуратные поп-песни, сдобренные массивным лоу-файным шумом.

«Seagull`s Flight»

 

Rangers «Suburban Tours»

Самый лучший альбом группы, примирившей гипнагогический поп с фанком; в России про него лучше всего сказал музыкант групп Narkotiki и Stoned Boys Евгений Горбунов: «Как будто к бабушке в Хабаровск на поезде едешь».

«Woodland Hills»

 

Autre Ne Veut «Autre Ne Veut»

Сумбурный андеграундный R’n’B с чрезвычайно запоминающимися мелодиями и талантливым звуком; песни на стыке все того же гипнагогического канона и общепринятой поп-музыки.

«Drama Cum Drama»

 

Прямая речь

Сэм Меран

 

«Многие говорят, что мы выпускаем «гипнагогический поп». Я против этого определения. Я вообще против жанрового деления музыки — в условиях сегодняшнего дня, когда почти все жанры медленно превращаются в один, это довольно бессмысленно. У меня одна задача — выпускать крутую музыку. Крутую. Музыку. Это все, что я хочу делать; а как она формально называется — совсем не мое дело».

 

официальный сайт лейбла

Brainfeeder

Brainfeeder

Лейбл музыканта Flying Lotus — одного из главных авторитетов новой электроники. Личность основателя определила политику Brainfeeder на сто пятьдесят процентов — выпускается на нем исключительно близкая к самому Flying Lotus музыка, то есть авангардный инструментальный хип-хоп, больной фанк, глитч-R’n’B и прочая переосмысленная на новый лад условно черная музыка. Сам Flying Lotus говорит, что относится к своему лейблу не как к большому коммерческому проекту, а как к небольшому семейному бизнесу; причем слово «семья» не стоит понимать буквально — под ним подразумеваются ближайшие друзья шефа Brainfeeder из числа знакомых музыкантов. Собственно, ростер лейбла пока из них только и состоит — что подчеркивает эстетическое и идеологическое единство всей продукции лейбла. Сам Flying Lotus в некоторых своих интервью уже заявлял, что хочет постепенно двигаться в сторону от ритмов (пусть и ломаных) и будет уделять в будущем больше внимания музыке абстрактной; это трудно представить, но если это и правда произойдет, страшно интересно, что получится.

 

Главные релизы

 

Teebs «Ardour»

Образцово-показательная битмейкерская пластинка в жанре расслабленного глитч-хопа. Танцевать и читать рэп под такую музыку невозможно — но вполне можно порефлексировать.

«Moments»

 

MatthewDavid «Outmind»

Практически неприкрытый клон Flying Lotus времен альбома «Los Angeles»; абстрактный инструментальный хип-хоп с правильно дозированными вкраплениями эмбиента.

«Like You Mean It»

 

Thundercat «The Golden Age of Apocalypse»

Сольная запись Стива Бруннера, бывшего бас-гитариста хардкорщиков Suicidal Tendencies, и Эрики Баду. Необычная ритмичная музыка, в равной степени пытающаяся следовать электрофанку восьмидесятых и нео-соулу десятилетней давности.

 

Прямая речь

Flying Lotus

 

«Я не получаю с Brainfeeder ни цента. Все деньги, что я зарабатываю на лейбле, я отдаю музыкантам. Все до последнего доллара. Мне кажется, я себе уже заработал серьезное имя для того, чтобы пользоваться им, рекламировать тех музыкантов, которыми я лично восхищаюсь, помочь им быть услышанными — ну и дать немного подзаработать».

 

официальный сайт лейбла

Ошибка в тексте
Отправить