перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Архив

Новые музыкальные жанры: краткий путеводитель

«Афиша» составила краткую энциклопедию музыкальных жанров, появившихся в последние годы, и обсудила их с экспертами.

Экспертный совет:
Сергей «Пахом» Пахомов — музыкант, актер, ­художник-перформансист
Михаил Фихтенгольц — начальник отдела перспективного планирования Большого театра, директор оперного абонемента Московской филармонии, музыкальный критик
Шура Би-2 — музыкант группы «Би-2»
Евгений Горбунов — музыкант, участник групп Narkotiki и Stoned Boys

 

1. Гипнагоджик-поп

Фотография: www.myspace.com/toroym

Что это Он же чиллвейв. По определению автора термина Дэвида Кинана, «психоделия, инспирированная детскими воспоминаниями о 80-х». Главная характеристика Г. — звук: расплывчатый кассетный лоу-фай, за счет которого и создается ощущение, что музыка является воспоминанием о себе самой.

Представители Washed Out, Toro Y Moi, Ариэль Пинк, Джеймс Ферраро, Ducktails и пр.

Пример Toro Y Moi «Blessa»

Шура Би-2: Ну это звучит как обычный инди-поп. По голосу даже похоже на ребят из Empire of the Sun.

Фихтенгольц: Такую музыку я слышал пару раз, когда бывал в «Солянке» во время бизнес-ланча, — там что-то такое крутили.

Горбунов: Это просто трек такой — я бы не сказал, что он типичный для жанра. Есть люди, которым удается этим вот шершавым и бархатистым лоу-фаем очень глубоко зацепить какое-то твое внутреннее ощущение музыки. Вот когда я слушал группу Rangers, у меня было чувство, что я еду к бабушке в Биробиджан из Хабаровска в поезде и эта музыка играет по радио.

Шура Би-2: Да если б ты ехал к бабушке из Ха­баровска в Биробиджан, там бы «Ласковый май» звучал. Я думаю, за такую музыку тебя бы убили.

Пахом: Я могу сказать так: музыка красивая — значит, люди сейчас тянутся к красивому. А если про лоу-фай… Тут надо понять: это является изъе…ом или не является? Это некий душевный порыв — или некое структурированное коварство?

Горбунов: Я вот недавно слушал песню «Острова» Преснякова-младшего и понял, что это вполне гипнагоджик, причем прекраснейший.

Пахом: А это вообще свойство русской культуры, когда какая-то продукция через 20–30 лет вдруг соотносится с каким-то новым стилем.

Горбунов: Общая штука гипнагоджика — вот этот лоу-фай и то, что они одновременно из прошлого и из настоящего. Есть даже манифест про то, что они пытаются действовать на твои детские воспоминания и эмоции. То есть фактура уже не звуковая, а какая-то ментальная. И для меня это очень важно, потому что в детстве у меня ощущения от музыки были волшебные — я же не знал, как она делается, почему голос с реверберацией где-то в небе летает…

Шура Би-2: И все, что ты пытаешься сейчас сделать, — повторить свои детские ощущения. Собственно, каждый музыкант этим занимается.

Фихтенгольц (поет): «Детства чистые глазенки…» Обобщая, можно сказать, что это музыка из нашего детства, очень добрая.

 

2. Вонки

Фотография: www.myspace.com/thejokerproductions

Что это Следующая эволюция передовой электроники после дабстепа, В. уже не столько жанр, сколько метода, распространяющаяся на манер сетевого вируса. Характеризуется ломаным хип-хоповым ритмом, синтезаторным жужжанием и восьмибитными звуками.

Представители Джокер, Flying Lotus, Гвидо, Hudson Mohawke и пр.

Пример Joker «Digidesign»

Фихтенгольц: Мне кажется, если бы в Англии снимали сейчас «Приключения Электроника», саундтрек к нему был бы таким.

Пахом: В свое время у меня очень хорошо лег­ла внутри некая разряженность дабстепа, когда в музыке есть некие пустоты. Здесь эти пустоты сохранились, но появилась легкая ирония. А дабстеп — он все-таки на кундалини воздействовал, такое животное, мрачное ощущение.

Горбунов: Ну это, по-моему, чисто английская фишка — сделать бас таким, чтобы тебе хотелось побрить голову. Вот этот трек, по-моему, вообще скучный. Я немножко путаюсь, кто как в этом жанре представлен. Вот есть такой чувак — Расти. Это вонки?

«Афиша»: Расти называют аквакранком. Но аква­кранк — это тоже вонки.

Фихтенгольц: Переведите мне, пожалуйста, все, что сейчас было сказано. Мне понятно исключительно слово «это».

Пахом: Нет, ну смотри, «аква» — это же вода. А тут бульканье: бульк, бульк, бульк. И кваканье.

Горбунов: В общем, круто, когда чуваки вроде Расти напихивают в свой хип-хоп отсылок ко всему, вплоть до прог-рока. Вот у него на обложке новой EP меч огромный разрезает землю, а оттуда неоновое свечение — я сразу вспомнил группу Yes.

Пахом: То есть ничего святого у этих вонков, да? Сраные постмодернисты?

Фихтенгольц: Космополиты безродные!

Шура Би-2: Мне это Crystal Castles напоминает и прочую восьмибитную музыку — я больше нескольких треков выдержать не могу.

Пахом: Когда умрет это направление?

Шура Би-2: Через два-три месяца.

Горбунов: После выхода номера.

Фихтенгольц: Ну, может быть, и слава богу.

 

3. Витч-хаус

Фотография: www.myspace.com/s4lem

Что это Он же дрэг. Мрачная шумовая электроника, наследующая одновременно дарк-эмбиенту и заторможенному хип-хопу. Характеризуется замедленным до сомнамбулического состояния битом, волнообразным нойзом и пропущенными через фильтры завываниями.

Представители Salem, Modern Witch, оОоОО, Zola Jesus и пр.

Пример Salem «Hound»

Шура Би-2: Мне это напоминает готические вечеринки в середине 90-х. Куча команд играла: кто-то себя называл «дарк-вейв», кто-то — «готик». Два человека на сцене, минимум света, стробоскоп в контражуре — и три гота в зале трутся.

Фихтенгольц: Короче, Людмила Марковна Гур­ченко на помеле.

Горбунов: А мне очень нравится группа Salem и вообще витч-хаус, мне кажется, это самая жи­вучая штука. Сейчас американские инди-чуваки очень сильно подсели на эту мрачную тему, и меня эта шершавая фактура очень привлекает, какая-то глубина в ней есть такая хорошая.

Шура Би-2: Гитар не хватает. Если добавить гитары — получится классическая готика. То, с чего все начиналось 30 лет назад.

Фихтенгольц: Я так рад, что кому-то не хватает только гитар…

Горбунов: Просто сейчас музыку делают люди, которые необязательно должны уметь играть на инструментах. У них есть каоссилятор, в котором достаточно указать тональность и просто тыкать пальцем. Или синтезатор, который достаточно примочить дисторшном, что я лично и делаю.

Фихтенгольц: Я вот слушаю вас, и мне хочется, как в том анекдоте, сказать — раз так все хорошо, почему так все плохо?

Пахом: На это ставка и сделана — что это темная сторона, демонизация. Она лучше всего продается. Мы можем говорить — «Россия», а можем говорить — «жизнь и смерть». Когда есть апелляция в сторону смерти, мрака, естественно, это будет мощнее. Так что эта штука, наверное, больше всего денег заработает.

Горбунов: Не, все эти чуваки ходят в дырявых штанах и плохо питаются. С ними все хорошо.

 

4. Кранккор

Фотография: www.myspace.com/brokencyde

Что это Патологический гибрид минималистического хип-хопа юга США и хардкоровой вокальной техники «скримо» (истошный нечленораздельный крик). Очень громко, много автотюна. Поют в основном про вечеринки.

Представители Brokencyde, Millionaires, I Set My Friends on Fire и пр.

Пример Brokencyde «Get Crunk»

Фихтенгольц: «От-ды-ха-ем хо-ро-шо!» В общем, понятно: Регина Дубовицкая разбушевалась. ­Вызывает воодушевление. Десять баллов из пяти!

Горбунов: Мне это в новинку, я не знал про кранккор. Вообще, я давно понял, что, если в любую музыку вставить скрим, получится классно. Но здесь что-то не получилось.

Шура Би-2: Если вставить драм-н-бейсовые барабаны, Pendulum получится. Это все откуда-то из той истории. Ну я лично спокойно отношусь.

Пахом: Я сам как слушатель больше поклонник мрачного. Но мозгой я понимаю, что это весело, и хорошо, и есть в этом какая-то позитивность идиотичная. Хотя если в целом размышлять, по­нятно, что сейчас все берется и перемешивается — получается большой микс культурный. И это, ко­нечно, печально, потому что ощущения талантливости величественной из этого не прет.

 

5. Зомби-рейв

Что это Побочный эффект витч-хауса. По сути, З. получается из простой операции по замедлению любой (желательно попсовой) песни в 3, 4 и более раз.

Представители Mater Suspiria Vision, Михаил О))) (автор замедленного в 8 раз «Владимирского централа») и кто угодно

Пример Mater Suspiria Vision «Paparazzi (MSV Ghost Drone edit)»

Фихтенгольц: Ой, говна-пирога, тоже мне музыкальный жанр. Это профанация!

Пахом: Не, ну если он заявлен, то это уже музыкальный жанр. А если бы ускорили Круга в десять раз — тоже хорошо получилось бы. Голландская такая трясучка. Ну под наркотики я бы стал такое слушать.

Фихтенгольц: Мне кажется, слишком дорого для этой музыки — еще наркотики покупать, деньги тратить.

Пахом: Да нет, ну ты ж не то что специально готовишься, покупаешь наркотики и гондоны, чтоб музыку слушать.

Фихтенгольц: А, ну если с гондонами — то можно слушать. Это вам дипломированный музыковед говорит!

Горбунов: Ну конечно, интересно ребята придумали. Изобретательность в этом есть, но она ненадолго — и слушать это не очень хочется.

Фихтенгольц: Ни хера себе — ненадолго! «Владимирский централ» в восемь раз замедлить — это как симфония Чайковского получится. Тут никаких гондонов не напасешься.

Пахом: Ну это на самом деле жулики, получается. Даже каоссилятор уже не тыкают.

 

6. Скви

Фотография: www.myspace.com/kooldjdust

Что это Новая скандинавская электроника. Неторопливое минималистичное электро и цифровой фанк с простыми басовыми линиями.

Представители Дэниел Савио, Pavan, Flogsta ­Danshall и пр.

Пример Daniel Savio «Street Cred»

Шура Би-2: Это все звучит как восьмибитная музыка или только мне так кажется?

Горбунов: А почему это не вонки?

«Афиша»: Это придумали люди из Швеции и Финляндии, которые накуривались и смотрели клипы Мисси Эллиотт. Но им не нравилось, как она поет, — и они наигрывали сами.

Фихтенгольц: Мисси Эллиотт — это такая толстожопая тетка? Ну я ничего не слышу тут от нее! И вообще — был я в Финляндии только что, не играют там такого.

Горбунов: Они просто Мисси Эллиотт через фильтры своего ума пропустили. Мне вот этот звук понравился — «виззз»! Классный.

Пахом: Эта музыка по характеру, с одной стороны, достаточно холодная, а с другой, в ней пробивается какая-то истерика внутренняя. Она похожа на какого-то зомби специального, есть приятная грань между мертвенной электроникой и какой-то ебанатурцией. То есть она с юморком, но, видимо, со скандинавским действительно.

Фихтенгольц: В общем, такой «Пер Гюнт».

Пахом: Да, такой пердеж.

 

7. Шангаан-электро

Что это Быстрая и суетливая танцевальная музыка из провинции Лимпопо, полученная путем скрещения традиционной музыки народа шангаан (в Ш. важную роль играют маримбы) и современной клубной электроники.

Представители Mancingelani, Зинья Хлунгвани, Tshetsha Boys и пр.

Пример Tshetsha Boys «Nwapfundla»

Фихтенгольц: Ну что тут говорить — под это хочется сразу пуститься в пляс. То есть это такая «Кострома, Кострома, государыня моя»?

Шура Би-2: World music такой, получается.

Горбунов: Я осторожно отношусь к этнической музыке и тем более к экспериментам с современным звуком. Мне кажется, эти чуваки варятся в собственном соку, и для них музыка — в принципе не искусство. Она как мебель. Мне не хочется слушать чью-то мебель.

Фихтенгольц: Ну вообще, этническая музыка — она и не искусство изначально, безусловно.

Пахом: Мне лично месседж не очень понятен. Он что — декларирует, что все зае…ись, что ли? Или тут такой племенной смысл, когда к электричеству относятся как к божеству — и кладут, значит, свои жертвы на алтарь?

Горбунов: Мне кажется, у них месседжа нет в принципе.

 

8. Донк

Что это Агрессивная танцевальная музыка, распространенная в среде пролетарской молодежи севера Англии; смесь хеппи-хардкора с агрессивным рэпом в темпе 150 ударов в минуту.

Представители The Blackout Crew, а также огромное количество диджеев, выступающих в заведениях Болтона, Уигана, Ливерпуля и Манчестера

Пример The Blackout Crew «Put a Donk on It»

Фихтенгольц: Я ходил один раз в один безумный фитнес-клуб, и там была такая тренерша Анжела. Так вот она примерно такую музыку потным теткам ставила, и они под нее тренировались. Она еще все время орала: «Квикстеп!»

Шура Би-2: А мне еще напомнило группу Ween, и у них был сингл «Push th’ Little Daisies» — там что-то похожее, только с дисторшном гитарным.

Фихтенгольц: Север Англии — там же мрачные пейзажи, холодные дома, печальные гопники, им нужно немножко растрястись.

Пахом: Вообще, социальная привязка — она сразу обогащает музыку. То есть это для бедных, несчастных, убитых манчестерских предместий?

Горбунов: Я слышал, что есть какая-то софтина, которая из всего делает донк. И мне кажется, что это очень хорошо — что искусство идет в народ, что любой может сделать трек.

Шура Би-2: Пришел слесарь после рабочего дня, замочил — и на вечеринку!

 

9. Найскор

Что это Тщательно законспирированный и глубоко подпольный российский жанр. Представляет собой комбинацию концептуализма, понятого по заветам группы «Коммунизм», и культуры веб 2.0. Характеризуется фетишизацией трэша, опорой на городской фольклор, любительским и шоковым подходом к звуку.

Представители «Боровик Ералаш», «Братья Шимпанзе», Grave Nigguz, продукция лейблов «Охлупень» и «Хлопкороб»

Пример «Братья Шимпанзе» «У Боярского не женское лицо»

Шура Би-2: Какой-то бред. Мне не нравится. Это «Сектор газа», что ли?

Пахом: «Гражданская оборона»!

«Афиша»: Это такой извращенный кавер на песню Летова «У войны не женское лицо».

Горбунов: По-моему, это похоже на «Бременских музыкантов». Когда там погоня.

Фихтенгольц: Мне очень понравилось — прав­да, вступление лучше продолжения. Честно ­говоря, предложенная авторами тема настоль­ко неожиданна и настолько нетривиальна, что мне понадобится некоторое время, чтобы это осмыслить.

Горбунов: Мне не нравится концептуализм в любом виде. Люди делают какую-то ерунду, а потом придумывают, что эта ерунда значит.

Фихтенгольц: Вы так говорите, будто они гимн Советского Союза хотели написать.

Горбунов: Нет. Они просто сделали какую-то ­ерунду. Тот же витч-хаус — видно, что люди какие-то эмоции испытывали и их перенесли на свою музыку. А тут… Это эмоция, которую в данный момент художник решил изобразить.

Пахом: Я поклонник глупостей и идиотизма, доведенного до предела. Но это недотягивает до качественного идиотизма. Потому что если уж ты переходишь грань и начинаешь разъе…ывать все, смыслы разрушать, то будь любезен уже той системе ценностей, которую ты принял, соответствовать. Это все-таки глупо со знаком минус, а надо глупо со знаком плюс.

Фихтенгольц: По крайней мере правда то, что у Боярского действительно не женское лицо.

Шура Би-2: Спорно!

 

10. Антигруша

Что это Дилетантская акустика, сделанная мето­дами КСП и выворачивающая КСП наизнанку. Русский вариант антифолка. Термин придуман колумнистом сайта OpenSpace Д.Бояриновым.

Представители «Лемондэй», «Пес и группа», ­ранние записи Padla Bear Outfit

Пример «Лемондэй» «Животные»

Шура Би-2: Мне нравится. Куда лучше предыдущего. Тем более антигруша — хорошее название. Я тоже думал — ну вот появится у нас что-то типа своего антифолка?

Фихтенгольц: Ну Грушинский фестиваль — это же от фолка далеко, да? Это же (поет) — «Виноградную косточку в теплую землю зарою…» — вот это, да? Тогда это правильно. Этот стиль имеет право на жизнь.

Пахом: Продукт просто более цельный, чем предыдущий. Голоса противные женские приятные, простота, подача ясная. А это две девки? В грязной посуде ковыряются, протухшие макароны едят? Очень правильное феминное начало. У нас вообще трагедия с женским пением в России. Я это сейчас на чувственном уровне, не анализируя, принял. Может быть, из-за того что я испугался Боярского. Там все-таки претензия проскальзывает, а здесь подкупает отсутствие амбиций.

Фихтенгольц: Хорошо, что этим вы решили закончить вечер. Это, пожалуй, наиболее осмысленное из того, что мы сегодня прослушали.

Горбунов: По-моему, это убожество. Но веселое. Мне нравится текст в припеве. Я вообще всегда за то, чтобы люди себя развлекали, а не думали о плохом, не вешались. Лучше пусть пишут всякие песни, снимают идиотские видео. То есть у меня подход как у мамаши: главное — чтоб не кололся.

Ошибка в тексте
Отправить