перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Архив

Миха Архангел о записи «#этосамое», Толстом, Индии и деструктивности либерализма

Один из самых многоликих новых русских музыкантов Миха Архангел (он же Ларик Сурапов, он же Miiisha, он же участник дуэта Canicool) теперь переехал из Москвы обратно в родной Псков, увлекся индуизмом и Львом Толстым и записал альбом «#этосамое» про духовное самосовершенствование. «Афиша» поговорила


— У тебя, надо сказать, быстро все меняется. Совсем недавно был второй альбом Canicool — про золотой камуфляж, девочек, танцполы. А тут вдруг такое.

— Там вся эта атрибутика, маскировка под мейнстримовый рэп — для прикрытия философии. Идея альбома была в том, чтобы раскачать мозги противоречиями. Но тексты для него были написаны года полтора назад, а потом еще началась катавасия с музыкой, и материал в итоге вышел с задержкой. А свой альбом я от начала до конца сделал за последние полтора месяца — приехал в Псков, все сочинил, записал и сразу же выложил. Так что в нем мои самые свежие идеи.

— Из Москвы ты переехал, надо полагать, тоже не просто так?

— Ну, переехал я из-за того, что в Москве очень плохая экология — натуральная и информационная. Там невозможно постоянно концентрироваться на высоких вещах. Во вселенной, знаешь, есть три силы — сила невежества, сила страсти и сила гармонии. Силу гармонии можно почувствовать на природе, а в Москве превалируют силы страсти и невежества. Поэтому я туда буду приезжать только для того, чтобы делать какие-то конкретные деловые штуки. А в остальное время буду жить не в Пскове даже, а под Псковом — в деревне. В лесу, вдали от цивилизации.

— Только большинство твоей аудитории все равно живет в Москве. Думаешь, они будут тебя слушать как серьезного человека, который делится своим опытом и мыслями, а не просто прокрутят «#этосамое» по дороге на работу или во время уборки?

— Это не имеет значения, это все гипотезы. У каждого своя голова на плечах, и наверняка найдутся люди, которые категорически не способны воспринимать информацию, которую я положил в песни. Только я не собираюсь спорить с убежденными материалистами, атеистами и вообще скептиками, это не имеет смысла. Мой посыл для тех, кто в глубине души сомневается в общепринятой модели. Большинство людей, воспитанных интернетом, — скептики. У них скепсис и стеб стали доминирующими формами внутренних отношений. Я могу предположить, что от этого альбома задницы бомбанут у очень многих хипстеров, потому что идеи высказываются, сильно противоположные основному мировоззренческому тренду. Но, может, хоть пара человек задумается, что есть что-то выше этого тренда, что истина не в эгоцентричной модели, а в той, которая предполагает поиск высшей внутренней красоты и гармонии.

 

В качестве аккомпанемента к этому интервью можно послушать альбом «#этосамое» целиком

 

 

— При этом где-то год назад ты, как и многие, возносил DIS Magazine и всевозможные тумблеры.

— Это важный вопрос, на самом деле. Тем более что все эти тумблеры еще явно долго будут мусолить. Я лично всегда и везде пытался найти самую, знаешь, красоту — самую безупречную эстетику. И вот два или три года назад я наткнулся на эту новую культурную волну, запущенную нью-йоркской богемой. Они типа открыли новый жанр — такой фьюжн 2010-х. Постинтернет, все смешано, и контекст становится таким же объектом искусства, как и само произведение. Я заинтересовался и стал копать глубже, изучать все эти штуки типа DIS, vfiles. Но что-то с самого начала было не так. То есть люди эти, конечно, смыслят в культурных направлениях и умеют неожиданно их комбинировать, но сами они не совсем те, за кем хочется следовать. Потому что они все погрязли в деструктивных следствиях, как это сказать... либеральной атмосферы. Они же все на перенаркоте, на гомосексуальных отношениях — порочные, в общем. Это отражается на всем, что они там у себя производят. Вся эта порочность совершенно противоречит моему нутру, и очень быстро стало понятно, что это не вершина культурного развития человечества. Скорее понятное следствие появления интернета и полуироничное представление слабостей человеческой формы. Как будто самую мякотку из процесса разложения западной цивилизации выставили в MoMA.

— А как ты пришел от этого всего к Толстому?

— Наверное, потому что я любопытный. Все началось, как ни странно, с квантовой физики. То есть я копал инфу про квантовую физику, и мне попалась книга «Дао физики» — в ней Фритьоф Копра сравнивает открытия квантовой физики 70-х и древнюю восточную философию, постулаты даосизма например. И находит интересные пересечения. Я стал копать еще глубже — искать, в чем прикол-то основной. Я ведь раньше считал, что все, кроме официально признанной науки, — это глупости. Высший смысл, Бог, духовность и прочее. Сказки, созданные, чтобы управлять глупыми людьми, — абсолютно был уверен. Но, как и большинство, никогда не вдавался в подробности, а тут вдруг решил разобраться. Все это привело меня к пониманию, что рядом с 99% шарлатанства есть один процент, который может полностью перевернуть миропонимание. Ты вот знал, что существует, например, инструкция к человеческому телу? Мы ведь все живем без инструкции и просто делаем, что на ум приходит. Но если эксплуатировать что-то не по назначению, то никакой пользы от этого не будет. А к Толстому не нужно особо привязываться — это, прямо скажем, не самое важное. Просто хорошая метафора для обложки альбома, потому что у него есть статья, «О безумии», — вот она довольно хорошо резонирует с современным обществом. Плюс мне нравится, что он выписывал большой подтвердеж древнеиндийскому эпосу — что это основа всех религий, которые впоследствии появились. Поэтому я разместил на обложку фотографию мудреца Толстого с тилакой на лбу, которую ставят себе те, кто принадлежит к индоевропейскому монотеистическому мировоззрению.

 

 

«Те, кто разумнее человека, сейчас на землю не придут. Кто захочет приходить туда, где повсюду валяются пьяные бомжи, а вокруг них — какашки и мусор?»

 

 

— Есть такой фильм Линклейтера «Бездельник», там один из героев выдвигает теорию, что смурфы, значит, синие не просто так, а для того чтобы все вокруг привыкли к синим людям и не удивились, когда на землю придет синеликий Кришна. Ты что по этому поводу думаешь?

— Ну, смурфы — это существа, придуманные художником Пьером Кюллифором. А Кришна — реально существовавшая личность, о жизни которого осталось много свидетельств. На дне Индийского океана, например, нашли город Дварака, который основал Кришна. И не то чтобы он синеликий — просто древние художники не знали другого способа изобразить свечение.

— То есть боги таки спустятся на землю?

— Те, кто разумнее человека, сейчас на землю не придут. Кто захочет идти в место, где повсюду валяются пьяные бомжи, а вокруг них — какашки и мусор? Никто, конечно же. По тем документам, которые мне нравится изучать и которым я доверяю, в материальной вселенной все циклично. Взять, например, цивилизационный цикл. От нравственного максимума к разложению до уровня обезьяны — и обратно. Мы сейчас находимся на стадии разложения, и поэтому никто не верит в бога, поэтому все материалисты и внутренне несчастные люди.

— Но если уже запустился процесс разложения и его не остановить, в чем тогда роль художников или проповедников?

— Ха-ха. В древних пророчествах сказано, что в нашей эпохе разложения (Кали-юга) есть золотое вкрапление, когда люди вернутся к благочестивой жизни, — и, к нашему счастью, мы сейчас на его пороге. Так почему бы каждому из нас при помощи работы над собой и культурных вихрей не приблизить это замечательное время? Возможно, все это звучит довольно фантастично, но в древних документах прописаны числа на миллионы километров и миллионные доли секунды. Прописаны размеры вселенной, галактик. Микроорганизмы прописаны и межпланетные перелеты. Шестьдесят четыре измерения. Это очень, очень интересные материалы. Мне все равно, как люди к этому отнесутся, но те, кому любопытно, я думаю, обязательно изучат этот вопрос.

 

Первой творческой ипостасью Михи Архангела был Ларик Сурапов, один из самых диковинных и любопытных русских рэперов за всю историю жанра. Сам артист сейчас об этом вспоминать не любит, но мы помним

 

 

— Только ты же понимаешь, что те, кто продолжает сидеть в интернете и просто смотреть картинки, заведомо не очень серьезно все это воспримут.

— Мы все — часть одного замысла. Все играют свои роли в космическом спектакле. Отличия в разных представлениях о счастье. У того, кто живет ради чувственных удовольствий, не возникнет идеи переезжать в деревню. Кто сомневается, тот когда-нибудь придет к мысли, что в городе жить немного деструктивно для внутреннего устройства, и будет искать альтернативы. В этом отношении единственная подталкивающая сила — это знание. То есть как только у тебя появляются какие-то сомнения в конструкции, ты начинаешь эту конструкцию изучать со всех сторон. А знания как раз придают силу для новых поисков. Люди из города послушают мои песни и, может, даже найдут для себя какие-то зацепки. Я их, насколько смог, расставил. Кому интересна философия, тот будет копаться и слушать. Кому неинтересно, тот пойдет дальше своей дорогой. Но мне кажется, что философия — это типа как долг каждого человека. Мы ведь чем отличаемся от животных? Тем, что наделены разумом. И неплохо бы понять предназначение этого разума, да и вообще — предназначение человека как формы жизни.

— Давай к музыке вернемся. У тебя вкусы как-то изменились в связи с идейным перерождением?

— Сейчас я вообще не слушаю никакой современной музыки. Слушаю книги, лекции и мантры. Последняя группа, которую я слушал и которая даже сейчас мне доставляет удовольствие, — это «Триагрутрика». У них очень большой коэффициент душевности. Чтобы складывать рэп, надо все-таки иметь какую-то любознательность, какое-то, знаешь, стремление к красоте. И вот с этим у «Триагрутрики» никаких проблем нет, как и у многих других, кстати, русских рэперов. Они, конечно, раньше про бухло читали и так далее, но сейчас это все неважно. Сейчас с каждой их новой песней я чувствую, что у нас у всех выравнивается понимание мира и места добра в нем. Раньше вот для меня было важным, насколько человек эстетически развит, и я старался подбирать себе окружение именно из эстетически развитых людей. Но сейчас стало очевидно, что эстетика без души — это мертвечина.

— А как это увязать с тем, что ты, насколько я понимаю, отказался вообще от аналоговых инструментов в пользу компьютера с миди-контроллером? Для многих просто душа — сам понимаешь, во всех этих струнах, материалах.

— Ну тут один ответ — рациональность. Средства производства не имеют ничего общего с душой. Какой смысл иметь дома много аналоговых приборов, если музыка сейчас в принципе гораздо быстрее потребляется и каша эта информационная быстрее бурлит? Единственный важный критерий — скорость. Можно, конечно, фетишизировать, на пластинку там записываться, слушать по хай-энду, но рациональнее, по-моему, просто делать все быстрее.

 

Под именем Miiisha нынешний Архангел записал для проекта «Афиши» «Делай меня точно» кавер на песню «Мумий Тролля» «Черная дыра» — а также представил на нашем сайте свой альбом «22»

 

 

— Но сам ты при этом слушаешь только индийские песнопения. И я тут не подловить пытаюсь, а понять, можно ли современными средствами и в современных условиях создать что-то по-настоящему вечное.

— А что вообще остается на века? Библия вот две тысячи лет котируется. Несмотря на то что туда многое вписано и многое оттуда убрано, все равно котируется. Вещи, которые поднимают нравственную квалификацию, живут долго. А те, которые посвящены сиюминутным удовольствиям или страстям, — недолго. Сейчас много контента производится, и есть большой шанс, что вообще все будет жить недолго. Но я, когда сочиняю, вообще не думаю об этом. Мне просто большое удовольствие доставляет излагать свои мысли в стихотворной форме поверх бита. А сколько проживет это все — не мое дело. Мы вообще живем в гениальное время, потому что можем брать все лучшее из всех областей. И областей этих — полно. Мы сейчас, имея компьютер, можем собирать очень сложные конструкторы из различных эстетик и деталей. Я вот использую американский рэп, к возникновению которого отношения не имею, но мы оба понимаем, что говорить ритмично под барабаны — это идея, которая рано или поздно пришла бы кому-то в голову и не может принадлежать определенному языку или цвету кожи. Также мы понимаем, что есть древняя философия с космическим подтверждежом, которая говорит, что человечеству много десятков тысяч лет, а не пять тысяч, как принято думать. И если это где-то сохранилось, то почему бы сейчас нам это не брать в помощь своей нравственной системе ценностей?

Ошибка в тексте
Отправить