Мир, труд, Майя
Майя, автор суперхита «Paper Planes», патриот Шри-Ланки и поп-звезда, которая не умеет петь и играть на инструментах, выпускает свой третий альбом «/\/\ /\ Y /\». «Афиша» публикует расследование журналистки The New York Times Линн Хиршберг о том, кто такая Майя на самом деле
Текст: Линн Хиршберг/The New York Times
Фотографии: Райан Макгинли/The New York Times
После публикации этого материала в The New York Times Майя вначале опубликовала на своем твиттере номер телефона Линн Хиршберг, а потом выложила на своем сайте диктофонную запись, из которой следует, что картошку в трюфельном соусе заказывала не она, а журналистка
В феврале 2009 года Майя Арулпрагасам, более известная как просто Майя (или же M.I.A.), вышла на сцену церемонии «Грэмми», чтобы спеть свой главный хит «Paper Planes» — агрессивный протестный рэп, собранный из звуков улиц ее родной Шри-Ланки, риффа, который она позаимствовала у The Clash, пистолетных выстрелов и щелчков кассового аппарата. Майя приехала на премию, находясь на девятом месяце беременности, и пока она в черном просвечивающем облегающем платье нараспев читала свой текст про убийства, грабежи и КГБ, у нее начались схватки. Рядом с Майей на сцене были титаны черного хип-хопа — Джей-Зи, Канье Уэст, Лил Уэйн, — и потом она говорила мне, что исходившие от них волны тестостерона помогли ей закончить песню, несмотря на боль. Сегодняшние американские рэперы обычно высказываются про секс, богатство и собственную респектабельность — но у Майи все не так: в ее музыке танцевальный бит встает на службу непривычному для американского уха протесту. Никакого пацифистского пафоса: пока ритм берет слушателя за грудки, Майя читает: «Ты хочешь выиграть войну? Я не сдамся, как Организация освобождения Палестины».
Майя знала, на что шла, соглашаясь выступить на «Грэмми». За сценой ее ждала акушерка и кресло-каталка, но все получилось идеально — на глазах у миллионов зрителей певица разыграла настоящую драму. А ребенок? Ребенок мог подождать. Майя прекрасно понимала, насколько мощно это будет выглядеть: почти обнаженное тело, огромный живот, бунтарский текст — и Джей-Зи и прочие звезды в качестве фона.
Через три дня у Майи родился мальчик Айкид. Его отец — жених певицы Бен Бронфман, сын директора музыкальной корпорации Warner Music Group Эдгара Бронфмана-младшего. С рождением сына — как и почти с любым действием Майи — все получилось противоречиво. Майя неоднократно заявляла, что будет рожать дома, в бассейне; как всегда, она хотела превратить факт личной жизни в политическую акцию. «Нужно почувствовать боль, нужно научиться бороться! — провозглашала она. — Людям в Шри-Ланке приходится рожать в концлагерях. По сравнению с этим мои роды — пустяк». В итоге, впрочем, оказалось, что роды проходили в дорогой частной клинике в Лос-Анджелесе.
«Семья Бена меня уговорила», — объясняет Майя, когда мы встречаемся в марте в одном из отелей Беверли-Хиллз: незадолго до «Грэмми» они с Беном решили переехать в Лос-Анджелес и купили дом в престижном районе Брентвуд, уютном элитном местечке, где ничего не напоминает о социальных конфликтах. На Майе — туфли на шпильках, короткие легинсы и огромная черная куртка — можно подумать, что она одолжила ее у своего парня. Миниатюрная и женственная, она выглядит как экзотическая принцесса из трущоб. «Мы выступили на «Грэмми», родили ребенка, купили дом, — рассказывает Майя, разглядывая меню. — А через месяц начался весь этот кошмар в Шри-Ланке (правительственные войска сломили сопротивление тамилов с большими жертвами среди мирного населения. — Прим. ред.). Я стала выступать против — а потом выяснилось, что мой телефон прослушивается, у меня в доме установлены жучки, а моя почта взломана. Мне звонили и говорили: «Твой ребенок скоро умрет». В Санта-Монике большая община сингалезов, а они заклятые враги тамилов — то есть мои. Глава моего лейбла говорит: «Ты воюй, но осторожно — чтоб жизнью не рисковать». Но я не могу понять, как можно молчать и наслаждаться жизнью, когда другие страдают. Они ведь не могут себе позволить нанять охрану. Что им остается? Просто умирать».
***
Майю с самого детства воспитывали в духе политического экстремизма. Она родилась в Лондоне, но вскоре вся семья вернулась в Шри-Ланку, где шла война между индуистским меньшинством тамилов и буддистским большинством сингалезов. В 70-х ее отец Арулар (его именем дочь потом назовет свой первый альбом) был одним из основателей тамильской боевой организации EROS. Они проходили военную подготовку в Ливане и собирались создать свое независимое государство — но в конечном счете EROS ушла в тень более агрессивной группировки «Тигров освобождения Тамил-Илама». «Тигры» боролись за власть с правительственными войсками и мирными сингалезами любыми средствами — часто из-за их действий страдали женщины и дети. «Тигры» насаждали свой порядок железной рукой, — объяснил мне Айлан Кадиргамар, один из организаторов Шри-Ланкийского демократического форума. — И кстати, отец Майи никогда не был в их рядах». Несмотря на это, Майя — которая вместе с сестрой, братом и матерью в 83-м переехала в Лондон — на протяжении всей карьеры использовала любую возможность, чтобы привлечь внимание к страданиям тамилов, и открыто поддерживала «Тигров»: оформила тигровой расцветкой свой сайт и обложку первого диска, выступала в костюмах в полоску. «Эмигранты часто оказываются даже большими националистами, чем те, кто остался в стране, — говорит Кадиргамар. — У Майи очень упрощенный взгляд на проблемы Шри-Ланки. В конфликте виноваты обе стороны. Майя — талантливая певица, но она только запутывает ситуацию. В Шри-Ланке не было геноцида: и правительство, и «Тигры» убивали людей. И если не сказать о «Тиграх» всю правду, станет еще хуже».
Впрочем, далеко не все слушатели Майи обращают внимание на слова песен — достаточно жесткого бита, оригинально выстроенного звука и колоритного внешнего вида певицы. Майя настолько хорошо делает свое дело, что противоречия становятся ее достоинством, а не проблемой. И сама певица это прекрасно понимает. «Я и хочу быть маргиналом, — говорит она, доедая картошку в трюфельном соусе. — У меня нет никакого желания делать то же, что и другие, говорить о том же, петь о том же. Если это означает, что я террористка, — пускай. Я никогда не пыталась быть как Боно. Он ведь не из Африки — а я как раз примерно оттуда. Я устала от поп-звезд, которые говорят: «Дайте миру шанс». Я лучше скажу: «Дайте шанс войне».
***
«Когда я ее впервые увидел, сразу решил ее подписать, — говорит Джимми Йовин, глава мейджор-лейбла Interscope, выпускающего Майю в США. — И мне плевать было на всю эту политику. У Майи было все, что нужно, чтобы перевернуть поп-культуру вверх дном». По всей видимости, Йовин почувствовал, что Майя во многом напоминает Мадонну. Мадонна пишет мелодичные и запоминающиеся песни; Майя пытается обновить и радикализировать поп-музыку — но у них обеих есть дар всякий раз изобретать себя заново. В точности как у Мадонны, у Майи нет профессиональной музыкальной выучки — но она так же мастерски умеет находить и подчинять своим целям таланты других музыкантов.
На своем третьем альбоме, который назван именем самой певицы, записанным диким типографским способом («/\/\ /\ Y /\» — это, собственно, «Maya»), Майя снова делает шаг вперед. Диск записывался в том самом особняке, где Майя живет с женихом и куда она собрала свою команду. «Я чувствовала себя совершенно отрезанной от внешнего мира, — говорит Майя. — Все было очень необычно. Как-то раз я сидела и сочиняла слова на втором этаже — а прямо подо мной что-то наяривал Блэкстарр: я слышала все басы сквозь пол, и они вдохновляли меня на текст. Я как будто заново научилась делать музыку». На «/\/\ /\ Y /\» снова много политики — но есть и попытки сделать поп в полном смысле слова. Здесь снова злой, дерзкий звук — но кое-где Майя даже пытается петь. «Надо же было попробовать», — пожимает она плечами.
«Это я убедил ее спеть», — говорит диджей и продюсер Дипло, один из давних напарников Майи, ее бывший бойфренд, человек, который некогда вывел ее в люди (они случайно познакомились в лондонском клубе: Майя вошла в помещение, когда Дипло поставил ее первую песню «Galang»). «Майя же поп-звезда, а поп-звезды поют. Вообще, записывать этот альбом было непросто. Раньше мы были командой, а потом Майя решила доказать, что может справиться и без нас. Она постмодернист — сама по себе не очень сильный музыкант, зато у нее есть куча идей, и она умеет манипулировать людьми, заставляя их воплощать. Меня на этот раз даже в дом не пускали: ее нынешний бойфренд меня терпеть не может. Так что мы записывали «Tell Me Why» в студии. У меня был день рождения, я был под грибами, нашел семпл из Alabama Sacred Harp Singers, и Майя начала насвистывать мелодию. Она может всей душой меня ненавидеть — но знает, что вместе мы можем делать невероятные вещи, и для нее это важно».
На своем третьем альбоме Майя, как и раньше, охотно пользуется чужими наработками — так, песня «Born Free» целиком построена на семпле из группы Suicide
***
Через месяц после нашей первой встречи я вместе с Майей еду в такси по Лондону: певица приехала в город, в котором она росла и начала заниматься музыкой, месяц назад и теперь направляется к проживающему здесь свадебному фотографу из Шри-Ланки, чтобы сделать фотосессию к своему новому альбому. Как и все фотографы из Шри-Ланки, тот работает в болливудском стиле — вставляет портреты в фантастические, почти сюрреалистические декорации. Майя придумала эту идею пару дней назад — и как почти все ее идеи, высокий стиль здесь сочетается с трэш-культурой. «Я присмотрела для себя одно украшение у Givenchy, — рассказывает она, пока мы тащимся в пробке. — Оно стоит несколько миллионов долларов; они позволили мне сняться в нем только в присутствии телохранителя. Мне это очень нравится: фотограф снимает меня в своей муниципальной халупе, а на мне надето украшение, к которому приставили охранника».
Мы едем по Восточному Лондону, Майя опускает окно и показывает в сторону одной из церквей. «Этот храм спас мне жизнь. Господи помилуй! Меня тогда в очередной раз выгоняли из школы, а священник, который отвечал за работу с молодежью, как-то поймал меня, прижал к стенке и сказал: «Ты чего? Продолжишь в том же духе — еще до того как тебе стукнет двадцать, окажешься в какой-нибудь грязной квартире с шестью детьми на руках». А я тогда занималась черт знает чем, все время попадала в неприятности. Этот человек изменил мою жизнь».
В начале 80-х в Лондоне Майя с семьей жили в криминальном квартале Южного Лондона — и это было непросто. «Я тогда знала только два слова по-английски: «Майкл» и «Джексон». А мы жили в расистском районе, где было полно скинхедов. До того меня хотели убить в Шри-Ланке за то, что я тамилка, — а теперь стали называть «паки», хотя к Пакистану я не имела никакого отношения. И моя мама села рядом со мной и сказала: «Если они будут тебя так называть — скажи им, чтобы шли на хер».
Неудивительно, что для Майи всегда было важно защищать свои убеждения — даже когда их у нее толком не было. В 93-м она подала документы в элитный Колледж искусства и дизайна Святого Мартина, желая стать кинорежиссером. «Я никогда не планировала туда попасть. Просто мне кто-то сказал однажды: типа там так много красивых людей! Ну я как-то раз проходила мимо и решила зайти. На собеседовании я сказала: «Если вы меня не возьмете, у меня не останется выбора — стану проституткой». Член приемной комиссии сказал, что это шантаж. Ну да, это и был шантаж — но меня страшно бесило, что вся моя жизнь была в руках у одного человека».
Приемная комиссия поддалась — но чтобы снимать кино, у Майи не хватало терпения, и она переключилась на клипы. В 2000 году ее однокурсница, Джастин Фришман из группы Elastica, попросила ее снять видео и придумать дизайн для второго альбома группы — и таким образом невольно привела ее в музыку. Однажды Фришман, Майя и их друзья отправились отдыхать на Карибы — и там ей случайно попался под руку принадлежавший Джастин синтезатор Roland MC-505. «Мне было скучно, Джастин куда-то пропала, и тут я увидела эту штуку. У меня нет слуха, я не очень музыкальна — зато я люблю танцевать, если это считается, и хорошо чувствую ритм. В общем, я решила попробовать что-нибудь сделать. И у меня сразу получилась песня «Galang». Хотя сначала я не собиралась петь — я же не умею. Мы вернулись, нашли несколько солисток, и я всем им втолковывала: «Нужно вот так: «Галангаланг-а-ланг-ланг». Но ни у кого не получалось. Пришлось петь самой».
Потом сомневаться, петь или нет, ей уже не пришлось: «Galang» принес ей первую известность, свел с Дипло и небольшим, но влиятельным британским лейблом XL. Его владелец Ричард Расселл собирался с помощью Майи создать британский ответ американскому хип-хопу — так же, как когда-то The Beatles и The Rolling Stones переосмыслили заокеанский ритм-н-блюз. Сейчас уже ясно, что его ставка сыграла. «Британия хороша тем, что здесь постоянно происходит кровосмешение, — говорит он. — Англичанам всегда удавалось перепридумать то, что создано в США, и продать обратно. В Майе уживаются черная Америка, культура Шри-Ланки, современное искусство и передовая мода. Хотя я, конечно, долго сомневался. Она не была музыкантом, она ничего не умела — а мы все-таки обычно работали с серьезной музыкой. Но в ней была искра, у нее было что сказать, и у нее была целеустремленность — и я решился».
***
Дверь открывается, и фотограф Рави Тайгарайя предлагает нам пройти в свою гостиную. Он поздравляет Майю со шри-ланкийским Новым годом. «А я и не знала, что он сегодня», — отвечает певица, садится на диван и открывает ноутбук. В отличие от большинства людей Майя не очень привязана к своему телефону (хотя и купила себе айфон — как говорит сама певица, «я хочу, чтобы ЦРУ, ФБР и правительство Шри-Ланки всегда могли со мной связаться»), но ядовито-желтый макбук таскает с собой повсюду. Фотограф вручает Майе CD — и на экране мы видим фотографии, на которых она буквально утопает в золоте. На каждом запястье у нее — по семь золотых браслетов, на ушах — массивные серьги, на шее — корсет из золота. Она окружена танцорами, которые улетают в мыльных пузырях на небо, сидит на троне и очень органично смотрится в роли экзотического божества. «А вот это может стать обложкой диска, — говорит Майя, глядя на экран. — И еще было бы хорошо сделать такой календарь — 12 месяцев, 12 фотографий».
Не верилось, что вся эта фотосессия проходила в таком скромном доме. В небогатой обстановке квартиры баснословные украшения от Givenchy могли даже показаться злой насмешкой. Впрочем, фотографии все равно производили сильное впечатление. У Майи снова получилось придумать что-то изобретательное и оригинальное, поиздеваться одновременно над богатыми и над бедными. Взяв привычную для Индию эстетику, она вывернула ее на свой лад — в чем, собственно, и состоит ее главный талант.
Майе приходится задержаться в Лондоне: переоформление американской визы затягивается. У певицы вообще сложные отношения с властями США: в 2007-м, когда она собиралась делать свой второй альбом, ей отказали во въезде в страну, и Майя объездила весь мир — записывалась в Либерии, Индии, Анголе. «Сейчас я опять не могу получить визу из-за вещей, о которых я открыто говорю. Это неправильно. По-моему, если какие-то слова запрещены — об этом должно быть написано на каждой коробке с карандашами, на каждой ручке. Должно быть предупреждение: «Не пишите об этом, а то угодите в тюрьму». Если в Америке действительно все так устроено, то граждане страны должны об этом знать». Пауза. «А еще у Америки нет чувства юмора. В Англии есть телешоу про парней, которые хотят быть террористами. Подростки покупают Ajax, чтобы делать бомбы, придумывают, как себя взорвать. Очень, очень круто». Еще одна пауза. «Ну вот, меня опять назовут террористкой, потому что я считаю, что это смешно».
Именно в Лондоне Майя встречается с Роменом Гаврасом, снявшим девятиминутный клип на ее песню «Born Free». Его американская премьера должна состояться уже через четыре дня — но Майя до сих пор не посылала видео в Interscope (впрочем, как выяснится позднее, тамошние руководители не имели ничего против клипа: скандал вокруг него был им только на руку). «Born Free», кажется, сознательно снят так, чтобы его запретили — что и сделала администрация YouTube. По сюжету американские военные отлавливают рыжеволосых мужчин, женщин и детей, увозят их в пустыню, где избивают и убивают, — сама песня даже как-то теряется на фоне кровавой расправы. Очевидно, это размышление на тему предрассудков и несправедливых наказаний, очевидно и то, что это видео по меньшей мере политически наивно.
«Конечно, мы осознанно копировали «Telephone» (клип Леди Гаги и Бейонсе. — Прим. ред.). И то и другое — роуд-муви. Мы убиваем людей, они убивают людей». Внезапно Майя изображает, что рот у нее на замке. «Не могу больше говорить про Гагу. Меня теперь расстраивает, когда младенцы говорят «га-га». Раньше это было абсолютно невинно. Теперь они произносят ее имя». Майя считает, что Гага неоригинальна, что она ворует у ABBA, и страшно раздражается, когда Гагу сравнивают с Мадонной. «Невозможно сказать, что Гага меняет культуру. А Мадонна — меняла. И потом Мадонна была красивой. Поп-звезды должны быть красивыми!» Она открывает лэптоп, заходит на YouTube и говорит Гаврасу: «Видел эту пародию на «Telephone»? Отличная. И у нее три миллиона просмотров. Это на порядок больше, чем когда-либо было у меня».
***
«А теперь, — говорит Майя, — пора заняться шопингом. Мне нужно понять, что надеть на завтрашнюю фотосессию». Они с Гаврасом выходят из офиса лейбла и идут по Портобелло-роуд. Через несколько минут Майя заходит в магазин, торгующий дешевым индийским ширпотребом, и рядом с оранжевым сари находит костюм тигра с усами на капюшоне. «Посмотри-ка на него, — говорит она. — Может, его завтра использовать?» Потом она минуту молчит и обдумывает возможные последствия. «Ну нет, это слишком. Не дай бог, люди подумают, что я шучу».