Премьера клипа «Броненосец (Ты ни при чем)»
«Афиша» представляет премьеру нового видео Сергея Михалка и его группы, снятого практически штатным клипмейкером ансамбля Алексеем Тереховым на одну из самых резких и плакатных песен с альбома «Рабкор».
К группе «Ляпис Трубецкой» можно предъявить много претензий, но в чем им точно не откажешь — так это в чувстве момента. Альбом «Рабкор» вышел в свет ровно месяц назад, 1 мая, и в тот конкретный день мог показаться (в Москве во всяком случае) немного запоздалым; было похоже, что человек изо всех сил призывает на баррикады в тот момент, когда баррикады уже разобрали. Как это часто бывает, поэт оказался прозорливее: через пять дней случились булыжники на Болотной, потом началась беготня наперегонки с ОМОНом по бульварам, ну и, в общем, декларативный политический гопак, которым «Рабкор» набит до отказа, пришелся как нельзя кстати. Что, конечно, не отменяет определенных идеологических претензий по адресу записи, но заставляет уважать авторов, вовремя почуявших неладное (симптоматично, что дата выхода пластинки была перенесена на май с осени; как знали). Выход клипа на самую лютую и восклицательную песню альбома — событие, быть может, не менее важное, чем презентация самой пластинки: в конце концов, в свое время именно ролик Алексея Терехова на песню «Капитал» перезапустил карьеру «Ляписов» и начал совсем новый этап в истории группы. В «Броненосце» бессменный режиссер белорусов — и вообще, наверное, самый яркий современный российский клипмейкер — вслед за музыкантами отказывается от иронии и поп-арта и на всю катушку использует тот самый шершавый язык плаката; особенно, конечно, врезаются в память вот эти уличные граффити, из которых составлен припев. И поскольку сам Сергей Михалок по-прежнему отказывается от любых комментариев, ссылаясь на то, что все есть в песнях (с чем, в общем, не поспоришь), мы решили поговорить с самим автором клипа. Но для начала — первый показ.
Премьера: «Ляпис Трубецкой» — «Броненосец (Ты ни при чем)»
Алексей Терехов
режиссер, автор клипа
«Когда я разговаривал с Михалком об этом клипе, нам пришла в голову идея сделать такой боевой анархический листок, быстрый и легкий самиздат. Сначала думали только сделать какую-то текстовую композицию, но мне в какой-то момент почему-то захотелось вставить в клип граффити, которые отображают реальные мысли людей. Чтобы сделать ролик по-настоящему правдивым, честным и прямым, мы попросили поучаствовать всех желающих — и нам прислали большое количество граффити, которые я использовал в ролике. Мне кажется, они полностью иллюстрируют мысли людей о том, что происходит в Восточной Европе.
С приходом YouTube поменялся принцип, по которому клипы работают. Сейчас важна вирусность прежде всего. Клип должен быть ярким, цепляющим, интересным. Если у людей не возникает желание перепостить ссылку, он обречен на провал. Его не заставишь ротироваться в интернете так, как его можно было заставить ротироваться по телевизору. Его не проплатишь. Именно поэтому появилась реальная конкуренция, необходимость сделать что-то интересное, бомбу, а не просто что-то дорогое, красивое и банальное.
«Клип не заставишь ротироваться в интернете так, как его можно было заставить ротироваться по телевизору. Его не проплатишь»
Я помню выступление «Ляписов» в Минске, когда они сыграли песню «Лукашенко» — это было где-то в середине 1990-х. Мне почему-то тогда показалось, что у них вот-вот начнется период активной общественной деятельности, и он начался — правда, на 10 лет позже. Но Михалок с группой не занимаются политикой, они занимаются борьбой за гуманизм. Политика — это когда ты строишь карьеру внутри этой системы, баллотируешься в депутаты, борешься за власть. Мы всего лишь делаем социально значимое искусство. Клипы не изменяют стратегию группы, они просто ее подчеркивают. Есть песня — а это одежда. Можно на красивую девушку нацепить барахла, и она будет не очень хорошо смотреться, а можно сделать ее суперсекси. В данном случае я просто сделал эту песню суперсекси.
Сейчас медленно происходит перелом в медиа. Любое социально значимое действие имеет гораздо большую силу, чем в те времена, когда люди печатали книги на деревянных станках или переписывали в монастырях. Раньше я делал ролик, его показывали по каким-то каналам, могли вообще не показать. Сейчас можно снять что угодно — и если это будет интересно, то тебя заметят, это будет иметь социальный эффект».