Justice о танцах, прог-роке, кресте как фронтмене и Дэвиде Гетта
На фестиваль Park Live с диджей-сетом приезжают французы Justice — одни из самых успешных деятелей массовой электронной музыки за последние годы. «Афиша» поговорила с одним из участников дуэта Гаспаром Оже.
Участники Justice все делают вместе, но представления о внешнем виде у них все-таки отличаются: Гаспар Оже (справа) явно считает, что усы и борода украшают мужчину, в отличие от Ксавье де Росне. Собственно, именно благодаря в первую очередь Оже Justice и выглядят как хард-рок-группа
— Вы играете стадионную электронику, но и одеваетесь, и ведете себя на сцене вполне как рок-звезды — кожаные куртки, темные очки, героиновый шик…
— На самом деле мы не пытаемся как-то выделяться: просто носим ту одежду, которая нам нравится. А она очень простая: джинсы, кроссовки — и кожаные куртки, да. Не помню, например, чтобы мы надевали здоровенные темные очки. Также стоит отметить, что мы не считаем нашу музыку исключительно танцевальной. Она, конечно, может побудить зрителей двигаться — но не в этом цель. Мы хотим заставить людей испытать весь спектр эмоций — от эпической эйфории до меланхолии.
— Да уж, на вашем втором альбоме это чувствуется в особенности. Насчет хауса и электро существует стереотип, что слушатель от них обычно становится более дружелюбным и счастливым, но ваши треки зачастую отличаются злобной агрессией, а иногда и печалью. И все равно все под них танцуют. Вас это удивляет?
— Надо сказать, что четкие, прямолинейные, лобовые эмоции — это ровно то, что мы всегда искали в той музыке, которую слушали сами. А для большинства нынешних подростков электроника — это способ выразить протест; то, чем для нашего поколения были хеви-метал и панк. И мне хочется надеяться, что на наших представлениях люди не то чтобы просто танцуют, а, скорее, реагируют на музыку в таком первобытном ключе. Вот это действительно прекрасно. Что же касается агрессии — да, нам было интересно ее исследовать. Но в нашей музыке всегда присутствовали и злобные, и романтические моменты.
«D.A.N.C.E», один из первых больших треков Justice, по которому, в частности, слышно, сколь многим они обязаны Daft Punk
— Если Justice — это «ненастоящая» танцевальная музыка, то где же настоящая?
— Ну вы же сами сказали, что под наш второй альбом особо и не потанцуешь, — и это чистая правда. В наших треках можно обнаружить множество заимствований — и танцевальная электроника, возможно, является самым незначительным их источником из всех. Мы-то сами никогда не слушаем танцевальную электронику — техно там или что-то такое. Конечно, нашу музыку можно классифицировать как электронную — ведь для ее производства требуются соответствующие приборы и машинерия. Но что вообще значит этот термин? Ничего. Афекс Твин — электроника. Дэвид Гетта — тоже.
— Но уж ваш статус знатных битмейкеров вы же не будете отрицать? Как вы относитесь к тому, что различные продюсерские ухищрения, придуманные вами, попадают в поп-мейнстрим — вот, например, к Кеше?
— Я бы сказал, что это мы записываем современную поп-музыку. Что касается мейнстрима — это, конечно, прекрасно, но нам самим не всегда ясно, как именно мы на все это повлияли. Мы помним время, когда массовый поп бросал вызов нормам и был интересным, — это было в те годы, когда его звук определяли The Neptunes. По сравнению с этим сегодняшний крен в евродэнс просто ужасен.
— Вам самим, судя по всему, не кажется, что вы с Дэвидом Гетта в одной упряжке. Но ведь он первая большая мейнстримовая звезда из Франции за долгое время — разве он не способствовал усилению интереса к французской музыке как таковой, то есть и к вам тоже?
— Нет, никакой выгоды мы из его успеха не извлекли — просто потому, что никаких общих дел с ним у нас тоже нет. То есть мы, конечно, уважаем то, что он добился своего и стал большой звездой в Америке. Но у его музыки мало общего с нашей, да и цели перед собой она ставит совсем другие. У Гетта как раз подлинно танцевальная музыка: она сделана для того, чтобы вывести народ на танцпол. И в этом нет ничего плохого или неправильного, но это не то, что интересно нам.
«We Are Your Friends», творческая переработка Justice песни английской группы Simian (которая давно уже превратилась в Simian Mobile Disco), в свое время стала, пожалуй, главным хитом эпохи ню-рейва. Этот видеоклип получил в
— Кстати, в разных интервью и рецензиях по поводу второго альбома часто звучало слово «прог» — и это определение, пожалуй, хорошо согласуется с желанием вызвать широкий спектр эмоций, заставить людей о чем-то раздумывать…
— Нет-нет! Сами мы ни в коем случае не называем свою музыку прог-роком. Ничего общего у нас с этим нет. Просто песни с мелодиями и гармониями. От них вам может хотеться размышлять над чем-то — или, скажем, подраться. Реакция здесь сугубо индивидуальна — важно почувствовать сопричастность. Есть еще такой момент: альбомы записываются для того, чтобы их слушали дома или в машине, но, когда мы готовимся к концертам, мы, само собой, делаем песни более прямолинейными. Вы только не подумайте, что термин «прог» нас как-то обижает! Нас просто не совсем верно поняли: никто не пытался записать прог-роковую пластинку — просто так вышло, что некоторые идеи и визуальная эстетика оказались в русле этой эстетики. Например, отсылки к средневековой музыке или обложка могут казаться прог-роковыми — но не сами песни.
— Между прочим, тот самый крест — что вообще за ним стоит, есть ли тут некий мистический христианский аспект? Или это просто красивая картинка? Мне вот всегда казалось, что это визуализация метафоры «рейв-как-церковная-служба», — но, может, это я умничаю просто.
— Все сразу! Все это работает. Все причины и объяснения одинаково хороши — относитесь к этому символу так, как вам больше нравится.
— А вы-то сами как к нему относитесь?
— Мы часто говорим, что крест — это наш фронтмен. Это очень удобно!
— Слушайте, ну шутки шутками, но ведь вы же не просто так называете треки «Waters of Nazareth» или «Civilization»?
— Justice — это цельный образ, на который работает все: от обложки до названий песен. Мы придумываем такие решения, которые улучшают восприятие песен, — и каждой деталью нам хочется, с одной стороны, стимулировать ваше воображение, а с другой — наилучшим образом описать музыку.
На Park Live французы будут играть диджей-сет, но вряд ли в данном случае он так уж принципиально отличается от концерта — а большой красивый светящийся крест на сцену, скорее всего, водрузят в любом случае
— Скажите, а как ваш дуэт работает в студии? Вы вообще все делаете вместе — или у каждого есть строго определенная роль?
— О да, мы делаем вместе вообще все. Но это не значит, что мы сидим и вдвоем импровизируем, — скорее, совместно выбираем, в какую сторону двигаться. А вообще, мы вместе уже целых десять лет — тут уже легко выучить, что нравится твоему напарнику. Так что с каждым разом мы все делаем быстрее и быстрее.
Justice выступят с диджей-сетом в рамках фестиваля Park Live на ВВЦ в следующую субботу, 29 июня