Джон Сэвидж о фильме «Teenage», молодежной культуре, панке, гитлерюгенде и свинге
Послезавтра кинофестиваль Beat откроется показом картины «Teenage» — фильма о том, как в первой половине ХХ века зарождалась молодежная культура в ее теперешнем понимании. Продюсировал его Джейсон Шварцман, режиссировал Мэтт Вулф, саундтрек делал Брэдфорд Кокс из Deerhunter, а сделан «Teenage» по мотивам книги (и при непосредственном участии) Джона Сэвиджа, главного английского писателя про панк и вообще одного из виднейших британских музыкальных журналистов последних 30 лет. «Афиша» позвонила Сэвиджу и услышала в его исполнении практически лекцию.
— Вы много писали про историю рок-музыки, а потом сделали книжку про то, как появилась подростковая культура в целом. Это связанные вещи, надо полагать?
— Я вообще начал писать о музыке по двум причинам. Во-первых, я был ей абсолютно одержим. Во-вторых, я вообще хотел писать — и то, что тогда происходило в Англии вокруг журналистики и литературы, мне претило. Мне нравились многие американские критики, авангардные писатели вроде Уилльяма Берроуза, литераторы поколения
— Я читал вашу книжку про панк «England’s Dreaming», и мне очень понравился ее академизм. Про панк-то обычно пишут репортажи, гонзо, какие-то исторические очерки через прямую речь. А у вас такой отстраненный подход — что очень освежает. Но в фильме как раз все по-другому: интимно, лично. Почему?
— Хм, а мне-то как раз кажется, что все совсем наоборот. Фильм такой вполне себе абстрактный, а «England’s Dreaming» — очень личная и эмоциональная. Она же местами практически дневник своего рода. Я вообще всегда спорю с людьми (ну, это я не о вас), которые говорят: мол, раз у тебя есть мозг, то сердца у тебя нет. На самом-то деле первая реакция на музыку всегда — всегда! — эмоциональная. Теории идут уже потом. Впрочем, я согласен с тем, что «England’s Dreaming» отличается от многих других историй панк-музыки — в частности, по той причине, что, к большому сожалению, в них зачастую очень много самцовости, мачизма. Что, по-моему, в случае панка просто смехотворно: вы же знаете, откуда происходит сам термин? Это было американское сленговое выражение, обозначающее парней, которые в тюрьме дают вдуть себе в очко. Ну и какие тут могут быть настоящие мачо? Любой человек, который пытается быть панком-самцом, — идиот, ничего не понявший в этой музыке. А что касается «Teenage» — тут я все-таки писал о том, в чем сам не принимал участия. Да и работать именно над фильмом было очень изнурительно, хотя, конечно, по итогу мне все нравится.
Примерно такой концерт побудил в свое время Джона Сэвиджа стать музыкальным журналистом
— У меня такое впечатление возникло отчасти из-за постоянного присутствия в фильме нарратива от первого лица — закадровый «экспертный» комментарий там просто не используется, как и формат интервью. Как вы вообще пришли к такому решению — не самому тривиальному, прямо скажем?
— Однажды мы с Мэттом записали мой закадровый голос — и это было прямо плохо. Я вообще для такой функции не подходил. Проблема была не только в том, что я попросту не актер, но и в интонациях: мой голос звучал слишком назидательно, слишком по-взрослому, слишком властно. Была и другая проблема: мы могли взять интервью не то чтобы у многих людей — потому что большинство тех, о ком мы рассказываем, уже мертвы. А те, кто жив, сугубо преклонного возраста. Наверное, это прозвучит чудовищно, но нам все-таки не хотелось делать фильм, где будут сплошные старики. Фильм про молодежь, а в нем сплошные девяностолетние — ну что это такое?! Это же непостижимо. Так мы и пришли к рассказу от первого лица. Однажды мы с Мэттом (Мэтт Вулф, режиссер «Teenage». — Прим. ред.) обсуждали фильм, и я предложил использовать одну прекрасную цитату от первого лица — из книги «Middletown» Роберта и Хелен Линд, такого социологического исследования Америки
— Почему вы выбрали для фильма только три страны, три культуры? Понятно, что без США не обойтись; с Британией тоже все ясно; истории про Германию тоже очень занимательные, но все же — про Францию, Россию или Японию послушать было бы тоже очень интересно.
— Вообще говоря, в самой книге о Франции много. Я с вами согласен, но, знаете, мне приходилось помнить о том, что пишу я именно книгу, а не энциклопедию. Что-то просто не получилось запихнуть в текст. Например, я только что обнаружил в своих файлах несколько тысяч слов, которые я написал о России. Просто в какой-то момент стало ясно, что я израсходовал отведенные мне 200 тысяч слов и дошел только до конца
— А о мини-сериале вы не думали?
— Пожалуй, нет. Я считаю, что фильм мы уже сделали, все, это отрезанный ломоть. К тому же мой последний опыт работы с телевидением был ужасно плохим. Большинство редакторов на британском телевидении — дураки и трусы.
— Мне как раз пришло в голову, что формат «Teenage» — это такая намеренная оппозиция документальным фильмам BBC с их говорящими головами и обсасыванием деталей.
— Большинство документалок BBC Four мне искренне не нравятся. Главная проблема подобных фильмов заключается в том, что они выглядят, как фабричная продукция, ширпотреб. В них очень мало от искусства кино — иногда кажется, что их можно просто ставить по радио. Очень скучный и тривиальный язык — так любую тему можно убить. В истории молодежных движений, например, масса захватывающей мифологии, и, если ты про это снимаешь, надо это делать так, чтобы соответствовать духу предмета. А они все делают смертельно унылым, превращают все в какое-то ностальгическое путешествие для самодовольных людей среднего возраста. С другой стороны, вот я сделал фильм про Joy Division — и я им очень доволен. Но это вполне себе традиционный формат. И почему бы не использовать его, если у нас есть фантастические интервью с группой, а в прочих комментариях мы себя ограничили. И все отлично получилось. Так что я не сказал бы, что в «Teenage» мы осознанно встали в оппозицию к этому методу. Нам просто надо было решить проблему: мы снимаем фильм, а говорить по теме толком не с кем.
— В фильме очень много говорится про культуру свинга — и меня, честно говоря, именно эта часть поразила больше всего. Такое ощущение, что энергетика и визуальная составляющая абсолютно всех танцевальных субкультур двадцатого века напрямую берутся оттуда.
— Это вы верно сказали, ха-ха-ха! Мой самый любимый момент в фильме — кадры с мероприятия под названием Chicago Swing Jamboree, которое прошло в
Собственно «Sing, Sing, Sing» Бенни Гудмана
— Все давно уже смирились с тем, что поп-культура развивается циклами, — но обычно отсчет начинают с
— Совсем не уверен. В каком-то смысле в фильме и книге есть и об этом тоже. Они ведь заканчиваются ровно в
— Как раз к этой части вопросов нет — у меня сразу же возникли ассоциации с советскими молодежными движениями. И я уверен, что они возникнут у большинства российских зрителей.
— Да-да, комсомол. Вот поэтому мне и хотелось включить в книгу часть о России — было бы здорово рассказать о сходствах и различиях между комсомолом и гитлерюгендом. Кстати, у вас там все еще действует эта националистическая молодежная группировка, как там ее… «Наши»?
— Не назвал бы их националистами — скорее это такие ультра-тори. Нет, сейчас все эти вещи подзаглохли.
— О, прекрасно. А то мне совсем не нравилось, как это выглядело. Так вот, гитлерюгенд: в
«История гитлерюгенда наглядно показывает нам, что молодежь можно легко и успешно направить куда угодно — хоть бы и к экстремистскому национализму»
— Вы ведь панк в свое время объясняли через французскую философию
— Эх, ну вы дали! Мне все-таки важно, что я не пытаюсь быть заумным. И не думаю о своих книгах в такой терминологии.
— Ну я-то только за, если честно. Люблю заумное.
— Конечно, всегда можно найти определенные тенденции в любом корпусе работ. Но… Знаете, я же ребенок
— Если я правильно помню, Джон Лайдон говорил в каком-то интервью, что «SOS» ABBA — одна из его любимых песен.
— Кажется, там была «Fernando». Ее я просто ненавижу. Ненавижу, ненавижу. Не люблю ABBA, вы уж простите. Прямо вот совсем. И никогда не любил, они ужасны. И когда сейчас люди говорят: мол, The Carpenters очень хороши… Кстати, они вот как раз часть той культуры BBC Four, про которую я уже говорил. Там делают гигантские фильмы про The Carpenters — ну слушайте, история-то интересная, но музыка же дерьмовая! Господи Исусе. Ну не The Stooges же, правда?
— С этим не поспоришь.
— Когда-то они были для нас врагами, понимаете?
— В этом интервью вы уже последовательно назвали себя журналистом, писателем, историком и сценаристом. Кто вы в первую очередь?
— Ммм. Скажем так: я тот, кто ведет диалог — с помощью клавиатуры. А диалог бывает в разных формах. По сути я писатель; работаю как журналист; пишу книги как историк. Все эти определения мне подходят, и это нормально. Ничего плохого в этом нет! Когда работаешь на самого себя, приходится делать много разных вещей одновременно. Приходится быть умным многостаночником.
Фильм «Teenage» покажут в рамках кинофестиваля Beat в кинотеатре «Формула Кино Горизонт» в четверг, 6 июня, в 20.00 и в воскресенье, 9 июня, в 17.00. Полную программу фестиваля можно посмотреть здесь