«Русские такие агрессивные, вы все время заставляете людей пить водку!»
В Москву возвращается Джеймс Пэнтс — один из главных героев лейбла Stones Throw, эксцентричный мультиинструменталист, продюсер и меломан, подвизающийся примерно во всех музыкальных жанрах сразу. «Афиша» поговорила с Пэнтсом.
— Вы в этом году переехали жить в Германию. Почему? Как вам там живется?
— Все очень просто. Во-первых, в последнее время очень много концертов давал в Европе, почему-то именно там меня хотели слушать, так что показалось удобным переехать. Плюс я нашел, на что содержать себя и семью — работаю сейчас в Red Bull Music Academy в Кельне. Мне здесь все нравится, кроме погоды, — очень уж холодно. Ну и мексиканской еды нет, для меня это настоящая беда. Когда я в Америке жил, всякие мексиканские штуки составляли основу моего рациона. Если бы я не стал музыкантом, то точно открыл бы мексиканский ресторан.
— Ваша карьера, считай, началась с того, что вас взяли на лейбл Stones Throw. Как вы там себя ощущаете? Мне, например, кажется, что ваша музыка ни на кого из тех, кто туда подписан, не похожа.
— Ну там никто ни на кого не похож, все такие чудики! Я чувствую себя очень круто на Stones Throw, и между нами есть все-таки что-то общее. Ну то есть как — Stones Throw начинался с хип-хопа, а теперь там просто всякая интересная музыка. Я всегда хотел выпустить альбом на Stones Throw — на самом деле, еще до того, как они меня нашли, так что мне жутко повезло.
— Кстати, насчет хип-хопа: вас иногда к нему причисляют, но вы при этом очень мало используете семплов, по большей части все играете вживую. Почему так?
— На самом деле, я раньше их очень много использовал, до того как записал первый альбом. Но из семплов очень сложно собрать полноценную песню — чтобы был припев, бридж, все дела. Обычно получается просто цепочка аккордов, из которых ничего другого нельзя нарезать. Мне нравится записывать все вживую, так получается намного интереснее и оригинальнее.
Песня (и клип) с самой первой пластинки Джеймса Пэнтса «Welcome», вышедшей на том самом Stones Throw
— С другой стороны, то, что вы делаете, очень сильно построено на старой музыке — на
— Это немного по-другому происходит: я просто слушаю музыку, и все происходит само собой. Ну типа — если слушаешь много 50-х, неизбежно получится что-нибудь похожее. Это не только у меня так, наверное, — ты делаешь ту музыку, какую сам любишь. Немного эгоистично, да. Вообще, я себе это представляю так: я играю разных персонажей. Сегодня, например, я какой-нибудь психоделический продюсер из
«Сегодня я какой-нибудь психоделический продюсер из
— У вас как-то поменялось восприятие музыки с тех пор, как вы стали «настоящим» музыкантом, выпустили пластинку?
— Да, конечно. Я теперь намного больше обращаю внимания на басовые линии или какую-нибудь перкуссию на заднем плане. Хотя в какой-то степени это было и раньше. Я вырос, играя на инструментах, у меня в школе была группа, так что я всегда слышал такие штуки. Иногда именно мелкие детали делают всю песню. Например, хлопки в «Time of the Season» The Zombies. Я учусь таким деталям через чужие записи, чтобы самому сделать что-то подобное. Ну или хотя бы попытаться.
— Раз такое дело, вы наверняка считаете, что современная музыка сильно проигрывает тому, что было раньше.
— Да, в каком-то смысле. Наше поколение — первое, которое не создало никаких по-настоящему новых стилей. Мы просто берем лучшее из старого. Я думаю, это связано с интернетом, потому что у каждого есть доступ к великой музыке прошлого. Интересно, что случится лет через двадцать, когда все старое будет переработано и использовано и ничего не останется. Я бы не сказал, что современная музыка прямо хуже, что она проигрывает старой, но она определенно вторична. Наверное, это плохо в каком-то смысле, но с этим сейчас ничего нельзя поделать. С визуальным искусством, живописью и прочим то же самое.
— А как вам Odd Future и Тайлер? Они вроде много про вас хорошего говорили, ну и вы какие-то ремиксы им делали.
— Они безумно талантливые музыканты, очень круто наблюдать, как они становятся все популярнее. Так быстро вокруг них все завертелось! Правда, на мой вкус, ребята многовато ругаются.
Ремикс Пэнтса на трек Тайлера из Odd Future под названием «Seven»
— Вы производите впечатление очень продуктивного музыканта. Я слышал, что за два года, что вы работали над своим первым альбомом, вы умудрились записать сто разных треков.
— Да, так и было, сто треков записал, но я бы не сказал, что это все были хорошие треки. Некоторые были просто ужасные, если между нами. Раньше я все очень быстро придумывал и записывал, но и музыка у меня была намного проще; теперь процесс занимает больше времени. Когда-то я за два часа мог сделать песню, сейчас иногда требуются недели.
— У вас много лоу-фая в музыке. Сейчас вообще вернулась мода на кассетную культуру и соответствующее качество звука. Что вы об этом думаете?
— Мой второй альбом, «Seven Seals», помимо прочего, вышел на кассете. Не думаю, правда, что кто-то ее купил. Мне нравятся кассеты, но, по-моему, это все равно выпендреж — ни у кого не осталось техники, на которой их можно было бы послушать.
Выдающееся видео на песню «Thin Moon» с альбома «Seven Seals»
— А для вас вообще это важно — на чем именно слушать музыку?
— Ну как, здорово иметь физический носитель, продукт. Здорово в руках что-то держать. Но никакой носитель, даже винил, по-настоящему уже не вернется в моду, все слушают айподы. Хорошая музыка — это хорошая музыка, неважно, в каком она виде.
— По вашей музыке кажется, что вы не воспринимаете ее слишком серьезно, у вас много юмора. «Seven Seals» со всей этой символикой и образами — это вообще издевательство какое-то.
— Так и есть. Ничего не могу с этим поделать. Я пытался делать какие-то пафосные, серьезные вещи, но они получались просто ужасно. Я отношусь к музыке серьезно, но в то же время я же просто оттягиваюсь, когда ее делаю. Все эти штуки в моих песнях, которые вы называете «юмором», — для меня это просто один из составляющих элементов. Сами посудите — на свете полно музыкантов, которые воспринимают все слишком серьезно. Зачастую их просто невозможно слушать. Эмбиент какой-нибудь, классическая музыка, все эти пафосные жанры — я их подолгу не могу воспринимать. Ну только когда выпью.
Фотография: Jamespants/myspace.com
Русскоязычная обложка пластинки «I Live Inside an Egg»
— У вас есть EP, которая называется «I Live Inside an Egg», там по-русски название на обложке написано. Почему так?
— Даже не знаю, я просто очень люблю Россию теперь. Моя любимая страна! Вот и все. С тех пор как я к вам съездил, я стал слушать русскую музыку, читать ваших писателей. Я даже собирался на Транссибирском экспрессе прокатиться. Так что захотелось по-русски название написать — не более того. У меня, кстати, еще есть куча песен про Россию, ни одна не выпущена еще, правда. Пять или около того.
— Одна из ваших песен, «Darlin’», многим жутко напоминает песню русской группы «Гражданская оборона».
— Правда? Ну это неудивительно, там такие аккорды, которые еще в миллионе песен задействованы, во всяком роке. Так что она звучит похоже на все подряд. Кстати, насчет русских песен — мне жутко нужна запись группы «НИИ Косметики», вы не знаете, где их можно достать?
— Ого! Вы, небось, от Ариэля Пинка про них услышали? Честно говоря, не знаю, у них, скорее всего, записи выходили на магнитных лентах, не уверен, что у кого-нибудь они остались.
— Да, я услышал их в миксе Ариэля Пинка и жутко заинтересовался. У меня есть какое-то количество русских пластинок, сборник «Red Wave», например, который у нас выходил в
— Возвращаясь к «Darlin’», вы правы, она на всех подряд похожа — в Америке ее любят сравнивать с группой Suicide. Вы помните, как песня появилась?
— По-моему, я пытался научиться играть какую-то песню Фрэнки Авалона, начал дурачиться, и у меня появился басовый ход, который мне понравился. Это очень простая, примитивная песня, в тот момент хотелось сделать именно такую. В ней есть что-то от ду-опа, мне кажется, ну и да, немного Suicide.
Та самая песня «Darlin’», в которой многим слышится «Зоопарк» «Гражданской обороны». После интервью мы послали «Зоопарк» Джеймсу и он ответил: «Понимаю, что вы имели в виду! Теперь мне кажется, будто я ее украл»
— Какие у вас впечатления от России остались? Вроде у вас был совершенно безумный концерт здесь в
— Чувак, это было невероятно! Я тогда думал, что в России обо мне никто даже не слышал, у меня был всего один альбом, я ничего не ожидал. А концерт был сумасшедший, публика была просто дикая, ничего подобного не было ни до, ни после. Мне, правда, было плоховато, потому что очень много приходилось пить. Русские такие агрессивные, вы все время заставляете людей пить водку! Я боюсь даже приезжать во второй раз, вдруг у меня будет такое же похмелье, как тогда, — это было страшно. В этот раз я еду один, без группы, но все равно будет весело. У меня с собой драм-машина, семплер, еще что-то; вообще, наверное, это будет наполовину диджей-сет, наполовину живое выступление. Такой непрерывный поток музыки — я буду ставить чужие песни, но и свои тоже играть. Меня еще что-то в последнее время тянет на барабанные соло и крики, и того и другого будет полно, не сомневайтесь, ха-ха! В общем, будет одновременно весело, страшно и нелепо.
Концерт Джеймса Пэнтса состоится в эту субботу, 15 октября, в клубе «Солянка»