перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Архив

The Greatest Hits

Бой кремлевских курантов,заставка ­Windows, рекламный джингл «Кока-Колы» и «Оле-оле-оле». «Афиша» выяснила историю 20 мелодий, которые может спеть даже младенец, но о которых никто ничего не знает.

Рингтон Nokia

Название: «Gran Vals»

Автор: Франсиско Таррега

Время создания: 1902

Полуслепой испанский гитарист Франсиско Таррега всю жизнь доказывал, что его легкомысленный шестиструнный ­инстру­мент подходит для академических композиций. В 1902-м он сочинил «Gran Vals» — и, сам того не зная, вписал себя в историю массовой культуры: 91 год спустя произведение приобрела компания Nokia и сделала из одной его фразы свой базовый рингтон. Сочинение Тарреги неоднократно называли самой часто звучащей мелодией в мире; его сводили в джазовых импровизациях с Пуленком и играли симфоническим оркестром; по этому рингтону Невеста в «Убить Билла» узнавала одну из своих жертв, а Сара в «Реальной любви» понимала, что у ее братца снова проблемы. Сам Таррега прославился еще и тем, что первым стал играть на своем инструмен­те ­стри­жеными ногтями — и, вообще говоря, явился одним из ­осно­вателей современной школы классической гитары.

Цифра: 200 секунд длится «Gran Vals» в полной версии

Автомобильная сигнализация

Название: нет

Автор: нет

Время создания: неизвестно

Автомобильная сигнализация впервые появилась в двадцатых годах в Небраске, где неизвестный изобретатель придумал при­креплять к автомобилям колокольчики. По-настоящему вездесущей (в США, по крайней мере) она, однако, стала только в восьмидесятых, после введения Конгрессом обязательного автострахования. Происхождение самого популярного на сегодня звука («уи-и-иу-у-у») ясно не до конца — вполне вероятно, что это одна из мелодий, придуманных тогда же, в ­восьмиде­сятые, инженерами General Motors. Беспокоящая сон мирных граждан долгая сигнализация с многократной переменой тем является комбинацией различных написанных компьютером мелодий, разработанных все в тех же лабораториях GM.

Цифра: 8073 автомобиля было угнано с января по сентябрь 2008-го в Москве

Заставка Windows

Название: «The Microsoft Sound»

Автор: Брайан Ино

Время создания: 1994

«Нам нужно музыкальное произведение, которое было бы вдохновляющим, универсальным, оптимистичным, футури­стичным, сентиментальным, эмоциональным — и еще оно должно длиться 3 с четвертью секунды». Так формулировался заказ корпорации Microsoft на музыкальную заставку новой операционной системы Windows 95. Брайан Ино, изобретатель эмбиента, продюсер главных альбомов U2 и идеолог незаметной для слушателя музыки, написал плавное арпеджио, длившееся почти в два раза дольше, но компанию оно вполне устроило; вариации на тему созданной Ино заставки так или иначе появлялись во всех операционных системах Windows вплоть до последней, Vista, музыку к которой написал основатель King Crimson Роберт Фрипп. Обширная секта творческих людей, ­ненавидящих все, имеющее отношение к Microsoft, не обошла своим вниманием и творение Ино — в 2001-м американская построковая группа Trans Am выпустила трек, в котором «The Microsoft Sound» растянут до 51 секунды.

Цифра: 35000 долларов заплатили Брайану Ино за создание заставки

Вынос черного ящика в «Что? Где? Когда?»

Название: «Ra-Ta-Ta»

Авторы: Крис Ювенс и Кристиан Хайльбург

Время создания: 1970

Нечеловечески бравурная мелодия, под которую человек в крас­ном жилете выносит на игровой стол черный ящик, ­принад­лежит немецкой группе Rotation: песня «Ra-Ta-Ta» впервые ­издана в 1970 году и написали ее, собственно, члены группы — Крис Ювенс и Кристиан Хайльбург. В том же 1970-м ее записал оркестр Джеймса Ласта, чей залихватский хор и духовая группа в те годы брали в оборот все популярные мелодии, появляющиеся на планете: «Ra-Ta-Ta» появилась на их альбоме «Non Stop Dancing 11» — и именно эта версия звучит в телеэфире. Впервые церемония выноса ящика состоя­лась 6 декаб­ря 1983 года: в ящике находилась антиалкогольная рюм­ка, придуманная в 1764 году владельцем хрустального завода ­секунд-майором Бахметьевым для своего пьющего сына. Коман­да Андрея Каморина решила, что в ящике спрятана рюмка-­непроливайка, — на самом же деле рюмка при наклоне ­созда­вала оптический эффект, будто в ней плавают три мухи: ­оттуда и пошло выражение «под мухой».

Цифра: 52 альбома Джеймса Ласта фигурировали в разное время в британском хит-параде — по этому показателю оркестр уступает только Элвису Пресли

Рулетка в «Что? Где? Когда?»

Название: «Дикая лошадь»

Автор: Геннадий Бондарев

Время создания: 1967

Мелодия, под которую уже 32 года крутится на телеэкране волчок со скачущей лошадью, в первый и последний раз была обнародована на пластинке «Джаз-67. IV Московский молодежный фестиваль джазовых ансамблей». Тему под названием «Дикая лошадь» сочинил и исполнил на банджо музыкант ­Геннадий Бондарев. Соло на трубе руководителя диксиленда Альберта Мелконова тоже всем знакомо: под него волчок замедляет вращение. О дальнейшей судьбе Бондарева — автора одной из самых известных мелодий на отечественном ТВ — ничего не известно; Мелконов же продолжал руководить ­различными диксилендами, в начале 80-х вошел в состав ­оркестра Всеволода Данилочкина «Децима», а в последнее ­время выступал на корпоративах в составе оркестра Moscow City Jazz Band.

Цифра: 1857-й — год основания московского станкостроительного завода «Красный Пролетарий», на котором производится волчок для «Что? Где? Когда?»

Заставка 20th Century Fox

Название: «20th Century Fox Fanfare»

Автор: Альфред Ньюман

Время создания: 1933

Торжественно оркестрованную духовыми тему, под которую прожектора освещают громадную скульптуру с названием кинокомпании 20th Century Fox, придумал в начале 1930-х выдающийся кинокомпозитор Альфред Ньюман (написавший среди прочего музыку для фильмов «Как был завоеван Запад» и «Все о Еве»). Впрочем, писал он ее для немного другого заказчика — Twentieth Century Pictures, крупнейшей независимой американской киностудии того времени. Два года спустя она слилась с Fox Film Coporation, образовав 20th Сentury Fox, — а тема Ньюмана осталась. Двадцать лет спустя композитор немного переписал мелодию, увеличив хронометраж с десяти до ­восемнадцати секунд. В некоторых фильмах, выпущенных 20th Century Fox, мелодию Ньюмана обыгрывали в угоду ­сюжету: например, в легендарном мюзикле «Шоу ужасов ­Рокки Хоррора» ее превратили в семидесятнический рок-н-ролл, а в комедии «Белые люди не умеют прыгать» звучит ее хип-хоп-переложение.

Цифра: 9 «Оскаров» получил автор заставки Альфред Ньюман за свою карьеру

Сигнал захлопывающегося турникета

Название: «Прощание с родиной»

Автор: Михал Клеофас Огиньский

Время создания: 1794

Сентиментальная мелодия полонеза Огиньского была написана в 1794 году перед отъездом автора из Польши. Граф Огиньский принял активное участие в восстании Тадеуша Костюшко, так что, когда оно было подавлено, вынужден был покинуть страну. Впоследствии Огиньский жил в Австрии, Италии, Франции и России, где стал сенатором и личным советником Александра I, в то время благоволившего к польским магнатам. Правда, умер он все равно во Флоренции. «Прощание с родиной» со временем стало символом польской музыки и входит практически во все курсы по обучению игре на фортепиано. В музыкальных школах чаще всего играют адаптированную версию полонеза — в каноническом варианте левая рука пианиста берет не отдельные ноты, а аккорды на каждую восьмую долю. В московском метро турникеты, по неизвестной причине играющие полонез Огиньского при попытке проскочить зайцем, начали устанавливать с 1999 года.

Цифра: 24 полонеза написал Михал Огиньский за всю жизнь

Заставка Mac OS

Название: «Chime»

Автор: Джим Рикс

Время создания: 1991

Полуторасекундный звук, сопровождающий загрузку ­«Макин­тошей» был придуман программистом Джимом Риксом еще в 91-м — он просто сыграл двумя руками на своем синтезаторе до мажор, продлив аккорд как можно дольше. Вплоть до 97-го инженеры Apple пытались как-то экспериментировать с разными звуками, однако с возвращением в компанию Стива Джобса придуманный Риксом «Chime» утвердился в каче-

ст­ве единственно верной заставки: с этим звуком разом ­пере­загружались все компьютеры в «Парке юрского периода», он же означал полную зарядку батарей робота ВАЛЛ•И. Кроме того, Рикс написал и маковский звук «Sosumi» — очень короткий семпл ксилофона, название которого представляет собой искаженную английскую фразу «So sue me» («Тогда засудите меня») — так Рикс ответил на чье-то замечание о том, что придуманное им название «Let It Beep» не будет утверждено юристами.

Цифра: 700 — номер модели Macintosh Quadra, на которой впервые был использован «Chime»

Гимн Лиги чемпионов

Название: «Священник Садок»

Автор: Георг Фридрих Гендель

Время создания: 1727

Торжественная мелодия гимна Лиги чемпионов УЕФА — это отрывок из генделевских «Коронационных гимнов» в аранжировке Тони Бриттена, созданной в 1992 году. ­Ори­гинал этого произведения был сочинен в 1727 году в честь ­коронации Георга II и с тех пор обязательно исполняется на каждой коронации английского монарха; первосвящен­ник Садок — персонаж Ветхого Завета, помазавший на цар­ство царя Соломона. В записи новой версии гимна принимали участие оркестр Королевской филармонии и хор Академии Святого Мартина в Полях — камерного ансамбля, названного так в честь церкви на Трафальгарской площади. Текст гимна существует на трех языках — английском, немецком и французском; вот подстрочный перевод: «Это лучшие команды, это лучшие команды, это мастера, самые лучшие, самые великие команды, чемпионы, большое событие, большое спортивное состязание, они лучшие, они лучшие, они чемпионы».

Цифра: 2002-й — год, когда отрывок из гимна Лиги чемпионов был впервые официально издан на аудионосителе

Бой курантов

Название: нет

Автор: Иоганн и Николай Бутенопы

Время создания: 1852

Первые часы на Спасской башне были установлены в 1625 году — их собрали и установили крестьянин-часовщик Ждан вместе со своим сыном и внуком. После этого часы несколько раз горели и полностью перестраивались; те куранты, которые мы видим и слышим сейчас, установлены два с лишним века спус­тя братьями Иоганном и Николаем Бутенопами. Мелодия колокольного перезвона, который отмечает наступление каждого часа, специально не сочинялась: она обусловлена исключительно конструкцией звонницы Спасской башни. Часовой механизм соединен с музыкальным узлом — системой из колоколов и бьющих по ним молотков, которые и порождают музыку. Существует также игральный вал, способный играть запрограммированные мелодии — в разное время над Москвой звучали «Коль славен наш Господь в Сионе» Бортнянского, «Интер­национал» и даже «Ах, мой милый Августин». Сейчас помимо основного перезвона исполняется «Славься» из оперы Глинки «Жизнь за царя» и гимн России — в полдень и в полночь соответственно.

Цифра: 2160 кг — столько весит часовой колокол, отвечающий за бой курантов

Заставка «В мире животных»

Название: «La peregrinacion»/«Alouette»

Автор: Ариэль Рамирес

Время создания: 1964

Советским телевизионщикам эта прилипчивая музыкальная тема, вероятно, попалась на одной из пластинок оркестра Поля Мориа, переиздававшихся в те годы на фирме «Мелодия» — там песня называлась «Alouette», «Жаворонок». В действительности ее родина — Южная Америка; по некоторым данным, ­мелодию сочинил аргентинский композитор Ариэль Рами­рес, по другим, Рамирес всего-навсего аранжировал старин­ный индейский напев. В оригинале композиция называлась «La Peregrinacion» («Паломничество»), а название, предложенное Полем Мориа, скорее всего, было выбрано просто на слух: первые строчки песни, «a la huella», созвучны французскому «alouette».

Цифра: 8 — количество ног у паука-птицееда Телемаха, домашнего любимца Николая Николаевича Дроздова

Начало объявлений в аэропортах

Название: Короткая месса ре мажор

Автор: Вольфганг Амадей Моцарт

Время создания: 1774

Стандартный сигнал оповещения, который в том или ином ­виде используется в огромном количестве аэропортов по всему миру, — это первые три ноты Короткой мессы ре мажор Моцарта, написанной композитором в восемнадцатилетнем возрасте. Впервые его начали использовать в конце 60-х англичане в лондонском Хитроу, затем сигнал многократно мутировал — скажем, его ориентальная вариация, сопровождающая объявления в аэропорту Дубая, почти не похожа на оригинал. Многие крупнейшие аэропорты мира, впрочем, пользуются иными сигналами оповещения — например, в парижском аэропорту Шарля де Голля до 2005 года играли мелодию «Indicatif Roissy» композитора-авангардиста Бернара Пармеджани.

Цифра: 194 — номер Короткой мессы ре мажор в тематическом и хронологическом каталоге работ Моцарта, составленном австрийским музыковедом Людвигом фон Кехелем

«Спокойной ночи, малыши»

Название: «Спят усталые игрушки»

Авторы: Аркадий Островский и Зоя Петрова

Время создания: 1964

Замечательный советский композитор Аркадий Островский («А у нас во дворе», «Пусть всегда будет солнце», «Песня остается с человеком») написал колыбельную на стихи поэтессы Зои Петровой в 1964-м — и тогда же ее (в исполнении Валентины Дворяниновой) впервые использовали в заставке передачи «Спокойной ночи, малыши». В конце шестидесятых свой вариант записал Олег Анофриев, чуть позже — Валентина Толкунова; их версии транслировались в заставке программы попеременно, но к концу восьмидесятых осталась только версия Анофриева. В 1981-м Александр Татарский снял к передаче знаменитую пластилиновую заставку под ту же мелодию. В 1992-м заставку и песню сменили, чтобы потом снова вернуть в 1994-м. После череды заставок в конце девяностых — начале двухтысячных (каждая из которых шла тем не менее под музыку Островского) заставку Татарского вернули в чуть измененном виде в 2002-м.

Цифра: 37 лет уже исполнилось Хрюше

«Всегда кока-кола»

Название: «Always Coca-Cola»

Автор: Терри Коффи и Джон Неттлсби

Время создания: 1993

В начале девяностых одно из крупнейших американских рекламных агентств — CAA заказало Джону Неттлсби и Терри Коффи, двум не очень удачливым сочинителям поп-песенок, ­на­писать джингл для новой рекламной кампании «Кока-Колы». Получившаяся мелодия вышла настолько запоминающейся, что корпорация сразу взяла Коффи и Неттлсби к себе на ­ра­боту — курировать всю музыкальную продукцию, имеющую ­отношение к напитку. За девять лет службы Коффи и Неттл­сби написали и спродюсировали более ста различных версий джинглов «Кока-Колы». «Always Coca-Cola» остается одной из самых эффективных рекламных мелодий в истории: за время ее использования продажи кока-колы по всему миру ­вы­росли в два раза.

Цифра: 7 — столько лет рекламный слоган «Always Coca-Cola» использовался компанией «Кока-Кола». Для сравнения: все остальные слоганы в своей истории компания использовала не более трех лет

Титры «Ну, погоди!»

Название: «Vizisi»

Автор: Тамаш Деак

Время создания: 1967

Мелодия «Vizisi» («Водные лыжи») была издана в 1967 году на сборнике венгерской эстрадной музыки от фирмы «Мелодия». Написал ее Тамаш Деак — венгерский композитор, на ­момент появления «Лыж» преподававший на кафедре джаза Школы музыкальной культуры им. Белы Бартока в Будапеште.  Впоследствии Деак организовал собственный оркестр Deák Big Band и написал музыку к несметному множеству спектаклей, фильмов и мультфильмов (включая известную в СССР «Ловушку для кошек»). В «Ну, погоди!» мелодия Деака попала благодаря питерскому композитору Георгию Фиртичу — он отбирал музыку для первой серии. Кстати, собственная музыка ­Фир­тича также известна всем без исключения — в конце 70-х он написал саундтрек к мультфильму «Приключения капитана Врунгеля».

Цифра: 120 — к такому количеству мультфильмов написал музыку Тамаш Деак

Сообщение в ICQ

Название: нет

Автор: DMA Design

Время создания: 1995

Скромная израильская компания Mirabilis, разработавшая ICQ в 1996 году, позаимствовала большую часть звукового оформления своей программы у других. Скажем, звук, сообщающий о запросе на авторизацию, взят из заставки американской телепередачи про сплетни и знаменитостей «A Current Affair», транслировавшейся на канале Fox. Хрестоматийное «о-оу» же можно услышать в компьютерной игре 3D Lemmings, разработанной шотландской компанией DMA Design в 95-м: в ней игрок должен был помогать популяции маленьких смешных существ преодолевать различные препятствия; звуком, впоследствии использованным в ICQ, сопровождалось паде­ние лемминга в пропасть. Интересно, что потом DMA Design переименовалась в Rockstar Games и разработала, в частности, всю серию Grand Theft Auto.

Цифра: 7500000 человек зарегистрировалось в сети ICQ в первый год ее существования

Главная тема из игры Super Mario Bros.

Название: «Super Mario Bros. Theme»

Автор: Кодзи Кондо

Время создания: 1985

Штатный композитор Nintendo Кодзи Кондо сочинил к первой игре про Марио, Super Mario Bros., восемь разных мелодий. Каждую из них сможет напеть практически любой человек, когда-либо державший в руках джойстик от «Денди». ­Нынешняя мода на восьмибитную музыку тоже многим ­обя­зана Кондо — люди, в детстве помогавшие усатому водопроводчику пробиться к цели, выросли и переработали усвоенные в детстве звуки в новые, передовые поп-песни. Самой популярной из тем про Марио остается заглавная композиция — та, что звучит на наземных уровнях игры: на YouTube находятся люди, исполняющие ее на терменвоксе, церковном органе и даже на пиле. Кодзи Кондо впоследствии написал еще одну эталонную мелодию к видеоигре — заглавную тему «The Legend of Zelda» — и до сих пор остается главным сочинителем всей музыки к играм про Марио.

Цифра: 210 недель провела тема из «Super Mario Bros.» в списке самых популярных рингтонов по данным журнала Billboard

«Оле-оле-оле»

Название: нет

Автор: неизвестен

Время создания: неизвестно

Установить точное происхождение футбольной кричалки «Оле-оле-оле» не представляется возможным. Понятно только, что пришла она из Испании: там «Оле! Оле!» кричит публика на корриде, подбадривая матадора. Логично будет предположить, что прочие болельщики позаимствовали выкрик «Оле-оле-оле» во время встреч с испанскими командами (почему-то часто говорят о том, что первыми это сделали ирландцы); когда именно это произошло, понять гораздо труднее. Известно только, что к началу семидесятых «Оле-оле-оле» стала использоваться на матчах практически повсеместно. Разумеется, мелодию нередко обыгрывали в поп-музыке — в Испании 80-х существова­ла довольно чудовищная синтипоп-группа Olé Olé; самые извест­ные песни, в которых использовалась кричалка, — «Ole, Ole, Ole (The Name of the Game)» немецкого диско-коллектива The Fans, пользовавшаяся спросом на дискотеках 80-х, сингл группы Chumbawamba «Top of the World» и официальная песня чемпионата мира по футболу 1998 года «The Cup of Life» Рики Мартина.

Цифра: 90 минут длится футбольный матч

Смех Вуди Вудпекера

Название: отсутствует

Автор: Мел Бланк

Время создания: 1940

Мел Бланк, человек, озвучивший почти всех главных персонажей мультфильмов студии Warner Bros. — Багса Банни, Порки Пига, Даффи Дака и многих других, — был голосом и Вуди Вудпекера, смешного дятла из мультиков компании Universal. Именно он придумал его знаменитый смех, с которого начиналась каждая серия мультфильма (еще до появления Вуди Бланк похожим образом смеялся на финальных титрах многих мультиков Warner Bros.). В первых сериях Вуди представал совершенно сумасшедшей, неконтролируемой и довольно злой птицей, но в фильмах, вышедших после Второй мировой, его характер смягчился — и смех эволюционировал вместе со своим хозяином: пришедший в 1942-м на смену Бланку актер Бен Хардевей придумал свою вариацию, чуть менее сумасбродную. В 1947 году композиторы Джордж Тибблс и Реми Идрисс написали песенку «The Woody Woodpecker Song», мелодия которой базировалась на смешке Вуди. Годом позже ее записал популярнейший биг-бенд Кея Кайзера (смешок в версии Кайзера исполнял певец Гарри Баббит) — и пластинка с этой записью продалась немыслимым числом копий. В том же году она была записана штатным оркестром компании Universal — эта запись была номинирована на «Оскар» как «Лучшая песня года».

Цифра: 196 серий мультфильма о Вуди вышли на экраны с 1940 по 1972 год

Фанатские хлопки

Название: «Let’s Go Hand Clap Rhythm Chant»

Автор: Крейг Остин

Время создания: неизвестно

Крейг Остин, сотрудник Общества композиторов, авторов и исполнителей Канады, имеет копирайт на двенадцать ободряющих тактов ритма, под который часто хлопают болельщики и гудят торжествующие водители. Впрочем, подлинное авторство Остина сомнительно — более вероятно, что он вовремя подсуетился и запатентовал комбинацию, не имеющую конкретного автора. Любопытно, что Остин записал на себя отнюдь не только эту последовательность хлопков: он является обладателем прав на 175 регулярно используемых на спортивных мероприятиях мелодий. Одна из них, несмотря на то что все права на нее принадлежат Остину, все же имеет ­конкрет­ного автора — «Charge», торжественная тема для трубы, используемая в основном на хоккейных и баскетбольных матчах, ­была написана американским организатором массовых мероприятий Томми Уокером в 1946 году.

Цифра: 9 раз в истории чемпионатов России по футболу был актуален положенный на хлопки клич «Спартак» — чемпион!»

Ошибка в тексте
Отправить