Судьба, безумие и величие барабанщика Джинджера Бейкера
6 июня на кинофестивале Beat покажут фильм «Остерегайтесь мистера Бейкера» — кинобиографию Джинджера Бейкера, ударника Cream и Blind Faith, одного из самых влиятельных и эксцентричных барабанщиков в истории рок-музыки. По просьбе «Афиши» Лев Ганкин рассказал, кто такой Бейкер и чем он велик.
В трейлере к фильму «Остерегайтесь мистера Бейкера» потоки ненормативной лексики, которые извергает из себя главный герой, остроумно «запиканы» разнообразными звуками ударной установки: одно обсценное слово превращается в удар хай-хэта, другое — в легкий стук по барабанному ободу, третье — во флэм, прием, который сам же Джинджер Бейкер и популяризировал в контексте поп-музыки. Флэм означает почти синхронный удар двумя палочками по поверхности малого барабана — несколько флэмов подряд дают мощный, резкий, звонкий, несколько маршеобразный бит. Чарли Уоттс из Rolling Stones, Стюарт Копленд из The Police, Нил Перт из Rush и другие выдающиеся барабанщики, которых удалось проинтервьюировать режиссеру Джею Болджеру, на протяжении полутора часов подробно рассказывают о том, какое значение имели эта и другие бейкеровские инновации для развития барабанного искусства. Если коротко — Джинджер, имея джазовый бэкграунд, научил рок-музыку свинговать, при этом не теряя свойственной ей изначально прямолинейной ударной мощи. До его появления свинговая ритмика в поп-контексте ассоциировалась прежде всего с легким постукиванием палочкой по тарелке: отечественные барабанщики не для протокола обычно обозначают этот ритмический рисунок малоприличным, но действительно очень подходящим фонетически словосочетанием «сиськи-пиписьки». Манеру игры Бейкера уже не вербализуешь с помощью приличных или неприличных слов; хлесткие, короткие, меткие удары — включая и пресловутый флэм — графически записываются разве что междометиями: б-бум, д-дыщ. Бил, бьет, будет бить.
«Sunshine of Your Love», самая известная песня самой известной группы Бейкера Cream
Уходя на фронт, отец Джинджера Бейкера написал двухлетнему сыну письмо, наказав распечатать и прочесть его по достижению 14 лет. В письме говорилось: «Береги свои кулаки, парень. Они твои лучшие друзья». И в самом деле, барабанщик не раз и не два пускал кулаки в ход: однажды, например, атаковал коллегу по группе Cream, Джека Брюса, прямо на сцене, причем не по ситуации, а из чисто онтологической неприязни — уж больно тот его достал. «Я люблю его», — с грустной улыбкой говорит Брюс в фильме «Остерегайтесь мистера Бейкера», но в другом интервью саркастически замечает: «В итоге мы отлично устроились: я живу в Англии, а он в Южной Африке. Хотя иногда мне кажется, что это все-таки слишком близко — и тогда я думаю, что надо бы попросить его переехать еще куда-нибудь подальше». Занятный факт: люди, образовавшие едва ли не самую легендарную ритм-секцию в истории рок-музыки, на дух не выносили друг друга. Впрочем, вынести Джинджера Бейкера вообще было нелегко, неслучайно все его проекты просуществовали всего ничего: Cream, Ginger Baker’s Air Force и Baker Gurvitz Army — около двух лет, Blind Faith — меньше года. Съемка главного героя для посвященного ему документального фильма тоже окончилась внезапно — узнав, что Джей Болджер собирается включить в картину комментарии его бывших коллег и соратников, Бейкер рассердился и разбил режиссеру нос.
Узнав, что Джей Болджер собирается включить в картину комментарии его бывших коллег и соратников, Бейкер рассердился и разбил режиссеру нос
В молодости барабанщик напоминал Яна Андерсона на стероидах: долговязая фигура, бесформенная копна рыжих волос на голове (отсюда прозвище «Джинджер»), неряшливые клетчатые рубахи и по-жабьи вытаращенные глаза — самая знаменитая бейкеровская композиция,
То самое барабанное соло в «Toad»
Необычный стиль игры Бейкера сформировался уже в начале
Когда на прослушивание явился юный Мик Джаггер, оба музыканта решили, что этому манерному шкету в группе не место
Однако вскоре они вновь сошлись — уже в составе Cream; эту группу Бейкер затеял вместе с Эриком Клэптоном. Последний настоял на том, чтобы на свободное место басиста и вокалиста пригласить Брюса, причем выступить с этим предложением его угораздило прямо с пассажирского сиденья автомобиля — Бейкер был за рулем и, по воспоминаниям перепуганного Клэптона, едва не въехал в дерево. Следующие два года Эрику предстояло постоянно быть модератором в ссорах между соратниками по группе — впрочем, он по-прежнему уважительно отзывается об обоих; в частности, на прямой вопрос, можно ли поставить в один ряд с Бейкером Кита Муна из The Who и Джона Бонэма из Led Zeppelin, Клэптон ответил мгновенно: «Нет, нет, ни в коем случае. Это принципиально иной уровень». А вот Брюс с Бейкером так и остались на ножах: в частности, барабанщик винит басиста — и его дико громкую игру на инструменте — в собственной частичной потере слуха. Не говоря уж о том, что роялти за переиздания Cream по сей день в максимальном объеме получают именно Брюс и текстовик Пит Браун — номинальные авторы песен.
Вышеупомянутое самое первое бейкеровское соло
Бейкер утверждает, это только на задниках пластинок авторами числились эти двое — на самом деле и он приложил руку к сочинению многих композиций. В это охотно верится: подобно джазовым кумирам своей юности, он был не просто виртуозным барабанщиком, но и лидером — по крайней мере, имел соответствующие амбиции. Еще до того, как у Cream вышел первый альбом, он продал одну из своих песен группе The Who — и на вырученные деньги купил свой первый автомобиль (так, по крайней мере, рассказывает сам Бейкер, не уточняя, впрочем, что это была за песня). А в первую собственную творческую авантюру он пустился после распада Cream и Blind Faith — это был биг-бенд Ginger Baker’s Air Force, исполнявший преимущественно песни его собственного сочинения. В состав, в частности, вошел когдатошний учитель Бейкера, джазовый барабанщик Фил Симен — именно он в свое время познакомил Джинджера с африканской музыкой, и ее влияние здесь чувствуется в полный рост. В каком-то смысле записи этого проекта были еще более революционными, чем треки Cream, — по крайней мере, в жизни самого Бейкера они сыграли значительно более важную роль. Конечно, Cream — и конкретно мощные бейкеровские брейки и полиритмы — заложили основу прог- и хард-рока, однако сам барабанщик ко всему этому относится с сарказмом. Чудесная монтажная находка Джея Болджера: после того как Ларс Ульрих из Metallica в фильме «Остерегайтесь мистера Бейкера» говорит, что из музыки Cream родился хеви-метал, камера вновь переносится на южноафриканское ранчо, и мы слышим бейкеровское брюзжание: «Хеви-метал? Тьфу, лучше б мы сделали аборт!».
Бейкер импровизирует с африканцами в Лагосе в 1971 году
А вот музыка, которую с переменным успехом пытались играть Air Force — джаз-рок с африканским колоритом, ранний пример сочетания черного грува и белой мелодики, — для Бейкера и сейчас актуальна: спустя несколько лет он бросит все и уедет в Нигерию, где будет играть и записываться с Фелой Кути и построит первую
Так звучал первый «афроцентричный» проект Бейкера, Air Force
Думаете, он изменился, подобрел, помягчел на старости лет? Ничуть не бывало. Кому-кому, а Джеку Брюсу заголовок фильма Джея Болджера стоит воспринять буквально: дело в том, что за время, прошедшее со съемок, Бейкер успел ввязаться в ЮАР в изнурительный судебный процесс, в очередной раз обанкротиться, триумфально вернуться в Англию с очередной женой и даже немилосердно поиздеваться над несчастным журналистом Guardian, устроившим ему встречу с поклонниками. Правда, на предложение устроить очередную серию реюнион-концертов Cream он ответил отказом: предыдущая, 2005 года, закончилась тем, что они с Брюсом опять подрались. Но как бы там ни было — так близко друг к другу члены легендарной ритм-секции
Фрагмент выступления одного из многих относительно свежих проектов Бейкера — трио с выдающимися авант-джазовыми музыкантами Биллом Фризеллом и Чарли Хейденом
Фильм «Остерегайтесь мистера Бейкера» покажут на кинофестивале Beat в эту пятницу, 7 июня, в 20.00 в кинотеатре «Формула Кино Горизонт»