В пятницу 10 июля в пятом павильоне «Ленэкспо» пройдет первая часть фестиваля Stereoleto — «Стереовосход». В этом гиде — рассказ обо всех участниках фестиваля. Кроме того, «Афиша» отобрала девять композиций молодых русских музыкантов, которые выступят 10 июля, а петербургский диджей Volodin собрал их в доступный для прослушивания и скачивания микс. Выяснить, какую музыку слушают сами герои нынешнего фестиваля, можно в материале «Много о вас наслышаны»
Tesla Boy
Фотография: Алексей Киселев
Наши люди в зарубежных музыкальных блогах
За томных реконструкторов синтезаторного нью-вейва Tesla Boy можно болеть как за отечественных спортсменов на международных соревнованиях: на песни с дебютного мини-альбома то и дело пишут хвалебные отзывы видные зарубежные сайты, и статистика скачиваний набегает убедительная — а сегодня это самый честный монитор достижений. Недавно заезжавший в Петербург французский пропагандист электродиско Анорак первым делом поставил трек Tesla Boy — а также ангажировал трио в небольшую гастроль в Лондоне, где помимо выступления на одной сцене со стремительно восходящей звездой из той же плеяды Рассом Чаймсом их ждут переговоры с местным лейблом по поводу выпуска полноценной экспортной пластинки. Но альбом — только осенью, а несколько новых песен с него москвичи впервые сыграют на фестивале. Главная сцена, 23.00
Narkotiki
Беззаботный, но отнюдь не беззубый московский дуэт
Озвучившие не переживания, а скорее праздные помыслы современных молодых москвичей, Narkotiki не хотят никого побеждать или убеждать, а зовут скакать козлом под шуструю долбежку с синтезаторами и рифмами «тапки Vans — евроданс». Гимны отчаянному веселью с первого альбома в скором времени обещают дополнить песнями позлобнее (в частности, грозятся ругать религию), а пока на повестке дня танцы, прыжки со сцены и прочие трюки в духе кумира американских лоботрясов, поп-металлиста Эндрю Дабл-ю Кея. Сцена открытий, 22.50
Баймурат Аллабериев
Джентльмен из трущоб
Трогательная история улыбчивого гастарбайтера Баймурата Аллабериева продолжается: сперва он неожиданно прославился видеороликами, где барабанил по жестяному ведру и пел песню из индийского блокбастера «Танцор диско», а затем заставил взреветь огромный зал перед выступлением Asian Dub Foundation. Таджик Джимми больше не батрачит в Подмосковье — готовится к переезду в Петербург и записи полноценного альбома. Теперь у него есть не только ведро, но еще приличный синтезатор и обогащенный народными среднеазиатскими песнями и этнодабом репертуар. Главная сцена, 2.45
У ощутимо популярного в России норвежского дуэта только что вышел третий, сработанный со зрелой амбициозностью и почти полностью танцевальный альбом «Junior». Как водится, песни расписаны по разным певицам; в турне Röyksopp взяли соотечественницу Аннели Дрекер, по совместительству вокалистку популярной тамошней эмбиент-поп группы Bel Canto, драматическую актрису и приятельницу a-ha и Гектора Зазу. Именно она спела некогда «Sparks», одну из самых сумрачно-мечтательных вещей Röyksopp, и именно ей предстоит исполнить весь новый репертуар, заменив разом боевитую шведку Робин, моложавую Ликке Ли и плаксивую Карин Дрейер Андерссон. Судя по последним репортажам, Аннели с этим справляется без труда, а довольные авторы выходят на сцену в смешных костюмах а-ля варьете и без устали сверкают улыбками. Главная сцена, 1.30
Pollux from Rio (Франция)
Данс-рок комильфо
Pollux from Rio назвались не в честь аргонавта Поллукса, а по имени скайтерьера из полузабытого французского мультсериала, пародировавшего все неказистое во внешности британского гражданина. При этом музыку, модную у молодых англичан, парижане не пародируют, а настырно имитируют; на родине их хвалят, как у нас группу Manicure. Танцевальный рок не без запоминающихся пассажей, но пестрящий всеми мыслимыми цитатами — от The Rapture и Forward, Russia! до Interpol — и ничего более, в общем-то. Главная сцена, 0.00
Parov Stelar (Австрия)
Австрийский электрочарльстон
Веселые композиции, которые сочиняет австриец Маркус Фюредер, со знанием и любовью нашпигованы умело подобранными музыкальными фрагментами почти вековой давности — эпохи, когда пластинки делали из шеллака, а молодые американцы без всякого экстези сутками вертелись на изнурительных свинговых марафонах. На пластинках Parov Stelar не покачивания под джаз-хаус с дорогим лонг-дринком, а все то, за что любили Фэтбой Слима: задорные пляски с перерывами на крепкий шот. Последние лет восемь Фюредер в ритмическом плане тяготел к брейк-биту, а на фестиваль везет прямолинейное электро и четырех джазовых музыкантов — материал нового сингла «Monster» звучит невероятно празднично. Главная сцена, 3.00
Dubsteplers
Космополитические вибрации из Москвы
В своем новом зачине директор лейбла «Вдох» и вокалист W.K.? Эдуард Шум басовито читает про Бабилон под разношерстный (хип-хоп, дабстеп, рагга-джангл, лаунж) живой аккомпанемент. Музыканты берут умением навести необходимую для танцев густоту басов и снабдить песни любопытными семплами — на риддимы и драм-н-бейсовые ритмы положены ситар, классические струнные и фрагменты песен Марка Бернеса. Главная сцена, 4.15
Younnat (Украина)
Захватывающие манипуляции электроприборами
Клавишник популярнейшей харьковской группы «Люк» Олег Сердюк показывает на сцене фокусы такого плана: втыкает вилки в дюжину розеток, функционирующих как кнопки семплера, или крутит имитатор руля для компьютерных игр, играя основную мелодию гудками и визгом тормозов. Это именно что очень любопытно наблюдать вживую — Юнната ждут в Англии, Японии и Аргентине, где недавно вышли его пластинки. Помимо механических шумов можно рассчитывать на красивые синтезаторные и гитарные партии, написанные под влиянием советских приключенческих фильмов, — один из треков носит название «Сон доктора Верховцева». Сцена открытий, 22.00
Bajinda Behind the Enemy Lines
Молодые авторитеты русских фестивалей
Передовики самарской инди-сцены уже нашумели на стратегически важных отечественных фестивалях Пикник «Афиши» и Avant, задвинув на задний план многих дебютантов, теперь же пишут очередной альбом, первый сингл которого навевает ассоциации с Happy Mondays и Stereophonics. Повода волноваться за реакцию публики «Стереолета» возникать не должно, к тому же BBTEL репетируют специальную, более легкую и танцевальную, программу, убавив шумной гитарной задиристости и уделив больше внимания клавишным. Сцена открытий, 23.40
Aerophonics
Легковесный инди-поп из Новосибирска
Вокалист, попиликивая на гитаре и не коверкая английского, нежничает как молодой Дейв Гэхэн; клавишник выдает нехитрые, будто сыгранные одним пальцем мелодии. Именно за простоту и скромную старательность хочется поставить Aerophonics в пример многим местным инди-лабухам; у сибиряков нет-нет да обнаруживаются песни, которые хочется переслушать, а не промотать. Сцена открытий, 23.40
Lo Seen
Фотография: Алексей Киселев
Электронные блюзы
Под псевдонимом, похожим на веселое слово «лосины», пишет ласковую и слегка бесприютную музыку студент Политеха, вдохновляющийся не столько приходящим сразу на ум Apparat, сколько боготворимыми юношей Radiohead и The Notwist. К предстоящему концерту автор выписал из Штатов редкую аппаратуру (до этого сам разрабатывал нужные контроллеры) и надеется успеть освоить оборудование к сроку, а также дописать стихи для некоторых композиций особенно личного характера. И, раз подвернулась пока что редкая возможность выступить вживую, непременно споет. Сцена открытий, 1.15
Yotatoy
Порочные куплеты известного продюсера
Андрей Самсонов — своего рода серый кардинал отечественной музыки, продюсировавший пластинки Земфиры, «Аквариума» и русскоязычный альбом Марка Алмонда. Недавно под псевдонимом Yotatoy он записал сингл «Diego», лупящим битом и рокочущими синтезаторами напоминающий продукцию мюнхенских пропагандистов электроклэша — лейбла International Deejay Gigolos. Дуэтом с вокалисткой Настей на «Стереолете» Самсонов споет о сексе, деньгах и прочих имеющих большую ценность вещах. Сцена открытий, 2.05
Moremoney и Галун
Битбоксер, девушка и болтун
Двуполый московский дуэт обзавелся штатным барабанщиком; на «Стереолете» им к тому же составит компанию изобретательный битбоксер Галун, по случаю оделивший совместный репертуар несколькими песнями на несуществующем языке. Как показал удачный опыт сотрудничества Галуна с группой Chikiss, его туф-туфы и ритмичные бормотания могут легко прижиться в пространстве чувственной индитроники с красивым женским вокалом, по части которой Moremoney в Москве сейчас чуть ли не самые главные. Сцена открытий, 2.55
Love-Fine
Татарские психоделические танцы
Квартет из Казани: девушка за грувбоксом и юноша за «Коргом» недвижимы, словно роботы из Kraftwerk, а вокалист с гитаристом рубятся почти как The Hives (певец Тимур даже выдает похожую хрипотцу). Love-Fine в ответ на постоянно навешиваемый на них ярлык «электропанк» нагоняют шугейзингового шума и витиеватых психоделических мелодий, а еще клянутся в любви к краутроку и помогают организовывать в родном городе концерты австрийских и польских электронных авангардистов. Сцена открытий, 3.50
Scaly Whale
Пермский электронщик из Германии
Человек, оперирующий синтезаторами и самодельными генераторами шума, — преподаватель немецкого, недавно вернувшийся в родную Пермь с дипломом звукорежиссера, полученным в Германии. Scaly Whale сыграет бессловесные лиричные этюды с названиями вроде «Болтаем всю ночь» и «Новогодняя» на фоне видеонарезки из редких старых научно-фантастических и документальных фильмов. Сцена открытий, 4.40
Kto DJ?, Finn, Knfprty, Exit Music, Mikky Lovejoy
Бессмертная вечеринка Феди Бумера
Неунывающие организаторы разбитных молодежных вечеринок, популярность которых не падает со времен закрытия клуба «Троица», диджеи Kto DJ? и Финн займут отдельную сцену, на которую позовут соратников с репертуаром от новомодного бейслайна до глэм-панка. Избранные смогут проникнуть за сцену, в зону для друзей с отдельным танцполом и надувными лодками, в которых можно будет поплавать — не в бассейне, а по рукам и головам бессонных молодых балбесов. Сцена Stereoviva, 22.00–6.00