Новая группа Михаила Феничева из 2H Company: тизер дебютного альбома
Одна из самых интересных групп русского рэпа, 2H Company, как известно, распалась — однако ее выдающийся эмси Михаил Феничев в прошлом году собрал новый ансамбль. Он называется «Есть Есть Есть», и помимо традиционно длинных и фантасмагорических текстов там звучат, например, гитара и труба. «Афиша» представляет пять песен из выходящего на этой неделе первого альбома «Есть Есть Есть» «Дорогой мой человек» с авторскими комментариями.
Фотография: Андрей Березняк
В «Есть Есть Есть» Михаил Феничев (слева) иногда даже поет — впрочем, довольно атипично
«Я жил спокойно, был поклонником жестких видеоманга, рубился в Sony PlayStation под незатейливые мелодии ву-танга», — с этих слов для меня лично сколько-то там лет назад начался русский рэп. То есть да — до того был Децл со всей своей гоп-компанией, была «Каста», еще кто-то был, но именно после появления 2H Company я лично убедился в том, что российский хип-хоп может быть не только диковинным патокультурным феноменом, но и натуральным искусством, что и здесь есть свои доморощенные мастера церемониала, которые могут оттарабанить за четыре минуты почти что научно-фантастический роман. С 2H Company, как потом выяснилось, вообще многое началось — например, именно тогда группа «Елочные игрушки» впервые поработала с голосом; что из этого получилось, известно. Потом 2H Company сделали вторую пластинку — еще сложнее и заковыристее первой; потом даже написали музыку и текст для балета в Мариинском театре; а потом распались. Но на этом все не закончилось. С прошлого года Феничев читает и поет в группе «Есть Есть Есть» — и там все то же самое, но все немного по-другому.
То же самое — в смысле собственно Феничев: его тексты и его голос теперь уже узнаются с первого предложения — тем более что предложение это, как правило, длится примерно полминуты. В «Есть Есть Есть» все те же сложносочиненные, сложноподчиненные, галлюциногенные, хитро- и остроумные тексты, которые в идеале надо иметь перед глазами, — иначе понять, о чем вообще речь, затруднительно хоть с первого, хоть со второго раза. Понимать, впрочем, хочется — и понимать есть что: у Феничева не просто есть свой диковинный словоохотливый флоу — он правда как никто здесь умеет рассказывать истории, говорит, как роман пишет. По-другому — в смысле иная музыка: на смену ритмическим лабиринтам «Елочных игрушек» пришла полноценная живая группа — со старинной машиной, задающей ритм, с двумя гитарами, усиливающими драматургию, с трубой, появляющейся в самые неожиданные моменты. У «Есть Есть Есть» совсем другой грув по сравнению с 2H Company — не то чтобы лучше или хуже, просто другой, иначе строящий пространство звука. Как и всякая, наверное, группа с Феничевым у микрофона, «Есть Есть Есть» похожи на головоломку — но такую, которую ужасно интересно вертеть в руках и от которой совершенно не устаешь. На этом я, наверное, со своими словами закончу — потому что на этой неделе у «Есть Есть Есть» выходит первый альбом с хорошим названием «Дорогой мой человек», и на нем и так столько слов, что только держись. Чтобы не переборщить, мы сегодня публикуем тизер пластинки — 5 песен, по которым о «Есть Есть Есть» можно составить внятное (но не исчерпывающее) представление. А сам Михаил Феничев комментирует свою музыку, увлечения и песни.
«Все началось с того, что мне приснился сон. Вообще я не вижу в снах ничего мистического — я считаю, что это просто мозг ночью какой-то мусор поднимает из памяти, перемешивает и как-то нам транслирует. И обычно я мог разложить сон и понять, что откуда взялось. А тут мне приснилось что-то совершенно безумное — я себя ощущал верблюдом в пустыне, вокруг руины, потом какие-то непонятные не то люди, не то обезьяны... И меня потом два дня этот сон тащил — именно потому что я не мог понять, откуда это все во мне взялось. Откуда я знал точный вид, как это верблюд по латыни называется? Оттуда альбом и возник — а потом одно за другое начало цепляться, больное воображение подключилось и начало это все раскручивать в отдельные истории. «Весна» — это как раз одна из историй в этой верблюжьей саге.
C ребятами, которые играют в «Есть Есть Есть», мы давно дружим и ошиваемся в одних и тех же местах. В какой-то момент ко мне подошел Леша, который у нас отвечает за биты и драм-машину, и предложил почитать под ту музыку, которую он делал. Потом присоединился Максим Поляков, который играет на гитаре и трубе и периодически поет. А потом мы Федю позвали, и стало понятно, что его гитара все это скрепляет очень хорошо. И, мне кажется, то, что получилось, — совсем другая музыка, чем 2H Company. Абсолютно по структуре отдельная, абсолютно другой драйв — вообще ничего общего, кроме вот этого бесконечного бубнежа на переднем плане.
Я все эти тексты начинал писать давно — года три назад. Мне хотелось сделать их связанными между собой — но так, чтобы по отдельности песни тоже слушались и вопросов, что к чему, не возникало. А еще мне хотелось, чтобы это был настоящий альбом. Один мой хороший друг все время толкает теорию — мол, время альбомов закончилось, зачем вообще во времена интернета запариваться, собираться, записывать пластинки, если можно делать треки и выкладывать потихоньку. Но я очень люблю формат альбомов — и тут был такой момент сопротивления. Вообще, всю дорогу его рабочим названием было «Времена гойда» — ну потому что там есть песни про весну, осень, лето, зиму, и как-то мы решили покаламбурить. Но потом стало ясно, что название какое-то мертвое, и мы решили какими-нибудь простыми словами его назвать — какими сами мы разговариваем. И вот у нашего гитариста Феди как раз есть такая присказка: «Дорогой мой человек».
«Осень» описывает абсолютно правдивую историю. Я однажды гулял у себя в деревне, шел в наушниках, любовался красотами окружающими, играла прекрасная музыка. И тут на дороге вижу, что меня начинает окружать стая собак — причем очень продуманно: две отвлекают спереди, а остальные обходят, как бы загоняя жертву. Я не на шутку пересрал: под рукой ничего не было, ни камня, ни палки, а собаки были настроены очень серьезно и очень спокойно. В итоге странным образом они развернулись и пошли в противоположную сторону — и из всего этого получилась песня.
Я в последнее время мало читаю, так что ориентиры мои в этом смысле не очень изменились. Ну да, Филип Дик, Сорокин... Сейчас «Фауста» Гете читаю, мне очень нравится. Хотя вот, кстати, песня «Палитра» написана под очень сильным и, наверное, не очень хорошим влиянием Максима Кантора — я одно время очень увлекся его книгой «Учебник рисования». Вот эти его идеи о том, что искусство у нас в полной жопе, что абстрактное искусство не может привести ни к чему иному, кроме как к диктатуре... Песня не об этом, конечно, — но все эти мысли меня в тот момент сильно заводили, и из них песня и получилась.
Как-то мы в Горбунках сидели в единственном тамошнем баре с пьяными друзьями, и один из пьяных друзей рассказал замечательный анекдот. Состоит он в следующем: в бар заходит утка и просит налить ей выпить. Ох...евший бармен наливает, она просит еще, еще, еще; а потом бармен ей говорит — слушай, тут у нас недалеко цирк есть, может, ты хочешь там пойти поработать? Ну, имея в виду, что она говорящая. А она ему отвечает: а что, в цирке маляры нужны? Мне кажется, это один из лучших кривых анекдотов на свете, и мне захотелось этого героя, утку-маляра, еще больше оживить.
Моя голубая мечта — чтобы тексты все-таки стали не такие тяжеловесные, как сейчас. С другой стороны, если уж петь песню или читать рэп, мне хочется, чтобы было быстро, с большим количеством звуков, чтобы все там перемалывалось. Но оказывается, что даже мои лучшие друзья и моя девушка не до конца понимают, о чем речь, переслушав несколько раз. А это неправильно — зачем нужны песни, которые непонятны? Но вот так сядешь — и несет, и не хочется останавливаться, хотя, может, стоило бы. Тот же Сорокин правильно сказал: самый большой талант писателя — научиться выбрасывать лишнее. Для моих текстов это очень подходит.
Мнение по поводу русского рэпа у меня предвзятое. Мне очень мало что нравится — поэтому я и не слежу. Ну, несколько треков «Касты», ну, «Кровосток» — это вообще, я считаю, лучшая наша хип-хоп-группа. Хотя на самом деле — чего это я ругаю русскую музыку? Я вот безумно влюбился в группу «4 позиции Бруно» — именно те их песни, где есть вокал, инструментальные меня не очень трогают. Я считаю, это прорыв десятилетия. Я ими всем друзьям уши прожужжал — они меня уже посылают, когда я опять про «4 позиции Бруно» говорить начинаю. Великая команда».
Скачать тизер альбома «Дорогой мой человек» можно здесь. (прямая ссылка, 60 МБ)
«Есть Есть Есть» представляют свой первый альбом в Москве в этот четверг, 21 апреля, в клубе China Town. Петербургская презентация произойдет 23 апреля в «Цоколе».