Памяти Донны Саммер
Вчера вечером в возрасте 63 лет скончалась от рака певица Донна Саммер — первая и лучшая исполнительница нетленки «I Feel Love», соратница Джорджо Мородера; в конце концов, главный голос эпохи диско. По просьбе «Афиши» Олег Соболев объясняет, в чем заключается величие Саммер и за что ей следует быть благодарными.
Донна Саммер, какой ее будут помнить
Вздохи, стоны и ахи в «Love to Love You Baby». Стремящийся ввысь фальцет в «I Feel Love». Резкая мощь «Hot Stuff». Воздушные платья, в которых всегда была какая-то удивительная массивность. Крутящиеся стеклянные шары. Спрятанная в дыму сцена-пьедестал. Танцы, танцы, танцы. Ушедшая на
И действительно — на роль главной диско-иконы лучше Саммер не подходил никто. Диско, вопреки расхожим заблуждениям, был чуть ли не первым в истории массовой поп-музыки жанром, не маргинализировавшим своего потребителя по социальному, расовому или субкультурному принципу. Если верить всем главным исследователям эпохи (а не верить им нет оснований), на крупнейших американских и европейских дискотеках конца
Семнадцатиминутная версия первого хита Саммер «Love to Love You Baby», ставшая, по легенде, первым расширенным диско-миксом в истории
Умела во многом благодаря творческой биографии. До своего первого хита «Love to Love You Baby» Саммер успела поработать в зачастую абсолютно полярных друг другу амплуа. Начав петь маленькой девочкой в одной из церквей родного Бостона, она в подростковые годы поехала за славой и известностью в Нью-Йорк. Славы и известности не случилось, зато случилась группа Crow — мифический, так и не записавший ни одной песни, но оставшийся в анналах поп-музыки благодаря свидетельствам уважаемых людей вроде Джерри Гарсии и Дэвида Кросби первый в мире психоделический рок-ансамбль, где вокалисткой была черная девушка. После распада Crow Саммер занесло в Европу: в Мюнхене она долгое время пела в мюзиклах в диапазоне от «Волос» до «Порги и Бесс», а в Вене работала в оперном театре. Как раз в Мюнхене она и повстречала человека, первым осознавшего, что Саммер умеет петь все и умеет петь совершенно по-разному, — и решившего, что такой дар нужно использовать на полную. Человека звали Джорджо Мородер, и без упоминания его имени разговор о Донне Саммер не имеет смысла.
Именно в сотрудничестве с Мородером Саммер записала свой самый известный хит и одновременно одну из самых безупречных поп-песен всех времен — «I Feel Love», о которой и рассказывать-то никому особенно не нужно. Повлиявшая на всех, кто впоследствии использовал в своей музыке синтезаторы, от New Order до Хуана Аткинса, «I Feel Love» тем не менее является крайне непоказательной для совместного творчества Мородера и Саммер песней. И продюсер, и певица мыслили куда шире: на тех альбомах, которые они записали вместе — в особенности на гениальных концептуальных пластинках «Once Upon a Time» и «Bad Girls», — зачастую единственной вещью, связывающей песни стилистически, оказывался дискотечный бит в четыре четверти. Саммер пела и под агрессивные, практически металлические гитары, и под еле слышные синтезаторы, и под энергичные фанковые басовые линии, и под неоклассические струнные — и со всем справлялась играючи. На «The Wanderer», лучшем ее альбоме, спродюсированом Мородером, вообще почти нет диско, а есть десять превосходных песен, записанных в разных стилях, от баблгама до госпела, и спетых, согласно концепции пластинки, от лица десяти разных персонажей. Всесторонность музыки Саммер времен сотрудничества с Мородером привлекала к ней людей без видимых точек соприкосновения друг с другом. Ей, например, почти одновременно предлагали спеть дуэтом Брюс Спрингстин и Барбра Стрейзанд, а великий джазовый сумасшедший Сан Ра и вовсе заставлял свою группу штудировать «Bad Girls» как пример «универсальной музыки».
Самая известная вещь Саммер, семплировавшаяся бессчетное количество раз и в одиночку сильно повлиявшая на развитие поп-музыки
При этом, конечно, Саммер вовсе не была ведомой итальянского продюсера, инструментом в его руках — как раз наоборот: то, как строилась ее карьера после конца моды на диско и расставания с Мородером, доказывает, что в ней и самой по себе была неведомая сила. В 19
Последние два десятилетия жизни Саммер почти не было видно — она ограничивалась концертными выступлениями, редкими новыми песнями и довольно неудачным альбомом «Crayons». Ее фирменный мультикультурализм, впрочем, никуда не пропал — на том же «Crayons» хватило места и для французского хауса, и для регги, и для танцевальной поп-музыки. Ее умение достучаться до совершенно разных людей тоже не исчезло — а порой и вовсе проявляло себя в самых неожиданных местах. Год назад бывший кандидат в президенты США от Республиканской партии Герман Кейн завершил одну из своих программных речей фразой «Life can be a challenge, life can seem impossible, but it’s never easy when there’s so much on the line», приписав ее неизвестному «поэту». На самом деле Кейн, чернокожий мужчина в годах, процитировал песню из японского полнометражного детского мультфильма «Pokemon: The Movie 2000». Песню исполнила Донна Саммер.