Премьера нового альбома Cheese People «Mediocre Ape»
Самарская группа Cheese People, одна из первых успешных групп новой русской музыки, представляет на сайте «Афиши» свой второй альбом в двух частях — и выбирает самые сексуальные песни в истории человечества.
«I don't wanna be a reason of your erection», — с этих слов начинается главный (пока) хит Cheese People «Ua-AA!», и в каком-то смысле эта строчка хорошо поясняет, как работает их музыка. Раз уж поют все равно по-английски, самым уместным тут, пожалуй, был бы глагол «teasing»: эти песни как флирт с намеком, но без пошлости; постоянное заманчивое лукавство. Самарские мастера гиперактивного фантасмагорического электропопа, Cheese People появились на виду чуть раньше всей первой волны новой русской музыки — а потому их жизненный цикл всю дорогу не вполне совпадал с ритмом существования их сверстников — а потому могло создаться впечатление, что они все эти годы функционировали немного на стороне. Ложное, разумеется, впечатление: если посмотреть на факты, мало кто достиг большего, чем Cheese People. Их первый альбом вышел на лучшем российском независимом лейбле — а потом умудрился издаться еще и в Японии; они засветились на радио и в телевизоре; сочинили минимум один по-настоящему большой хит; отметились на всех здешних мероприятиях, которые заслуживали того, чтобы на них отметиться (в диапазоне от Пикника «Афиши» до «Сотворения мира»); повидали заграницу; пару раз блистательно изменили себе — с точки зрения звука на акустической EP «Well Well Well» и с точки зрения языка на лагутенковской кавер-версии «Доля риска». В общем, очень ярко и дельно провели первую фазу жизни группы. Теперь — вторая.
Собственно, именно из-за того, сколь блистательными были вышеупомянутые измены, второй альбом Cheese People «Mediocre Ape» поначалу может несколько обескуражить — хотя вообще-то все предельно логично: группа совершила пару лирических отступлений — и продолжила делать то, что умеет лучше всего. А именно — фантастическую, веселящую, кокетливую, дурашливую, калейдоскопическую поп-музыку, замешанную на гуттаперчевом груве гитар и синтезаторов. В случае с Cheese People на язык не зря просится определение «мультяшный» — такие пластинки, кажется, могла бы записывать группа, если бы ее собрала Эми из «Футурамы». Роботы, зомби, пчелы, мартышки, белые солдаты, секс, видеоигры, коврижки, интрижки — на «Mediocre Ape» все это сливается в каком-то гиковском угаре, в одной свирепой в самом положительном смысле мешанине. Конечно, эта музыка может вызывать определенные ассоциации — от условных Yeah Yeah Yeahs и Gorillaz до не менее условного нового диска Хадсона Мохоука, — но логика их появления тут не столько злободневная, сколько прикладная, вечериночная: Cheese People заводят то, что заводит, и погромче, погромче. При всем при том к «Mediocre Ape», конечно, возникают определенные вопросы. Зачем вообще делить альбом на две части? Почему, если теперь тут столько слов, что за ними хочется следить вплотную, не попробовать спеть на русском? Почему самая ударная вещь «Candy Song» запрятана ближе к концу? Сообщает ли этот альбом хоть что-то о тех пяти годах, которые прошли со времен выхода его предшественника? И вообще, не слишком ли это опрометчиво — ставить в название пластинки опасное слово «mediocre»? Но, во-первых, на вопросы эти лучше ответят сами музыканты. А во-вторых, важно еще вот что. У Cheese People, в отличие от многих номинальных конкурентов, никогда не было идеологии, миссионерского пафоса. Они не про то, чтобы прививать стиль или транслировать моду. Они именно что про тот самый вышеупомянутый флирт с намеком: последствия могут быть, могут не быть, главное — чтобы здесь и сейчас был (и бил) разряд электричества.
Премьера: Cheese People — «Mediocre Ape» (часть первая)
Cheese People «Mediocre Ape. Part 1»
Скачать альбом (архив, 48 МБ)
Юрий Момсин
продюсер альбома
«Я в Cheese People с самого начала на самом деле. Еще в 2000 году я занимался рэпом, искал гитариста и познакомился с Антоном. Мы делали хип-хоп — скажем, та же песня «Ua-AA!» у нас была припевом, а мы сверху читали текст. Группа называлась «Главы пяти семей», мы даже с «Кастой» в «Олимпийском» выступали. Потом появилась Оля, мы хотели, чтобы она у нас пела — но на русском как-то не получалось, а на английском пошло. Мы все любили Эрику Баду, Оля на нее была немного похожа этим своим мяуканьем, но в итоге все равно получилась эклектика. Все тянули в свою сторону: я любил хип-хоп, Антон — Nine Inch Nails, а Оля — Jamiroquai. Как-то так стиль группы и сложился.
После первого альбома я немного отошел от дел, а теперь получаюсь продюсер — мы вместе выбираем материал, придумываем, изобретаем. Еще с нами работает Миша Шимаров, с которым мы сейчас работаем с америкосами, англичанами — делаем вонки, ломаный хип-хоп. Чуть-чуть его и в Cheese People добавили, но не слишком много — и так альбом получился очень разный. Мы его даже не две части решили разбить.
«В общем, похулиганили»
Первая часть «Mediocre Ape» — это про войну, про роботов, про вот это все. И мы хотели, чтобы она была, как говорится, in your face; чтоб там стреляло все по звуку. То есть первая часть — она такая штурмовая. А вторая — помягче, и тут мы решили по классике пойти. То есть у нас была возможность поработать на студии, где стояло винтажное оборудование, и это был интересный опыт — хотя, конечно, сложный: когда на пленку все делаешь, иногда сложно даже частоты потом все нужные выстроить. Так или иначе, энергию это дает — особенно когда у тебя что-то похожее на рок-н-ролл или панк. В итоге вторая часть — это такое путешествие во времени. «Feed Me» — это куда-то в сторону 60-х; «Blind» — рокешник такой, Laibach практически; «Moscow» — 90-е, трэш, прямобитные музыки. В общем, похулиганили.
Мы сначала вообще хотели делать альбом на одну тему. Чего-то мы там все начитались — белогвардейцы из «Чапаева и Пустоты», которые нюхают кокаин и прозревают будущее… В общем, поработали в сторону бреда. Но в итоге, наверное, никто и связи не увидит между мертвым солдатом на обложке и названием «Mediocre Ape». Но так даже интереснее.
Мы все-таки все на англоязычной музыке выросли. И когда начинаются попытки петь по-русски, большинство людей в группе чувствует: что-то не то. По-русски Оля чем-то Жанну Агузарову напоминает, но это ж надо еще и голову Жанны Агузаровой иметь. Даже когда был трибьют «Мумий Троллю»… Нет, там хорошая песня получилась, но это уже не совсем Cheese People: интонация другая, все другое. Если попробовать все эти ритмы Cheese People уложить на русском, получится нелепо. Должен быть специальный талант какой-то для этого. Но посмотрим — еще не вечер».
Премьера: Cheese People — «Mediocre Ape» (часть вторая)
Cheese People «Mediocre Ape. Part 2»
Скачать альбом (архив, 34 МБ)
Антон Залыгин
основатель и гитарист Cheese People
«Год назад у нас случился некоторый кризис — мы никак не могли договориться с новым материалом, доделать его до конца. Вопрос уже стоял так, что надо либо вообще все заканчивать, либо как-то все-таки сохранить это. Тут никаких личных моментов не было — проблема была чисто в перфекционизме: никто не мог взять и сказать, что материал готов. То есть вроде бы все и сделано, а чего-то не хватает. Мы сидели, ковырялись, изготавливали по 15–20 версий — и все равно ни одна не устраивала всех на сто процентов. Демократия, короче, сыграла не в нашу пользу. В итоге мы обратились к Юре, с которым и первый альбом делали, и он нам с решениями помог.
За эти пять лет у нас понтов не прибавилось, скорее появилось осознание, что чтобы результат был, надо работать в 10 раз больше. Побывав в Европе, мы поняли, что материал нужно очень сильно доделывать — и с точки зрения звука, и с точки зрения того, как это выглядит на сцене, во всем вообще. Ну вот мы и постарались. Мы же уже в России везде побывали, на всех фестивалях крупных отыграли — хочется на другой уровень перейти, перескочить ту планку, до которой мы доросли. И в плане размеров залов, и в плане фестивалей.
Я не скажу, что мы стали более серьезными. Просто когда все начиналось, мы же вообще были студенты, совсем другие мысли в голове крутились. А сейчас, естественно, другое мироощущение — у кого семья, у кого работа. Но музыка работой не стала. Просто более профессиональный подход — на репетиции приходить вовремя, вообще больше времени музыке уделять.
Писать песни на русском желание есть всегда, но возможности пока нет. Это же от бога должно быть. Нужно быть русским поэтом, грубо говоря. Владеть словом очень хорошо. Мы все пытались что-то сочинять на русском, но выходит всегда что-то страшное, просто ужасное.
У нас точно нет никакой идеологии. И не было никогда. Мы про энергетику в первую очередь. Про веселье. В случае этого альбома — про веселье роботов и зомби. Какой-то такой период у нас сейчас — любви к роботам; сыпятся они из подсознания».
15 самых сексуальных песен в мире: выбор Cheese People
По просьбе «Афиши» участники группы составили плейлист на тему, корреспондирующую с их музыкой.
1. Fausto Papetti «Emmanuelle»
Ольга Чубарова (голос, тексты): «Без лишних слов! Сейчас это смешно — но тогда при первых аккордах сего произведения советский человек краснел, как помидор, и в голову лезли окаянные кадры из фильма».
2. Electric Six «Danger! High Voltage»
Чубарова: «Остервенелые призывы к интиму Electric Six способствуют притокам и оттокам крови».
3. Donna Summer «Love to Love You Baby»
Чубарова: «Невероятно чувственная Донна Саммер и ее свободные взгляды на диско-любовь 80-х».
4. D’Angelo «Lady»
Михаил Шимаров (клавишные): «Все сразу ясно. Отличный трек для создания вдохновляющей атмосферы вечера с неотразимой леди».
5. Serge Gainsbourg «Je t'aime… moi non plus»
Чубарова: «Просто найдите перевод этой песни».
6. Thundercat «Walkin'»
Шимаров: «Этот трек насквозь пропитан энергией любви. Стоит обучиться повадкам у мартовских котов и где-нибудь на крыше ночь напролет орать припев в ожидании второй половины».
7. Depeche Mode «Higher Love»
Чубарова: «С Дэйвом Гэхэном не поспоришь — быстро в койку!»
8. George Michael «Shoot the Dog»
Чубарова: «Томный голос пышногубого Джорджа Майкла сводит с ума!»
9. J Davey «Private Parts»
Шимаров: «Бриана Картрайт действует как афродизиак на любого своего слушателя вне зависимости от его музыкальной искушенности. Многие говорят, что если оставить на ночь включенным плеер с треком «Private Parts», то наушники еще долго будут источать феромоны».
10. Barry White «Never Gonna Give You Up»
Чубарова: «На родине Барри Уайта, наверное, каждый второй в своей жизни пытался придать особое настроение вечеру его песнями».
11. Jack White «Freedom at 21»
Юрий Момсин (продюсирование): «Дерзкий трек. Секс в каждом звуке».
12. Duran Duran «Come Undone»
Чубарова: «Первые медляки на школьных дискотеках под Duran Duran… Волнительные воспоминания!»
13. N.E.R.D «She Wants to Move»
Шимаров: «Отличный повод научится танцевать всем девушкам нашей планеты. Ведь красота танца — в движении, движение — это жизнь, а новая жизнь рождается в любви. И «no one ever really dies», никто никогда не умирает по-настоящему».
14. The Stooges «I Wanna Be Your Dog»
Чубарова: «Ну Игги Поп — само воплощение секса, драйва и рок-н-ролла».
15. The Sonics «Have Love Will Travel»
Момсин: «Путешествия и приключения, пляжи Бразилии, красотки и много горячей любви».
Московская презентация альбома «Mediocre Ape» состоится в четверг, 28 февраля, в клубе «16 тонн». Петербургская — в пятницу, 1 марта, в клубе Dusche