Питер Хейс из Black Rebel Motorcycle Club о состоянии рок-н-ролла
В Россию снова приезжают Black Rebel Motorcycle Club, недавно выпустившие очередную пластинку с угрюмым и злым рок-н-роллом «Specter at the Feast». «Афиша» созвонилась с лидером группы накануне концерта и обсудила альбом и то, стоит ли с музыкантами говорить только об их музыке.
Примерно так и выглядят концерты BRMC: мрак и залитая инфернальным красным светом сцена — очень под стать самой музыке
— Вы раньше производили впечатление людей, которые довольно ревностно к музыке своей относятся, а тут вдруг ведущий сингл с нового альбома, «Let the Day Begin» — кавер на The Call. Мне вообще показалось, что весь «Specter at the Feast» про ту неглэмовую, мужицкую ветку хард-рока 1980-х, и во многом ей вдохновлен — так?
— Все проще: эту песню написал почивший отец Роберта (Роберт Левон Бин — гитарист BRMC — Прим.ред.), он же лидер The Call, он и с нами в тур ездил — и мы просто хотели таким образом высказать свое почтение. Причем песня для нас как раз не типичная, она такая оптимистичная, воодушевляющая, так что не думаю, что это для альбома показательно — он, как и прежние, в первую очередь под влиянием разного блюза и старорежимного рок-н-ролла записан.
— Но у вас тем не менее есть кое-что общее с теми группами из 1980-х, вы также живете во времена, когда рок-музыка в упадке находится. Причем если споры о том, что «рок мертв» еще с 1970-х ведутся, но сейчас даже и их нет...
— Не думаю, что рок прямо мертв, проблема скорее в людях. Просто людям стало все равно, они перестали пытаться что-то искать за пределами своей зоны комфорта. Да, у них сплошной хип-хоп на уме, но достойные новые рок-группы есть. Я время от времени нахожу то, что меня каким-то образом цепляет, и это всегда кто-то неизвестный. Нужно знать, в какую сторону смотреть, где искать. Но людям лень это делать, и они просто соглашаются на то, что им навязывают.
— Кстати, о местах, где искать. Одно из таких мест — это The Brian Jonestown Massacre, у меня ощущение, что сейчас каждая вторая стоящая рок-группа с ними связана. И вы у них играли когда-то, и ударница ваша новая, Леа Шапиро, тоже оттуда. Что же там такое особенное, отчего все там быстро матерыми рокерами становятся — и почему при этом мало кто там задерживается?
— Вы практически сами на вопрос свой и ответили: это школа рока такая. Я когда в TBJM пришел, у нас с Робертом уже была своя группа. Но я узнал, что там есть место, и решил на него попробоваться, я это как возможность обучиться рассматривал. И я многому научился: в первый тур свой с ними съездил, посмотрел, как в студии работать надо, а потом просто понял, что ничему больше не учусь, — и ушел. К тому же The Brian Jonestown Massacre — это не то чтобы группа, это скорее проект, это всегда Антон (Ньюкомб — Прим.ред.) и его музыканты, которые меняться могут — и никто не заметит. Он, конечно, не такой безумец, каким его в фильме DiG! показали, но он… в общем, особенный. Так что многие через его эту школу проходят и собирают потом свои группы, это не удивительно.
Та самая «Let the Day Begin», кавер на The Call, центральная песня со свежей пластинки
— Слушайте, а вы, случаем, «Сынов анархии» не смотрите? Понимаю, это глупо, но всегда почему-то о BRMC думаю во время просмотра.
— Я знаю, что они у нас одну песню в саундтрек брали, так что, наверное, действительно, какие-то ассоциации должны быть, но сам я только одну серию смотрел. Общего не очень много обнаружил… ну, я мотоциклы тоже люблю, это да.
— Надо сознаться, мы с вами не первый раз разговариваем. Но первый не очень хорошо кончился: вы меня в жопу послали и трубку повесили, помните?
— Э-э-э, нет. То есть, я вам нагрубил?
— Скорее, оскорбились — вот, дескать, чушь какую-то спрашиваете, а я музыкант, нет бы со мной про музыку поговорить.
— Совсем этого не помню.
— Ну, вот так, да. Поэтому у меня вопросы все такие скучные сегодня. Я просто думаю, чего с музыкантами только про музыку разговаривать, вы все и так уже спели. Куда интереснее узнать, что за песнями стоит.
— Согласен.
— Отлично! Давайте я тогда не буду вокруг да около ходить — вы просто скажите, так за что BRMC?
— Хм… я только что говорил вот про то, что людям все равно — и это самое главное, что меня волнует. Потому что это же не только про вкусы или про музыку в целом — это и политика, и общество. Происходят войны, до сих пор существует торговля людьми. Но все перенасыщены всякими глупыми развлечениями, телешоу типа The Voice и American Idol, и этого оказывается достаточно, чтобы люди переставали пытаться найти то, что действительно важно, и обращать на это внимание. Вот «Нate the Taste» с альбома последнего — она отчасти про это. Мне просто хочется, чтобы люди по сторонам смотрели.
Black Rebel Motorcycle Club выступят в среду, 4 сентября, в клубе «А2» в Петербурге и в четверг, 5 сентября, в московском клубе «Известия Hall».