перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Архив

Анна Кальви, Four Tet, RJD2, Тим Хекер и другие

«Афиша» разбирает семь самых интересных дисков недели: громких, тихих, долгожданных, появившихся из ниоткуда; в любом случае — заслуживающих внимания. В этом выпуске — новый альбом главного британского электронщика, готическая эстрада от хищного вида англичанки, впечатляющий авант-джазовый спектакль

Four Tet «Beautiful Rewind»

кто это Пожалуй, главный на данный момент британский электронщик Киран Хебден, раз в пять лет разительно меняющий звучание: начав в 1990-х как участник построк-группы Fringe, он уже успел веско высказаться в жанрах фолктроники и электронно-джазового фьюжна. Текущий его период, начавшийся с выходом пластинки «There Is Love In You» три года назад, прочно связан с британской андеграундной электроникой — в частности, с Burial, с которым у Four Tet вышло уже три совместных релиза.

как звучит Как праздник ритма: Киран может взять что угодно, любой произвольный набор звуков он может ловко выстроить в танцевальную последовательность. Старый приятель Burial с его призрачными голосами на заднем плане, племенными ритмами и виниловым треском тоже присутствует — правда, непонятно, действительно ли он в соучастниках или за годы дружбы Киран просто перенял у товарища часть свойств.

чем интересно Профессионализмом — впрочем, это и лучшая, и худшая характеристика альбома. Мастерство Хебдена сооружать треки из любых подручных материалов сейчас уже отточено до предела: будь в исходниках гудение офисных телефонов, лязганье заводских механизмов или какие-то случайные крики с улицы,— у Four Tet в любом случае получается интенсивный, плотный и ритуальный по духу ритм. Только если на «There’s Love In You» и «Pink» это поражало и было в новизну, то сейчас уже начинает утомлять. Г.Б.

 

«Parallel Jalebi»

 

купить в iTunes

 

 

Anna Calvi «One Breath»

кто это Английская девушка итальянских кровей и хищной внешности; два года назад она выпустила на лейбле Domino альбом, который, кроме прочего, сильно полюбили в России, что немудрено — Кальви исполняет слегка театральный готический блюз, мрачный и утонченный, какой часто бывает по нраву нашим соотечественникам.

как звучит Второй альбом Кальви, «One Breath», не сильно отличается от первого — это та же готическая эстрада с угловатой гитарой, укладистым звуком и ощущением, будто в конце каждой песни опускается бордовый занавес. Тут меньше агрессии: голос самой Кальви (удивительный, похожий на голос Эдит Пиаф; способный звучать и соблазнительно, и трагично) здесь играет большую роль, чем перкуссия и гитара. Тут чуть больше от театра, чем от оркестра, — звук не такой грандиозный, и интонациям, движениям рук и взглядам уделяется больше внимания. Но тем не менее это классический второй альбом: те же идеи, но чуть под другим углом, те же песни, но интересных чуть меньше. Это не значит, что «One Breath» не стоит слушать — просто все самое интересное явно начнется после.

чем интересно За мрачными и красивыми женскими песнями в этом году лучше обратиться к Челси Вулф, но у Кальви как минимум есть свое узнаваемое перо. К тому же хорошие песни тут тоже есть — в особенности главный сингл «Eliza». Г.П.

 

«Eliza»

 

послушать альбом/купить в iTunes 

 

 

Tim Hecker «Virgins»

кто это Канадский электронный музыкант, сочиняющий грандиозный и многослойный дроун-эмбиент, одно из главных имен современной экспериментальной электроники. Предыдущий свой альбом, «Ravedeath, 1972», Хекер выпустил в 2011-м, и даже приехал тогда в Москву на фестиваль «Авант», сыграв исключительный концерт.

как звучит Как обычно, галлюциногенная, многослойная и всепоглощающая музыка. Хекер записывал «Virgins» в Монреале, Сиэтле и Рейкьявике, использовав живые ансамбли (то ли записав как есть, то ли хитро засэмплировав и нарезав), играющие на флейтах, фортепиано, кларнетах, а еще на так называемой «девственной» арфе — старинном инструменте, который может играть лишь одну ноту одновременно, и оттого звучит обрывочно и ритмично. Ритм, перкуссионный повторяющийся звук — вообще главная характеристика «Virgins»: от гудящего дроуна Хекер тут уходит скорее куда-то в сторону академического минимализма. Это не значит, впрочем, что дроуна тут нет вообще — он то и дело возникает; все эти ритмичные минималистичные композиции обычно нарастают до точки кипения и устремляются в катарсический эмбиент. Хекер верен себе: «Virgins» надо слушать не отрываясь, очень внимательно, а альбом производит такой же уничтожающий и очищающий эффект, как и прежде, но мысль музыканта явно движется дальше.

чем интересно Одна из лучших умных электронных записей этой осени (а то и года), которых немало; «Virgins» отлично встает в один ряд с новым альбомом Oneohtrix Point Never и еще не вышедшим Джеймсом Ферраро. Г.П.

 

«Virginal II»

 

послушать альбом/купить в iTunes 

 

 

Matana Roberts «Coin Coin Chapter Two: Mississippi Moonchile»

кто это Бруклинская авант-джазовая артистка, вовлеченная во множество культурных процессов: была участницей видных импровизационных формаций Sticks & Stones и Burnt Sugar, записывалась с Godspeed You! Black Emperor и TV On The Radio, курировала открытую Джоном Зорном площадку The Stone и сама принимала участие в прошлогоднем фестивале All Tomorrow's Parties по приглашению Джеффа Мэнгама из Neutral Milk Hotel. Робертс — одна из немногих артисток современного экспериментального джаза, известная за пределами соответствующего комьюнити — во многом благодаря лейблу Constellation, который ее сейчас издает.

как звучит Как следует из названия пластинки, «Mississippi Moonchile» — вторая часть концептуальной серии про Мари Терезу Метойер, также известную как Куэн Куэн, чернокожую вольноотпущенницу, на рубеже XVII и XVIII веков занявшуюся земледелием и бизнесом, что позволило ей впоследствии выкупить из рук рабовладельцев своих многочисленных детей и не только их. Жизнь и деяния Куэн Куэн вдохновили Матану на вокальный спектакль в духе освободительных джаз-альбомов шестидесятых, на которых тоже любили рассказывать истории. По звуку «Mississippi Moonchile» продолжает линию предшественника, разве что дался меньшей кровью: на нем сыграло на порядок меньше музыкантов, нет дудука, виолончели, скрипки и прочей экзотики. Обошлись более традиционным джазовым инструментарием, который все так же блестяще сочетается с мелодекламацией и пением Робертс и тенором (временами пугающе похожим на вокал позднего Скотта Уокера) человека по имени Джеремайя Эбайя.

чем интересно Вторая часть спектакля про Куэн Куэн вышла ничуть не менее любопытной, чем первая, и представляет собой редкий на сегодня блестящий образец спиричуэл-джаза, совершенно по духу корневого, но без натужной стилизации, а значит, вневременного. Т.В.

 

<

«Amma Jerusalem School» / «For This Is»

 

купить в iTunes 

 

 

 

RJD2 «More Is Than Isn't»

кто это Рэмбл Джон Крон, белый небритый человек из штата Огайо с черной душой. Музыку RJD2 вы совершенно точно слышали, даже если вам ничего не говорит ни его имя, ни сценический псевдоним — именно он сочинил тему, которая играет в заставке сериала «Mad Men», а его давний трек «Ghostwriter» много использовался в рекламе и до сих пор регулярно играет в хороших московских ресторанах.

как звучит В карьере Крона был и инструментальный хип-хоп, и певучий старорежимный соул (причем пел Крон своим голосом — весьма благородным и утешительным), и разнообразная красивая музыка киношного типа. «More Is Than Isn't» представляет собой и то, и другое, и третье — это своего рода ретроспектива, а точнее даже, учитывая качество материала, greatest hits. Тут есть и изящные воскресные песенки, и хлопотливые инструменталы, и торжественные оркестровые зарисовки, и убедительный рэп со словами (за них отвечает, в частности, Блюпринт) — и все это сделано на каком-то очень притягательном расслабоне и — одновременно — с убедительным, но беззлобным грувом.

чем интересно В принципе, «More Is Than Isn't» может стать началом хорошей дружбы — причем самого разного толка: если вам больше по душе собственно песни, дальше можно обратиться к альбому «The Third Hand»; если ломаный бит и виртуозное сэмплирование — к «Deadringer». Кроме того, эту пластинку можно целиком включать на вечеринках — никому не надоест. А.Г.

 

«Temperamental» (feat. Phonte Coleman)

 

послушать на «Яндекс.Музыке» / купить в iTunes

 

 

The Samps «Macrochips & Microdips»

кто это Трио из Лос-Анджелеса со сбивающим с толку составом участников. За главного в The Samps — Коул Гриф-Нейл, бывший участник Ariel Pink's Haunted Graffiti, нынешний соратник Бека, муж артистки Nite Jewel и сотрудник звукозаписывающего подразделения фабрики талантов Stones Throw. Еще двое, Джейсон Дарра и Харланд Беркхарт, сотрудничают как сессионные музыканты с группой-призраком The Residents и играют трэш-метал в коллективе Dimesland. Совместив эти биографии, сделать какой-то вывод о звучании The Samps невозможно, да и ни к чему — музыка группы в любом случае не похожа ни на кого из вышеперечисленных музыкантов.

как звучит Текучий синт-фанк совершенно калифорнийского разлива, в духе продюсера Дэм-Фанка (а местами так и вовсе группы Daft Punk начала нулевых), но со странностями и пунктирно обозначенными авангардными изгибами, легкомысленная и очень летняя танцевальная музыка, отягощенная знанием о существовании жанра plunderphonics. «Macrochips & Microdips» — это компиляция примерно всего записанного за время существования группы материала, выпущенная хорошим японским (но издающим почти исключительно калифорнийцев) лейблом Big Love; в нее входят композиции со всех трех двенадцатидюймовых пластинок The Samps и три нигде до сих пор не издававшиеся.

чем интересно Такие собрания сочинений в одной коробочке обычно призваны подвести карьерные итоги (пускай и промежуточные) и шире разнести информацию о собранной в них музыке, заинтересовать и увеличить аудиторию. Парадоксальным образом почти не засвеченная нигде, кроме Японии, обзорная компиляция The Samps известна куда меньше их трехлетней давности EP, и чтобы ее послушать, придется приложить усилия. Но оно того стоит. Т.В.

 

«Plans»

 

 

 

 

Control «Transgression»

кто это Американец Томас Гаррисон, даром что выглядит как заправский лабатель хардкора из третьего состава Biohazard (сказывается увлечение артиста татуировками и экстремальным пирсингом), предпочитает ласкать своих слушателей хардкором другого рода — шумовой электроникой самого маньячного пошиба и высочайшего качества изготовления. Как правило, нойзовым экзерсисам заведомо отказывают в пресловутом качестве и зачастую зря: и пытать можно как садово-огородным инвентарем из ближайшего гипермаркета, так и изящными, тщательно продуманнными инструментами с костяными ручками. Авторство «Transgression» и прописка на не вяжущем веников лейбле Ant-Zen — это однозначное причисление к затеям именно такого, изощренного характера.

как звучит Control входит в большую тройку американских силовых электронщиков (неудовлетворенных Гаррисоном просим обращаться к мастерам Slogun и Sickness), что, в общем-то, уже может быть поводом для ехидства: родился в США, шумом стал заниматься в конце девяностых, куда ему, недотепе, до отцов-основателей, отгремевших свои первые нетленки за десять лет до того, как Гаррисон выдал свой первый неуклюжий членовредительский опус. Скептицизм сдувает начисто за пятнадцать минут высокоинтенсивной терапии «Transgression»: Гаррисон ловко переходит от мягкой разминки слуха дарк-эмбиентом к нечеловеческому ору, грохоту и душераздирающему лязгу — каждая композиция проникнута таким градусом неприятия окружающей действительности, что можно только порадоваться тому, как искусство позволяет сублимировать свои чувства; а то ведь недалеко до греха.

чем интересно Под медитативно-конвульсивным воздействием Control ладонь сама непроизвольно складывается в кулак, затем в козу, а следом в окропленный кровью гладиаторов жест с использованием большого пальца — который, как известно, подразумевал смерть побежденному, а вовсе не помилование. Примерно того же желает всем и Том Гаррисон, для верности подкрепляя сказанное демонстрацией среднего пальца: что же, думаете, это так просто? Годы идут, методы силовой электроники неуклонно тускнеют и теряют в выразительности, но в том, что касается отражения в звуке злобы, ярости и ненависти, Control по-прежнему держится в высшей лиге. Другими словами, как пел Алексей Вишня, «если ты отвык ненавидеть, приезжай к нам в Нью-Йорк». Ф.С.

 

«Cruel Intent»

 

послушать и купить на Bandcamp лейбла 

Ошибка в тексте
Отправить