перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Архив

Жанель Моне, The Weeknd, Goldfrapp и другие

«Афиша» разбирает семь самых интересных дисков недели: громких, тихих, долгожданных, появившихся из ниоткуда; в любом случае — заслуживающих внимания. В этом выпуске — новый опус лучшей молодой черной певицы мира, второй альбом передовика прогрессивного R'n'B, очередное платье Элисон Голдфрэпп, перв

Janelle Monáe «The Electric Lady»

кто это Лучшая черная молодая певица планеты; глазастая девушка в строгом костюме и с интересной прической (которую Жанель в честь новой пластинки, впрочем, немного сменила); артистка, в 2010 году давшая, возможно, лучший концерт в истории Пикников «Афиши» — и с тех пор только укрепившая свои претензии на статус большой звезды. «The Electric Lady» формально представляет из себя четвертую и пятую части большого концептуального опуса Моне про город будущего и роботов-женщин (про это толкуют в отрывках из выдуманного радиошоу, служащих здесь интермедиями), но учитывать этот факт совершенно необязательно.

как звучит Вышеупомянутые претензии на статус большой звезды на «The Electric Lady» дополнительно подкреплены именами соучастников — вместе с Моне здесь поют Принс, фаворит нового R’n’B Мигель, лауреатка «Грэмми» Эсперанса Сполдинг, сестричка Бейонсе Соланж и Эрика Баду; интересно, что команда эта подобрана так, чтобы указывать на место Жанель одновременно в вечности и в современности. Впрочем, быстро выясняется, что свита девушке нужна только для пущей яркости выходных данных — в остальном она целиком и полностью справляется сама; понять это можно даже по одной песне «Ghetto Woman», где Моне сначала поет, потом читает рэп, и еще непонятно, что лучше. «The Electric Lady» — альбом более взрослый и многофункциональный, чем «The ArchAndroid», но не менее упоительный: тут тебе и оркестровки практически в духе советской эстрады 70-х, и кибернетический фанк, и развлекательный хип-хоп, и задушевные сердечные баллады, и танцы на костях; причем драматургия выстроена так, что сюжет пластинки виляет от одного к другому без малейшей натуги. Вкалывают, короче, роботы, а не человек — да так, что не наглядеться.

чем интересно Есть подозрение (а точнее — надежда), что с выходом этого альбома Жанель Моне может стать полноправной участницей высшей лиги современной женской поп-музыки — той, в которой уже конкурируют Адель, Бейонсе, Леди Гага, Рианна и проч. Пора бы уже. А.Г.

 

«Primetime (feat. Miguel)»

 

купить в iTunes

 

 

 

The Weeknd «Kiss Land»

кто это Мулат Абель Тесфайе, мешающий современный R’n’B с модной электроникой. Его первые три микстейпа, позже объединенные в альбом «Trilogy», спровоцировали в 2011 году разговоры о новом жанре: то его прогрессивным ритм-н-блюзом называли, то «артхаусом», теперь же в ходу шуточный термин PBR & B (в честь Pabst Blue Ribbon, излюбленного пива всех бруклинских хипстеров). А на деле Абель всего-то хотел быть как Майкл Джексон.

как звучит Как Майкл Джексон и звучит — каким он был бы сегодня с сегодняшними мозговитыми продюсерами на подхвате. В пении Абеля то появляются, то исчезают мелодии, он чувственно взвизгивает и вздыхает, беспредельно откровенничает, а музыкальная подложка сочетает резкие хип-хоповые биты, размытые, расслоенные семплы и плотный синтезаторный гул.

чем интересно Десять лет назад Kings of Convenience объявили тихое новым громким, сегодня The Weeknd объясняет про «новое тихое». «Kiss Land» продолжает историю, которая началась на первых трех микстейпах: о до боли одиноком человеке, окруженном звуками большого города — грохотом южного хип-хопа, назойливым звоном электропопа и безликим бренчанием «старбаксового» инди. Вместе они образуют стену звука; стену, с которой Абель в своих песнях и разговаривает, хорошо понимая всю целесообразность разговоров со стеной. На «Kiss Land» эта стена стала выше и плотнее, чем в дебютных микстейпах, сбилась в такой новый фоновый шум, которому еще не придумали цветового кода, и Тесфайе на ее фоне стал звучать еще более отчаянно и потерянно, будто в абсолютной тишине. И эта новая тишина — возможно, лучшее, что случалось с музыкой в этом десятилетии. Г.Б.

 

«Wanderlust»

 

послушать/купить в iTunes

 

 

Goldfrapp «Tales of Us»

кто это Красивая английская женщина Элисон Голдфрэпп и ее творческий партнер Уилл Грегори (о котором зачастую логичным образом забывают). В конце 90-х сделали себе имя, в последний момент встроившись в отцветающий трип-хоп (и сделав это максимально деликатно и уместно); в дальнейшем регулярно меняли платья, звук и стиль — в диапазоне от романтического лесного фолка до коммерческих синтетических танцев. Получалось, как правило, довольно успешно.

как звучит Предыдущий альбом Goldfrapp «Head First» был про танцполы и пайетки; сейчас, соответственно, пришло время духов, туманов и акустических красот. «Tales of Us» — это Элисон Голдфрэпп в интимной обстановке; альбом, продолжающий линию прежде всего пластинки «Seventh Tree» (и немного — дебютной «Felt Mountain»). Гитара и мандолина, струнные, плавное фортепиано, вязкие атмосферы, голос, как будто шепчущий сказку на ночь, — ритм в «Tales of Us» появляется редко и как будто поневоле. Почти все песни называются странными именами, что неизбежно вызывает ассоциации с Cocteau Twins, — скорее всего, Голдфрэпп и правда имеет их в виду, и зря: тут не столько таинственная мифология, сколько театр стареющей примы. Красиво, впрочем, стареющей.

чем интересно Способность Goldfrapp к перевоплощениям все еще способна восхищать — даже учитывая тот факт, что перевоплощения эти уместнее назвать переодеваниями. А.Г.

 

«Annabel»

 

купить в iTunes

 

 

Okkervil River «The Silver Gymnasium»

кто это Собранная еще в конце 90-х техасская рок-группа, удивительным образом названная в честь рассказа Татьяны Толстой. Руководит Okkervil River долговязый очкарик по имени Уилл Шефф. Группа звучит, как если бы Брюсу Спрингстину подыгрывали Arcade Fire: исключительно американский выспренный и восторженный рок с фолк-роковыми нотками.

как звучит «The Silver Gymnasium» — седьмая пластинка Okkervil River, предельно ясная и цельная в замысле: альбом рассказывает о детстве Уилла Шеффа, которое он провел в маленьком городке Мериден в штате Нью-Хэмпшир. Но, вместо того чтобы петь свою биографию, Шефф сочинил пластинку, рассказывающую о его прошлом на уровне ощущений: время и место тут передаются с помощью обрывков событий, мифологического восприятия, музыки, которая могла звучать в 80-е (в экзальтированный рок Okkervil River тут прокрадывается и New Order, и синтипоп, и ска). «The Silver Gymnasium» явственно помещает слушателя в чужую историю, как это делают иные фильмы или книги, — ощущения удивительные. Альбом сопровождает маленькая видеоигра и интерактивная карта Меридена, озвученная Шеффом, — посмотреть на них не будет лишним, они только помогают погружению.

чем интересно Okkervil River никогда не сочиняли простых пластинок, за каждой стоит та или иная идея, но «The Silver Gymnasium» вышел особенно цельным; возможно, потому, что Шефф черпал вдохновение из одного очень конкретного источника. Г.П.

 

 

купить в iTunes

 

 

Jimi Tenor feat. Impostor Orchestra «Exocosmos»

кто это Похожий на скромного учителя физики почти 50-летний финский музыкант Ласси Леxто (он же Джими Тенор) до сих пор известен многим благодаря хитам середины девяностых, выполненным в эффектных стилистиках эйфорийного рейва, шутейного синтипопа и неглупого лаунжа, — так, для большинства Тенор слился с клиповой эпохой и застыл в образе остроумного паяца и легкомысленного угодника. Это обидная несправедливость: еще в восьмидесятых Тенор пробавлялся натуральным индустриальным роком вместе со своей группой Shamans и вообще всю карьеру демонстрировал завидную эклектичность и неожиданные устремления. Сотрудничал с нигерийским классиком Тони Алленом и эфиопцем Абдиссой Ассефой, ремикшировал классическую музыку для лейбла Deutsche Grammophon, записал несколько занятных афроджазовых пластинок с коллективом Kabu Kabu — и это только если вкратце. В этом году Джими выпустил уже три пластинки — одну (весьма впечатляющую) проекта Soft Focus c пустынным акустическим эмбиентом и медитативной конкретной музыкой, вторую — с несерьезным соул-хаусом, записанным в альянсе с певицей Николь Уиллис, и собственно «Exoscosmos».

как звучит На «Exocosmos» Тенор играет холодный психоделический нуар-джаз с периодическими африканскими и восточноазиатскими влияниями — но отличающийся от записей Kabu Kabu большей расфокусированностью и ничего не имеющий общего с афробитом. В описании для этой музыки определенно найдется место понятию «афрофутуризм», впервые прозвучавшему прежде всего для описания идей и методов великого Сан Ра. Только не современный, цифровой афрофутуризм, а исконный: эта непростая и на диво органично, совсем не лабораторно звучащая пластинка легко могла быть записана в семидесятые, в годы расцвета библиотечной музыки и галактического авант-джаза.

чем интересно Как минимум тем, что это один из по-настоящему нестандартно мыслящих музыкантов современности. Тенор — завзятый, блестяще подкованный ретроград — и обращается порой к не самым очевидным источникам вдохновения. Т.В.

 

«Kuiper Belt»

 

купить в iTunes

 

 

Vistа Chino «Peace»

кто это Фактически это одна из главных групп стоунер-метала Kyuss, которой один из бывших участников Джош Омм запретил через суд использовать старое название, потому что без него это уже другая группа. Помимо Омма тут не хватает только басиста Скотта Ридера (да и тот в прошедшем недавно под вывеской «Kyuss Lives!» туре присутствовал), зато есть обладатель мощнейшего голоса Джон Гарсия и эксцентричный бородач Ник Оливери, когда-то вместе с Оммом ушедший из Kyuss в Queens of the Stone Age.

как звучит Так, что Джошу Омму должно быть стыдно: он тут вообще оказался не нужен; Vista Chino, взяв гитаристом безвестного юнца, играют песни, практически неотличимые по звучанию и задору от тех, что были у Kyuss в середине 1990-х. То есть очень сильно утяжеленный громкими риффами белый южный блюз, напоминающий о лучших годах Black Sabbath.

чем интересно Омму стоило бы позавидовать и мощности, и мужиковости этих песен — сколько он ни пытался сделать свои QotSA главной мировой группой с яйцами, у Vista Chino яйца оказываются все-таки заметно круче. Чему завидовать не надо, так это тому, что ничего нового, в общем, Vista Chino предложить не могут, — собственно, только риффы, яйца и блюз; а чтобы узнать, как это все может быть подано более оригинально и изобретательно, придется все-таки послушать альбом Queens of the Stone Age «Rated R» 13-летней давности. Г.Б.

 

«Dargona Dragona»

 

купить в iTunes

 

 

 

Lonnie Holley  «Keeping a Record of It»

кто это 63-летний чернокожий чудак из Алабамы, художник-аутсайдер с мировым именем и преподаватель искусств. В общем — персонаж. И по его музыке это сразу становится понятно.

как звучит В общем и целом рассказ о вышедшем около года назад дебютном альбоме Холли в отношении новой пластинки можно продублировать. Это все тот же странный, юродивый и расслабленный блюз под синтезаторные переливы, отдающуюся эхом маримбу, медитативную перкуссию и блаженный посвист; музыка текучая, задумчивая, без начала и конца. Как и «Just Before Music», первый альбом Лонни, новая запись сделана при участии Брэдфорда Кокса из Deerhunter (на концертах Холли он сидит за барабанами) и Коула Александра из Black Lips, но влияния этих групп в его музыке можно не искать — она все так же самобытна. Собственно, «Keeping a Record of It» — альбом не во всех смыслах новый: записывался он в те же временные промежутки, что и предшественник. Симптоматично, что обе пластинки — единственные оригинальные записи, выпущенные лейблом Dust-to-Digital, славящимся героическими переизданиями народной, религиозной и доэстрадной музыки: словно бы они тоже существуют вне времени; им это очень к лицу.

чем интересно Оригинальную, потустороннюю музыку, записанную безусловно талантливым и не от мира сего человеком, слушать всегда полезно — очень освежает. Т.В.

 

 

купить в iTunes

Ошибка в тексте
Отправить