перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Архив

Ольга Уханова: мистический постдабстеп из Калининграда

Инженер-эколог третьей категории из самого западного города России семплирует голоса из любительских роликов на YouTube и делает из них занятную и красивую минорную электронику с голосами.

Ольга Уханова слушает классику арт-рока и бритпоп — чего по ее музыке никак не скажешь

 

Каюсь: я очень поздно послушал этот альбом. Он появился в сети еще в середине декабря, я добросовестно складировал его в папку с разнообразной русской музыкой, постепенно скапливающейся на жестком диске, и добрался только на новогодних каникулах — к тому времени, когда Уханову уже заметили некоторые внимательные коллеги, к тому времени, когда меня уже пару раз спросили, слышал ли я «Calm Cabal» и что о нем думаю, то есть к тому времени, когда было уже понятно, что в этом, вероятно, что-то есть. Извинений тут никаких быть не может, но причина, по которой так случилось, ясна — ну а как еще отнестись к записи, которую автор робко выкладывает в интернет сам со сбивчивым предуведомлением; в такой ситуации заведомо сложно заподозрить что-то состоятельное и интересное. Оказалось, однако, что оно и есть. И даже более того.

Что звучит на «Calm Cabal»? Мрачная и гулкая урбанистическая электроника, поверх которой что-то поют неведомые (особенно если не прочитать пресловутое предуведомление) препарированные голоса — то мужские, то женские, то вообще какие-то будто нечеловеческие; то совсем неумелые, то будто бы оперные; захлебываются, накладываются друг на друга, тянут фонемы, иногда складывающиеся в слова, иногда даже в русские. Музыка, с одной стороны, абстрактная, сложенная из блоков, кирпичиков; с другой — в каждом треке зримо присутствует мелодия или по крайней мере акустическая фраза с каким-то ломаным, неправильным синтаксисом; эта фраза варьируется на разные лады, вибрирует, расплывается. Настроение — минорное, но не то чтобы прямо тоскливое, скорее, какое-то потерянное; каждая песня будто бы ищет цельности — и не может найти. На что это похоже? На вокальные эксперименты с постдабстепом — ну типа на Джеймса Блейка, если б он пел с чужого голоса. В равной степени — на эзотерический индастриал конца 80-х, в диапазоне от Coil до, условно говоря, Zoviet France. Дико захватывающе, очень красиво, совершенно удивительно. Удивительно не столько оттого, что такая музыка в принципе в России появилась — в конце концов, давно уже понятно, что волны и идеи распространяются по миру примерно с равной скоростью и сюда доходят разве что с минимальным опозданием. Скорее — оттого что она появилась вовсе ниоткуда. Ну то есть сформировался ведь уже какой-никакой местный контекст всей этой, условно говоря, передовой электроники — и вот абсолютно из другого мира, где про этот контекст, вполне возможно, слыхом не слыхивали, появляется запись, которую слушать и воспринимать гораздо интереснее, чем, не знаю, условного Pixelord (не хотелось бы никого обидеть). Имя собственное написано на обложке — трогательно так написано, по-школьному: «Уханова О.»; но ведь это, по сути, тоже род новой музыкальной сетевой анонимности — ну кто вообще знает, что за Уханова О.? Кто это такая? А раз никто не знает — мы решили выяснить.

«Mily Drug»

Обложка альбома Ольги Ухановой «Calm Cabal»

 

Ольга Уханова быстро откликнулась на мой запрос и согласилась дать небольшое интервью. Которое мы и публикуем ниже. Наверное, вышеупомянутая загадочная анонимность от этого разрушается — но в свете выясняющихся подробностей становится, по-моему, даже интереснее.

 

— Расскажите вообще о себе: кто вы, где живете, чем занимаетесь, откуда в вашей жизни взялась музыка?

— Я живу в Калининграде, работаю инженером-экологом третьей категории. Прошлым летом окончила РГУ им. Канта по специальности «геоэколог». Жизнь удалась. Музыкой я сначала увлеклась, когда родители подарили мне синтезатор, а потом отвели меня в музыкальную школу. Там я отучилась положенные 9 лет по классу скрипки. После играла в ансамбле — преимущественно «Венгерские танцы» Брамса. Теперь скрипка лежит в подвале, но я иногда спускаюсь к ней и играю, заперевшись в душевой, все того же Брамса. Как-то у меня появился новый синтезатор, впридачу к которому шел диск с программами Cakewalk. Я тогда еще и понятия не имела, что можно писать музыку на компьютере. Неожиданно для меня открылся целый огромный мир секвенсоров, и в школе меня стали видеть все реже и реже. Вообще, когда от тебя еще никто ничего не ждет, очень приятно заниматься музыкой. Ты абсолютно свободен и сам себе велик.

— А откуда этот альбом взялся? Это ваш первый опыт?

— Я каталась на лыжах по лесу, и вдруг меня посетила мысль, что нужно написать альбом. В этот самый момент солнце внезапно вышло из-за туч, и послышались фанфары. Клянусь, за исключением фанфар, так все и было. По правде говоря, это мой пятый альбом. И пока у него не было названия, он лежал в папке «Альбом_5». Остальные четыре я частично давала послушать друзьям, но друзья — они на то и друзья, чтобы в лоб сказать, что это все говно. Там, правда, есть несколько треков, которые мне до сих пор нравятся... Да что говорить, мне нравятся там почти все треки, только не в качестве музыки, а в качестве веселых глупостей.

«Princess Sick»

— Как записан «Calm Cabal»? Что за голоса на нем поют?

— Записано все в одиночку на компьютере. Семплы составлены из ютьюбовских видео. Люди очень любят петь, с удовольствием снимают себя на камеру и представляют общественности. И вот среди этого парада амбиций я искала что-нибудь совсем уж самонадеянное и бесперспективное. Дело в том, что когда люди поют плохо, в их голосах появляется масса любопытных интонаций и тембров. Непрофессионализм тем и хорош, что совершенно непредсказуем, потому как человек не умеет управлять своими навыками и сам не знает, куда его поведет в следующую секунду. Использование такого материала мне показалось очень любопытным, хотя вначале я считала, что это весьма скользкий путь. Делалось все очень просто: сначала видео конвертировалось в звуковую дорожку, потом я вырезала из нее самые яркие вокальные моменты длиной в секунду, где было необходимо, меняла высоту тона и продолжительность звука и, наконец, соединяла их в новые партии. Потом или перед этим я писала инструменты. К тому моменту у меня накопилось огромное количество наработок, так что оставалось только выбрать подходящую. Вообще, больше всего меня заботили мелодии, и хотелось бы делать акцент именно на них, а не жонглировать семплами. Вышло как-то наоборот.

 

«Непрофессионализм тем и хорош, что совершенно непредсказуем, потому как человек не умеет управлять своими навыками и сам не знает, куда его поведет в следующую секунду»

 

 

— Эти песни — о чем они, если вообще о чем-то? Те слова, которые иногда можно различить, насколько они важны?

— Мое равнодушие к текстам в музыке хорошо отразилось в альбоме. Это как раз пример того, как человек воспринимает зарубежную песню, если плохо знает язык. Иногда до него долетает смысл отдельных фраз, который его мозг тут же примеряет к личным обстоятельствам, и если все складывается, то человек ощущает эйфорию от того, что его понимают. То есть касательно смысла — слушатели могут все сделать сами. Нужно всего лишь оставить им немного личного пространства для собственного творчества. Мне важно только присутствие вокала, потому что это делает музыку более душевной и менее синтетической.

«Shy Sun»

— Что вы слушаете и насколько это коррелирует с музыкой, которая звучит на альбоме? Ну то есть ассоциации с Джеймсом Блейком, слово «постдабстеп» — насколько они оправданны?

— Я люблю Van der Graaf Generator, Soft Machine, Blur, Cardiacs — и, как показывает практика, здесь нужно резко остановиться. Мне всегда кажется, что существуют два музыкальных вкуса: один для прослушивания музыки, а второй для ее сочинения. Иначе как можно объяснить то, что некоторые люди, слушающие нечто прекрасное, могут писать совершенную чушь? Думаю, формирование вот этого второго вкуса происходит в самом раннем детстве, и черт там разберется, что на тебя повлияло, а что нет. Я, к примеру, навсегда останусь верна саундтреку к «Аладдину». А вот коррелирует ли подобное с моей музыкой или не коррелирует, сказать трудно. К дабстепу ее можно отнести, и ассоциации с Джеймсом Блейком мне вполне понятны, только как оно есть на самом деле, я вам сказать не могу. Когда нужно было отмечать выложенный альбом тегами, я написала: «психоделика, электроника». Мне бы было этого вполне достаточно, чтобы не ошибиться дверью.

— Раз вы говорите, что это ваш пятый альбом — почему вы именно его решили выложить? Ждали какой-то реакции?

— Просто в стол уже ничего не помещалось, и я решила, что нужно срочно с кем-то делиться. Конечно, я очень ждала отзывов. А больше всего — хороших, потому что я себя возненавидела за те полгода, пока шла работа, и было необходимо, чтобы меня немного похвалили. Получилось несколько больше, чем нужно. И теперь мне даже как-то неловко, что все это происходит. Странно, интересно и очень быстро.

— Вы планируете что-то делать дальше? Концерты давать, например, не собираетесь?

— Ну, я надеюсь придумать следующему альбому другое название. Сочинять музыку я продолжу, никуда не денусь. Еще бы мне хотелось сделать какое-нибудь видеосопровождение к паре песен. Кое-что уже готово. Но концерты — это вряд ли. Во всяком случае я себя никак не представляю с таким материалом на сцене. Разве что те ребята из роликов придут и поддержат меня.

Альбом Ольги Ухановой «Calm Cabal» можно скачать здесь.

Ошибка в тексте
Отправить