перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Архив

Список журнала The Wire

Английское издание The Wire, главное в мире издание про всякую странную, маргинальную и постороннюю музыку, опубликовало свои итоги 2010-го. Там, в общем, вполне обычные подозреваемые — но от этого почему-то скорее радостно.

 

С The Wire происходит обычно так: все обнаруживают там массу незнакомых имен и, предвкушая новые дивные миры, бросаются все это слушать; быстро выясняется, что слушать это по большей части невозможно; на этом все заканчивается. Тем не менее интерес почему-то не угасает — по хрестоматийной присказке про мышей и кактус практически. Хотя понятно, почему, наверное, — при всей непроходимости всех этих дремучих новых горизонтов, все-таки важно знать, что они в принципе есть: «значит, кто-то там». И вот, значит, в 2010 году итоги The Wire выглядят вот так.

1. Actress «Splazsh»
2. Oneohtrix Point Never «Returnal»
3. Swans «My Father Will Guide Me Up a Rope to the Sky»
4. Joanna Newsom «Have One on Me»
5. Catherine Christer Hennix «The Electric Hapsichord»
6. Rangers «Suburban Tours»
7. Ariel Pink’s Haunted Graffiti «Before Today»
8. John Tilbury & Sebastian Lexer «Lost Daylight»
9. Keith Fullerton Whitman «Disigenuity/Disingenuosness»
10. Kevin Drumm «Necro Acoustic»
11. Sun City Girls «Funeral Mariachi»
12. Annette Krebs & Taku Unami «Motubachii»
13. Sun Araw «On Patrol»
14. Gonjasufi «A Sufi and a Killer»
15. Big Boi «Sir Licuous Left Foot: The Son of Chico Dusty»
16. Joe Colley «Disasters of Self»
17. Richard Skelton «Landings»
18. Emeralds «Does It Look Like I’m Here?»
19. Eleh «Location Momentum»
20. Autechre «Oversteps»
21. Helena Gough «Mikroklimata»
22. Demdike Stare «Liberation Through Hearing»
23. Marina Rosenfeld «Plastic Materials»
24. Bill Orcutt «Way Down South»
25. Flying Lotus «Cosmogramma»
26. Bellows «Handcut»
27. John Tilbury/Michael Duch/Rhodri Davies «Cornelius Cardew: Works 1960–70»
28. Hype Williams «Hype Williams»
29. Laurie Anderson «Homeland»
30. Konono №1 «Assume Crash Position»
31. Zs «New Slaves»
32. Phew «Five Finger Discount»
33. Sabbath Assembly «Restored to One»
34. Derek Bailey «More 74»
35. Seijaku «Mail From Fushitsusha»
36. Tyler The Creator «Bastard»
37. Moon Wiring Club «A Spare Tabby at the Cat’s Wedding»
38. The World’s Longest Melody «The World’s Longest Melody»
39. Alastair Galbraith «Mass»
40. Jailbreak «The Rocker»
41. oOoOO «oOoOO»
42. Pedestrian Deposit «East Fork/North Fork»
43. Group Inerane «Guitars From Adagez Vol. 3»
44. Prins Thomas «Prins Thomas»
45. These New Puritans «Hidden»
46. Aldo Clementi «Works With Flutes»
47. Graham Lambkin & Jason Lescalleet «Air Supply»
48. Joseph Hammer «I Love You, Please Love Me Too»
49. Joshua Abrams «Natural Information»
50. Grinderman «Grinderman 2»

На самом деле, мы тут сами погружены круглые сутки в итоги года и не только года, но что-то сформулировать по этому поводу хочется, поэтому кратко. Что мы видим? За вычетом понятных непонятностей, ради которых этот список и ждут (из такого рода вещей я слышал, например, группу Zs — ну хорошая, но ровно в том смысле хорошая, в котором данный журнал это прилагательное понимает), и традиционных людей, без которых редакция не обходится никогда (Джон Тилбери, записи лейбла Sublime Frequencies, Кевин Драмм, Аластер Гэлбрайт и т.д.), мы видим довольно удивительную штуку: представления о том, где проходит, пользуясь гороховским термином, линия фронта, у мира условно хипстерского и мира условно мракобесно-маргинального неожиданным образом совпадают. А именно: это новая электроника — постдабстеп и вонки в различных проявлениях: Actress, Гонджасуфи, Flying Lotus. Это гипнагогия и хонтология: Ариэль Пинк, Oneohtrix Point Never, Emeralds, Demdike Stare, Moon Wiring Club. Это коммерческий хип-хоп, ставший авангардом поп-музыки, — Биг Бой в данном случае. Это даже витч-хаус (oOoOO). Это даже Джоанна Ньюсом со своим архивно-передовыми фолк-симфониями. Это даже группа These New Puritans со своим космическим роком. Ну и это универсальные какие-то ценности типа Кейва и Джиры тоже. И на самом деле даже представление об условной новой элите общее — в том смысле, что The Wire демонстративно игнорирует Канье и Arcade Fire (это немножко натяжка, но все же). При этом нельзя сказать, что The Wire прогнулся под изменчивый мир — про того же Пинка и ту же Ньюсом они писали раньше любых «Пичфорков». Просто вот вышло так, что, вполне по формалистам, периферия сместилась наконец-таки в центр, что совсем по-разному настроенные фильтры вылавливают одно и то же; и получается, что при всей безбрежности нынешнего поля, при всей его бесконечности структура — она, в общем, есть, причем довольно ясная и зримая. И можно, конечно, сделать неутешительные выводы — ну типа, ехали, ехали и приехали, опять все одно и то же. Но меня почему-то такое единодушие скорее радует — в подобном образом устроенном мире все-таки более удобно существовать.

К слову о списках — еще таковой на днях обнародовал сайт Stereogum, с которого все мы радостно воруем новости. Но там все, как полагается, — и потому не очень интересно. Также список переизданий, миксов и концертников повесил тот же The Queitus, о котором у нас уже шла речь; там несколько более интересно.

Ошибка в тексте
Отправить