перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Архив

Как открылся фестиваль Yota Space

В воскресенье в Петербурге открылся фестиваль удивительных технологий и искусства, где выступили англичане Hot Chip — хорошие люди из мира новой поп-музыки.

В Петербурге открылся фестиваль Yota Space, посвященный, как следовало из роскошно изданных брошюр, «удивительным технологиям и искусству». Мы про это искусство выпустили специальный гид, но, как теперь следует признаться, сами не вполне понимали, что за чудеса такие будут. Оказалось, что проекционные экраны с сенсорами и по-всякому подмигивающие светильники могут выглядеть круто и очень круто — если их много и если из них выстроить целые лабиринты.

Главное: Hot Chip отыграли замечательно. Самое поразительное в них, по-моему, то, что они срываются с места галопом и весь концерт держат этот ритм. Так бывает, не знаю, в рокабилли, когда непонятно, где отдыхать и когда кульминация. Вокалист Алексис Тейлор, который во всех интервью жалуется, что его достали вопросы, почему он так странно одевается, пришел в голубом ободке, оранжевой шляпке и уютной кофте с каким-то необыкновенным пояском. Еще было любопытно наблюдать за молодцеватым клавишником в тельняшке, который давал бравого морячка, и за бородатым соучредителем Hot Chip Джо Годдардом, который и возрастом, и статью похож отнюдь не на Антона Севидова, а уж скорее на специалиста по гастрономии Алексея Зимина. Ровно с такими ужимками семейные англичане (а Hot Chip, вообще-то, и есть семейные англичане) отплясывают в пабах — вообще, легко себе представить, что в барах будущего вместо продукции Motown будут ставить «Ready for the Floor». Ее, впрочем, не сыграли — тут шушукаются, что все дело было в неправильном хронометраже фестиваля. Вообще, кажется, техническая сторона концерта кое-кого раздосадовала: матерые журналисты жаловались на плохой звук — не знаю, у левой колонки было по меньшей мере громко. Но той кристальной точности, которой инженеры достигли на выставке достижений видеоискусства, в концертном зале не было и в помине (зато для зимнего шатра он прекрасно отапливался, а это уже великое достижение). Все здорово, но когда во время «I Feel Better», которую Hot Chip вживую играют гораздо медленнее и обреченнее, чем на пластинке, посреди пронзительной партии Тейлора грубо вырубается микрофон — это, конечно, не дело. Еще из зала кто-то показал музыкантам пару удивительных технологий, посветив на них зеленой лазерной указкой, какие продают в Бангкоке по десять долларов, — те удивились, но решили, что так и надо. На этом люди, которых интересовала только группа Hot Chip, могут посмотреть видео с концерта, потому что дальше будет про архитектуру Петербурга и правила поведения на фестивалях.

Могу ошибаться, но у нас, кажется, раньше никогда не было хорошего зимнего музыкального фестиваля. По большому счету летом достаточно заготовить в баре побольше льда, тогда и Planning to Rock кажутся чем-то вроде Jefferson Airplane. Но зимой никто из русских промоутеров никогда особенно не старался — разве что какие-нибудь финские психи приезжали в московский клуб «Икра», а голландские трансеры — в петербургский Дворец спорта «Юбилейный». Фестиваль Yota Space не совсем про музыку, но он точно про то, как делать фестивали будущего, если под рукой нет Пустых Холмов, Дворцовой площади или парка «Коломенское».

Тут нужно рассказать про то, что такое вообще универмаг «Фрунзенский», где все происходило (выставка удивительных технологий, в том числе инсталляция Брайана Ино работает до 19 декабря). Одно из незадачливых предприятий советской торговли, выстроенное в духе сталинской неоклассики, — в перестройку универмаг сгорел, в конце девяностых открылся снова, но был так старомодно организован, что стух практически немедленно. Потом его купил Владимир Кехман — эксцентричный бизнесмен, которому принадлежит огромная фруктовая компания, в Эквадоре у которого есть собственные плантации, а в России — свои камеры для опыления бананов смесью этилена с каким-то другим газом, чтобы они созревали уже где-то между Петербургом и Норильском. Заодно Кехман — владелец Михайловского театра — в свою очередь тоже эксцентричного культурного учреждения, где случаются интересные постановки. В балете «Спартак», к примеру, участвует живая тигрица. А балерины Михайловского фотографируются с хоккеистами клуба «СКА». Собственно, гигантский баннер с этими любопытными кадрами и огромным словом «СКА» теперь закрывает все здание, поэтому не все приезжие гости фестиваля, наверное, поняли какое оно важное и историческое. Кехман хотел там сделать собственный концертный зал и затмить Мариинку, но, говорят, старый универмаг оказался безнадежным не только для торговли, но и для построения правильной акустики, поэтому на него вовсе махнули рукой. Если бы мне три года назад сказали, что во дворе «Фрунзенского» будет выступать группа Hot Chip, я бы не поверила никогда.

Yota — это, ясное дело, совсем другая компания: у них не фрукты, а новые технологии, не тигры, а визуальные артисты. Но почему-то вместе очень здорово сложилось: кехмановская коробочка и вся эта электронная начинка. Вероятно, такие здания, как «Фрунзенский», есть в каждом городе — заброшенные кинотеатры, старые дома культуры, разорившиеся магазины с историей и все такое прочее. Не в каждом из них можно соорудить творческий кластер, но зато при удачном стечении обстоятельств там можно сделать музыкальный фестиваль будущего.

Во-первых, необязательно озадачиваться количеством гардеробов, туалетов и компетентностью ассистентов («в буклете написано, на каком этаже инсталляция Ино, а я уже не помню»), если вы придумаете грандиозное архитектурное решение пространства — Yota Space служит прекрасным примером. Во-вторых, лучше уж и правда бродить по темным лабиринтам и тыкаться в экраны, которые хоть как-то реагируют на человеческую возню. Экранам можно подмигивать (и тогда твой портрет расплывается золотой пыльцой на черном фоне, как в «Хрониках Нарнии»), махать руками (и тогда проекцию заливает разноцветными струйками), можно стоять рядом и хватать воздух пальчиками (тогда звучат какие-то благозвучные адажио). А объединению скандинавских электронщиков Masters of Skweeе сколько ни подмигивай — благообразнее их резкая и своеобразная музыка не становится. В-третьих, музыкальные фестивали будущего — это все-таки не вечеринка в «Солянке», и они должны хоть чем-то отличаться друг от друга. И в этом смысле уж лучше Masters of Skweeе, чем диско-танцпол со штатными диско-звездами, уж лучше одна, но правда новая и великая группа вроде Hot Chip, чем несколько ансамблей калибра Nouvelle Vague. Если следовать хотя бы этим правилам, то мы заживем веселее не только летом, но и зимой, когда в Москве и Петербурге не происходит вообще ничего стоящего. А пока в эти дни нам предлагают сходить только на «Ленинград» и «Мумий Тролль».

Ошибка в тексте
Отправить