перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Архив

Лабиринт Фавна

Мистическая группа iamamiwhoami сегодня ночью провела трансляцию собственного «концерта» в интернете. Который никаких знаний об этом ансамбле не добавил — кроме того, что, кажется, ничего более интересного и удивительного в современной поп-музыке не существует.

Поет в iamamiwhoami действительно Джонна Ли — но это уже неважно

 

 

Как обещала, не обманывая, вчера в 2 часа ночи по московскому времени тщательно законспирированная шведская (точно уже шведская, они и играть начали в тамошнюю полночь) группа iamamiwhoami начала транслировать на специально предназначенном для этого сайте свой концерт. Точнее, «концерт», как стало быстро понятно: полуторачасовой фильм-клип-инсталляцию с сюжетом, монстрами, песнями, танцами и погребальной процессией. Я, признаться, думал просто зайти глянуть, как оно там, перед сном — но не тут-то было: включив, оторваться уже не смог. Сначала какие-то люди в полной тишине десять минут ехали куда-то на машине (впору уже было подумать, что это какая-то разводка). Потом девушка — и это, да, абсолютно точно уже Джонна Ли, — начала петь акапелла. Потом машина приехала в лес, и музыка включилась на полную катушку. Потом девушка танцевала и пела на опушке вместе с непонятным мужчиной в ушанке. Прогуливалась под смех какой-то нечисти вдоль изгороди. Потом в поле включились какие-то светящиеся муравейники. Потом она побежала в лес, превратилась в дерево, пела с ветвей. Потом мужчину в ушанке упаковали в картонный ящик, который заклеили скотчем и куда-то понесли. Потом... Впрочем, наверное, не очень хорошо выкладывать прямо-таки весь сюжет — тем более что я наверняка спросонья забыл кучу важных подробностей, тем более что все равно в пересказе это звучит совершенно по-дурацки. Заканчивается вот такой сценой: девушка в маске сидит в чистом поле за столом с людьми в других масках, они чокаются и говорят «бе» и «му». Выглядело это все абсолютно грандиозно: как, не знаю, если бы Триер и Гильермо дель Торо произвели на свет совместную инсталляцию. Проработав шесть часов, сайт канул в небытие; хотелось бы верить, что нашлись умельцы, которые записали фильм целиком, но пока мне удалось найти только два ролика. Первый — это новая песня iamamiwhoami (уже известные исполнялись тоже) под слайд-шоу из скриншотов; вторая — одна сцена из видео: звук плохой, картинка тоже так себе, но хоть что-то примерно вроде бы становится понятно.

 

 

 

С утра, проспавшись, уже, конечно, не так хочется кричать о революции, как вчера ночью, — но немножко хочется все равно. Потому что — ну да, в плане видео нечто ровно такого же плана было совсем недавно у Канье Уэста; хотя при всем своем обожании к Канье я должен признать, что iamamiwhoami круче раз в двадцать. И — ну да, это не первый концерт, который транслируется через интернет (см. хотя бы Radiohead); хотя вчера, конечно, смешно было дискутировать по ходу дела в фейсбуке, живой ли звук (я все-таки уверен, что почти целиком неживой), и понимать, что ровно тем же самым люди на настоящих концертах занимаются. Но все равно — есть ощущение, что такого еще не было. Потому что фильм этот совершенно фантастически сделан; это нечто среднее между кино (причем по всем правилам кино — с сюжетом, героями и прочим), видеоинсталляцией и визионерским экологическим экспериментом; понятие клипа тут разрастается до каких-то совсем уж нечаянных масштабов — и красота неописуемая. Потому что смотреть это было — ну как, не знаю, футбольный матч смотреть или гонку: понятно, что скорее рано, чем поздно, появится полноценная запись, но почему-то было чувство невероятного азарта, ощущение присутствия — действительно, именно что как на концерте. Один из многих ярких афоризмов Олега Нестерова гласит, что концерт будущего — это когда зритель может видеть пот на лице артиста (а все остальное — большой рингтон). Как мне показалось, произошедшее вчера несколько скорректировало эту формулу: другой вариант концерта будущего — это когда артиста и нет вовсе.

 

«Концерт будущего — это когда артиста как бы и нет вовсе»

 

Ну и музыка, да. Она не существует пока отдельно от картинки, но кажется, что музыка тоже очень крутая и важная. Это, кажется, вообще нечто среднее между Hurts и группой «Кассиопея»: также отточено, выверенно и фирменно в плане имиджа и имэджа, как у первых; почти также странно, парадоксально и многомерно, как у вторых. То есть это, по идее, вполне конвенциональный модный электропоп — но какой-то призрачный, дремучий, одержимый. И что еще важно — очень внимательно работающий с собственной почвой. Я прошу прощения, но ведь правда так; это такой стиг-ларссоновский/стивен-кинговский поп; iamamiwhoami очень активно и очень специфично используют всякую скандинавскую (по духу, по крайней мере) мифологичность — люди с песьими головами, лесные духи, огненное погребение, ночь в чаще, горящий муравейник. iamamiwhoami — это такое мультимедийное искусство, оперирующее на уровне архетипов и мифологем; и что все это значит и значит ли что-нибудь, я сказать затрудняюсь, — но, как говорится, во-первых, это красиво.

Теперь, конечно, совсем уж невмоготу узнать, что дальше. Но дело в том, что эти ребята — явно не группа Hurts. То есть если сначала казалось, что вся история с iamamiwhoami абсолютно укладывается в тег «вопросы сетевого маркетинга» — просто вопросы эти довольно решены, то теперь есть подозрение, что, может быть, они к этому тегу вообще никакого отношения не имеют. Во всяком случае, я бы не удивился, если бы на вчерашнем фильме все и закончилось — тело будет предано земле, а старший мичман будет петь; покойся с миром. Но, черт, как же хочется, чтобы iamamiwhoami продолжались. Пусть мы даже так и не узнаем, кто это. Пусть без лиц, пусть без имен. Главное — пусть говорят и показывают.

UPD. Кто-то записал видео целиком и прислал в редакцию LookAtMe. Мы тоже спешим поделиться.

Lookatme Video Player (update Adobe flash player)

Ошибка в тексте
Отправить