перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Архив

Премьера нового альбома «4 позиций Бруно» «Откровенное Ванное»

В день десятилетия со дня создания самой самобытной и удивительной российской электронной группы — екатеринбуржцев «4 позиции Бруно» — «Афиша» представляет премьеру их нового альбома, который сами участники ансамбля считают лучшим в своей дискографии. Они же рассказывают в интервью «Афише» о женских страхах, всегдашней жути и отношениях с героями песен группы «Птицу емъ».

«4 позиции Бруно» слева направо: Николай Бабак, Антон Клевцов, Александр Ситников. Бабак и Ситников также являются основными участниками хип-хоп-группы «Птицу емъ»

— Насколько я понял, «Откровенное Ванное» — это альбом с сюжетом, со сценарием заранее прописанным. Треклист оформлен как раскадровка практически. Расскажете, что имеется в виду?

АЛЕКСАНДР СИТНИКОВ: Ну как… Мы просто однажды в газете одной наткнулись на фотографию. Знаешь, бывают такие газеты — «Совершенно секретно», «Скандалы недели». И в одной такой в конце была страничка, куда читатели фото своих жен эротические отправляют. Ну или сами читательницы. И там была фотка, на которой девушка сидела в ванне вполоборота, смотрела в камеру, а на лице — реально страх такой. Как будто в нее дротиком целятся в это время или еще что-то. А мы как раз ехали в поезде — ну и раздули из этого целую историю, прямо сценарий такой про нее. И на его основе записали альбом. Но мы решили, что подробности сценария рассказывать не будем.

АНТОН КЛЕВЦОВ: Это все сужает.

СИТНИКОВ: Ну да. И это очень легко неправильно понять. То есть мы даже думали буклет приложить с текстом, записали одну девочку, чтобы она пару-тройку фраз сказала, но потом решили, что не надо это. Мы в «Очень вкусном человеке» так сделали — чтобы было понятно, о чем каждый трек. Но реакция была такая — мол, ого, бабка, бабка… То есть слушали, не что она говорит, а просто что это бабка. Так что мы решили тут не раскрывать. Но надо все-таки отметить, что это сутки из жизни девушки. И такой девушки…

КЛЕВЦОВ: Близкой к нам. (Смеется.)

СИТНИКОВ: Сложной девушки со сложными тяжелыми увлечениями.

— Вы правда считаете, что это ваш лучший альбом? Почему?

КЛЕВЦОВ: Из сюжетных дисков, то есть если брать еще «Вкусного» и «Многоножек и сердцеедок», — точно. Он более целостный.

СИТНИКОВ: Да и вообще он самый. Первый, который совсем такой… Сюжетный и цельный и масштабный. Как произведение литературное или кино. Мы потому и отказались от слов, что музыки более чем достаточно. Она за все в ответе.

— И слушать альбом надо от начала до конца?

КЛЕВЦОВ: Да. Потому что любой фрагмент будет жестко вырван из контекста. То есть если, скажем, пятый трек сам по себе звучит расслабленно…

СИТНИКОВ: Даже если не знать про девушку, когда ты прослушаешь четыре предыдущих трека, он будет восприниматься не так. А если отдельно — ну это… Какая-то просто электронная музыка. А вот когда ты погрузился — ну знаешь, как бывает: слушаешь какой-нибудь нойзовый альбом, и там какая-то мелодия всплывает вдруг, и ты думаешь — ого, какой крутой трек! Хотя по сравнению с другими мелодиями других групп она не самая лучшая.

КЛЕВЦОВ: Смысл альбома вообще не в том, чтобы какой-то конкретный трек подать. Смысл в этом нашем рисунке, картинке.

СИТНИКОВ: Это как с картиной — если ты смотришь на какое-нибудь масштабное полотно, нельзя о нем судить по одному фрагменту.

 

Премьера: «4 позиции Бруно» — «Откровенное Ванное»

 

4 позиции Бруно «Откровенное Ванное»

Скачать альбом (архив, 155 мб)

 

— Мне показалось, что и с точки зрения музыки на «Откровенном Ванном» много чего-то, чего у вас раньше не было. Ну то есть там куча музыки вообще без бита, например.

СИТНИКОВ: Ну вообще, мы в свое время много делали без бита-то. И периодически увлекались таким звуком. Просто здесь его больше.

КЛЕВЦОВ: Да просто у самой героини состояние безбитовое. И сюжет более размытый и плавный.

СИТНИКОВ: Тут нет четкой структуры. Нет времени как такового. Бит — это все равно время, тиканье как бы. А тут… Она может просидеть два часа в ступоре каком-то. Поэтому некоторые треки охватывают шесть часов, а некоторые — шесть минут, как и длятся. Все, как у нее. То есть если брать совсем уж технические подробности — когда она идет, есть бит, и так далее. Но про это не нужно рассказывать, я же говорю. Пусть все будет полунамеками, как через мутное стекло.

— Ну я для себя все происходящее интерпретировал так — что у этой девушки внутри почему-то чудовищная пустота и страх. И она пытается ее разными способами изжить — куда-то идет, что-то принимает. Но в конечном счете эта пустота ее все равно поглощает.

КЛЕВЦОВ: Ну да, это очень близко. Но у нас тут и у самих мнения немного расходятся. По-моему, эта пустота не всегда пугающая. Она еще и кайф ловит от этой пустоты.

СИТНИКОВ: Мы еще и потому решили весь этот сценарий не выносить — мы сами для себя немного по-разному на это смотрим.

— Про «Многоножек и Сердцеедок» вы говорили, что это альбом об отношениях женщины со своим плодом, тут тоже запись про девушку. Почему? В женщине больше этого страха, этой пустоты, которые вас интересуют?

КЛЕВЦОВ: Ну женский потенциал интереснее мужского. Да и в нас самих мужского хватает. А здесь что-то новое. Мужское… Тут надо сначала со своими тараканами разобраться, прежде чем внедряться в чужие мысли и лица.

СИТНИКОВ: Но у нас есть мужское. Во «Вкусном» что-то есть. «Ты и двое молодых» — мужская музыка. В «Птицу емъ» много мужской музыки.

КЛЕВЦОВ: Да, интереснее мужскую энергию расследовать в «Птице». С нижней энергией охота так работать. (Смеется.)

СИТНИКОВ: А с женщинами — мы же не можем точно знать, что и как. Поэтому тут половина всего на догадках строится, на чьих-то ответах на вопросы, не всегда правдивых причем. Есть в этом что-то паранормальное, мистическое, как во всем не до конца понятном.

 

— Вот вы разделяете альбомы на сюжетные и несюжетные. А сюжетные — они для вас более значимые? Или это просто два типа?

СИТНИКОВ: Просто два типа. На сюжетные много времени уходит. Этот мы придумали полтора года назад, и он долго вызревал — сначала на словесном уровне, потом бумажном. Такой не может родиться из музыкальной субстанции. Это как будто просто другая деятельность.

КЛЕВЦОВ: Обычные альбомы в основном сделаны на материале, который мы играем. Мы сидим в студии, делаем, делаем, и потом уже как-то эти тонны материала берем и подбираем, монтируем. Тут другой подход к музыке. Сюжетные альбомы мы живьем играть и не пробуем даже. Сделали — и закрыли. Я не представляю себе, как это играть, да и непонятно, зачем.

— Если смотреть на весь корпус музыки «4 позиций Бруно», возникает довольно жуткое ощущение такое реальности, переполненной всякой жутью. Эта реальность — она придуманная? Или вы в этом и живете?

КЛЕВЦОВ: Это реальная жизнь, но мы не находимся в ней постоянно. Это логично, по-моему. Если бы находились — уже в обоях бы растворились. (Смеется.)

СИТНИКОВ: Знаешь, как бывает — смотришь ночью в окошко на небо, видишь что-то… (Корчит гримасу.) И это уже оно.

КЛЕВЦОВ: Вот есть телохранитель, допустим, он сидит ест пельмени, но всегда думает о том, как ему защитить своего хозяина. Точно так же полицейский, военный, пожарный. Они все время на стреме. Вот и мы так же. Мы не постоянно в этом состоянии, но оно всегда где-то на подкорке. Я бы не сказал, что мы какую-то странную жизнь специально ведем. Просто получается так, что это на языке и на слуху. И это не зависит от географии, ни от чего такого не зависит.

— Но почему именно эти состояния становятся поводом для музыки?

СИТНИКОВ: Да как-то с детства так пошло.

КЛЕВЦОВ: Мы задачу так себе не ставили. Мы начали делать музыку — и те треки, которые были без этого, отсеивались из-за своей пустоты и никчемности. А те, в которых это было, начали собираться в кучу и как-то формироваться.

СИТНИКОВ: И мы решили, что так и надо. Потому что это слушаешь — и арррррррр!

КЛЕВЦОВ: Интересно, когда в музыке есть что-то, о чем даже говорить не надо. А иначе делать сейчас уже неинтересно, да и не получится. Какую-нибудь басс-музыку нам играть — зачем?

 

Первым «сюжетным» альбомом «4 позиций Бруно» был диск «Очень вкусный человек». На одну из песен оттуда был даже сделан первый и, кажется, последний в истории группы клип

 

 

— Да, «4 позиции Бруно» очень производят впечатление группы, которая вообще не зависит от того, что в окружающей музыке происходит. Вы это действительно так отделяете друг от друга — то, что слушаете, и то, что играете?

СИТНИКОВ: Конечно. Вот все бы так жили и творили — было бы интересно.

НИКОЛАЙ БАБАК: Может, и не так интересно. (Смеется.)

СИТНИКОВ: Но мы музыку-то слушаем, чего. Коля вот диджей, он ее еще и играет. Мы с его подачи переслушивали на днях гору винила какого-то странного.

БАБАК: Ну просто такого, какой обычно не слушаем. Фэтбой Слим всякий, какой-то непонятный старый хаус, новые нинджатюновские штуки, транс всякий поганый… (Смеется.)

КЛЕВЦОВ: Да что попадается, то и слушаем для развлечения. Саша вон вообще аудиокниги.

СИТНИКОВ: Но я не слушаю книги, которые до этого не читал. Мне кажется, это стремно. А слушаю… Ну Достоевского. Приставкина вот недавно слушал. Всякую мрачнятину, в общем. А если о музыке говорить — ну вот «Last American Hero» Джеймса Ферраро понравился недавно. Oh No последний очень крутой. Эверласт, Эзоп Рок.

— Раз уж зашла речь про хип-хоп — я хотел вас еще про «Птицу емъ» спросить. Второй альбом даже сильнее прозвучал, чем первый, — в нашем голосовании победил, «Степного волка» вам за него дали. Вас не обламывает вообще, что многие люди, которые приходят на ваши концерты, слушают только «Птицу емъ», а с «4 позиций Бруно» уходят?

СИТНИКОВ: Так это всегда так было. «Позиции» — это совсем другое. То, что и там, и там одни и те же люди, ничего не значит. Мы сами-то не ходим на концерты, чего требовать от людей, которые слушают нашу музыку?

БАБАК: Не ходим на концерты и никому не желаем!

СИТНИКОВ: Последний раз были на Трики, обломались и ушли с середины.

 

 

«Мы сами-то не ходим на концерты, чего требовать от людей, которые слушают нашу музыку?»

 

 

— «Давай забудем о морали» для вас самих — более серьезный альбом, чем первый?

СИТНИКОВ: Конечно. Мы его гораздо больше задумывали. Какие-то треки писались уже под идею, причем три четверти песен написались за январь-февраль — хотя обычно мы черепашьими шагами тексты сочиняем. Вообще, он настолько круче первого! Мы даже специально первый потом переслушали — и настолько это стремно! И интонации, и тексты некоторые, и шутки… А в этом пока все устраивает.

— Эти герои, о которых вы поете, — какие у вас с ним отношения? Кажется, что вы их любите, несмотря на всю их ущербность.

СИТНИКОВ: Ну а как? Это же персонажи.

КЛЕВЦОВ: Их то любишь, то ненавидишь.

СИТНИКОВ: Да нельзя таких героев любить! Но понятно, что мы сживаемся с ними… Не знаю, это все слова пустые. Конечно, мы досконально продумываем героев — вплоть до того, как кто смотрит на жену свою или что-то такое. Но сказать, что мы их любим…

БАБАК: Это неправда.

СИТНИКОВ: Это вообще всегда позерство какое-то — «я люблю своего персонажа»!

КЛЕВЦОВ: Да обычно эти персонажи обсираются до такой степени! Вплоть до того, кто какую жевательную резинку жует и как ходит. Но это все без ненависти.

СИТНИКОВ: Как мы людей обсуждаем, так и здесь получается. Они как объекты наблюдения.

— Ну а почему эти персонажи все-таки такие?

СИТНИКОВ: Ну а какие они?! В каждом человеке есть что-то подобное. Просто это местами доведено до такого уровня, что бросается в глаза. А с другой стороны — не зря же все это от первого лица. Снаружи ты их не увидишь. Ну, кроме одного там… (Общий смех.) Если бы это не было сказано, ты бы их и не заметил никогда. Это обычные люди, как мы с тобой.

 

 

Песня о том самом единственном герое второго альбома «Птицу емъ», которого легко увидеть

 

 

 

КЛЕВЦОВ: Никто же не знает своих соседей.

СИТНИКОВ: Да и друг друга особо никто не знает. У каждого есть свои секретики. Никакого же там криминала, никакого особого ужаса нет.

КЛЕВЦОВ: Эти персонажи куда менее надуманы, чем герои всех других рэп-исполнителей.

— Но для вас все-таки важно давать голос персонажам, которые никогда не появляются в музыке и уж тем более в хип-хопе?

СИТНИКОВ: Ну важно разве потому, что этого никто больше не делал. Но это уже такое тщеславие — всегда приятно что-то сделать первыми. Я вот не понимаю противоположную точку зрения. Зачем, блин, копировать всех на свете?! Я не понимаю, как можно считать за комплимент фразы вроде — «у нас есть свой русский МФ Дум» или там «у нас есть свой русский Афекс Твин»?

БАБАК: Или «у нас есть свой двухголовый конь»…

СИТНИКОВ: Зачем это? Как это может порадовать тебя?!

 

 

«Я не понимаю, как можно считать за комплимент фразы вроде — «у нас есть свой русский МФ Дум» или там «у нас есть свой русский Афекс Твин»?

 

 

— Мне вот всегда казалось, что за вас уже должны были схватиться какие-то международные лейблы, на такой музыке специализирующиеся. Ну «4 позиции Бруно» же кто угодно слушать может.

СИТНИКОВ: Да что-то нет, блин, никто не обращается!

КЛЕВЦОВ: Но мы тут как-то обсуждали между собой, что «Бруно» и «Птицу» никто, кроме русского человека, слушать не сможет.

СИТНИКОВ: Но к единому мнению не пришли.

КЛЕВЦОВ: Не знаю, из того же интро в «Шестой позиции» уже складывается точка зрения на весь альбом. И мне лично неохота, чтобы его разбирали с точки зрения саунда. Там же важнее настроение.

БАБАК: То есть если кто-то обратится — ты против?

КЛЕВЦОВ: Да не! Я всегда за.

— Слушайте, а вы вот вообще за окружающей повесткой дня следите? Мне просто последнее время кажется, что я живу в мире музыки «4 позиций Бруно». Какая-то жуть и ненависть кругом. Или вас это все не касается?

СИТНИКОВ: Мы стараемся даже между собой это не обсуждать.

КЛЕВЦОВ: Да просто повылазили отовсюду негативные люди с помощью новых технологий. Теперь у каждого есть возможность что-то запостить. Не стоит на это реагировать, да и мы абсолютно от этого абстрагированы. Интернет-приколы как-то не обсуждаем, а в реальной жизни мы с этим не сталкиваемся. Что водители хамят, например, — это всегда было и теперь бывает. А вот то, о чем ты говоришь, — это далеко, мы этого не видим.

СИТНИКОВ: Если бы у нас была возможность и желание что-то сделать, что-то изменить, стоило бы говорить об этом. А раз этого нет — то какой смысл судачить? Тем более что и так есть кому поговорить, кроме нас.

Ошибка в тексте
Отправить