перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Критическая масса

Главный дизайнер Levi's о том, как меняются классические джинсы

Вещи

Джинсы Levi's — как нефть Urals: полезное ископаемое, без которого нельзя представить современный мир. Накануне выхода новой коллекции главный дизайнер марки Джонатан Ченг рассказал, что происходит сейчас с джинсовой индустрией.

О первой паре Levi's и моде на историю 

Нашим базовым вдохновением остаются первые Levi’s 501 из 1890-х. Эта пара — мать всей джинсовой индустрии, не только Levi’s. Их носят все — от нищих и домохозяек до президентов и поп-звезд. Уникальность этого продукта в его общедоступности. Из-за перепроизводства идей и вещей большая часть современной моды сфокусирована на истории — люди хотят вместе с парой джинсов приобретать что-то аутентичное. История, которая стоит за марками одежды, обеспечивает эмоциональную связь покупателя с его вещью. 

У нас есть линейка Levi's Vintage Clothing. Под этим брендом мы выпускаем вещи из наших архивов: например, в этом году коллекция LVC называется Ball-o-rama — мы делаем массу переизданий предметов из 1950-х на тему боулинга. Это послевоенное время, когда тинейджеры постепенно начали доминировать в массовой культуре, и автоматические кегельбаны стали одним из мест, где проводила время американская молодежь. Большинство моделей покажутся вам непривычными, и по ним видно, как менялись представления о стиле в XX веке. Плечи у курток были более кургузыми, рубашки — квадратные. А самые первые 501-е из 1890-х — их LVC издает каждый год — и вовсе выглядят так, будто сделаны для гигантов. Но тут причина в другом: изначально Levi’s 501 были спецодеждой для золотоискателей; их нужно было надевать поверх брюк. Поэтому все 501-е унаследовали этот в целом мешковатый вид. За 100 лет джинсы становились все уже и уже, пережив две ключевые трансформации: в начале XX века их стали носить без дополнительных штанов, а после пятидесятых они из рабочей одежды превратились в повседневную. 

3 главные тенденции в современной деним-индустрии, по версии Джонатана Ченга

01

Женские джинсы «как у бойфренда»

Фасон boyfriend jeans — часть глобальной смены приоритетов в моде: дорогое-дешевое, шикарное-повседневное, уникальное-повсеместное и свое-чужое. В случае с джинсами бойфренда, которые девушка надевает, как будто бы она провела ночь не дома, — тут большую роль сыграл стиль Алексы Чанг. Она фанатка мужских винтажных джинсов и часто позировала в них во время музыкальных фестивалей.

02

Желание подвернуть все

Это пришло из Японии, где люди ниже ростом, чем европейцы и американцы, и вместе с тамошним уважением к вещам, естественно, что в этой стране все стали подворачивать концы джинсов, вместо того чтобы их подшивать. Также надо учесть недавний тренд на веселые носки — всем хочется продемонстрировать свои яркие лодыжки. Плюс играет роль мода на дорогие джинсы и на селвидж-деним — подворачивая штанину, вы демонстрируете красный оверлок, которым обычно простеганы более дорогие модели.

03

Нормкор и стиль «Стив Джобс»

Меня самого в офисе прошлым летом дразнили нормкорщиком, и опять-таки мы имеем дело с переворачиванием координат выское-низкое. Это реакция на обилие дизайна в масс-маркете, на застилизованность одежды, когда тебе навязывают идею, что ты обязан выглядеть модно. Однако мода — юркий зверек, и стоит вам сделать какое-то яркое высказывание, направленное против индустрии, оно тут же будет ею впитано и превращено в новый модный продукт.

Как японцы повлияли на джинсовую моду

Изначально японцам было непросто купить новые Levi’s, плюс в этой культуре больше ценятся старые или несовершенные вещи, чем новые, и именно в Японии возникла мода на выстиранные или заношенные джинсы. Там существует огромное количество коллекционеров денима, которые собирают брюки по годам — и определенные модели. В 80-е, когда в мире пошла волна популярности американы — музыки, фильмов и моды США 1950–1960-х, — их стало еще больше. 

Влияние японцев на современный деним вообще трудно переоценить: они стараются вгрызться в самую сердцевину любого западного феномена, их любовь и страсть к американским джинсам гораздо больше, чем у самих американцев. Их интересует не только стиль, но также технология — процесс производства хлопковой ткани и окрашивания в цвет индиго. Архив Levi’s в Сан-Франциско по большей части состоит из экземпляров, которые удалось сохранить благодаря японским коллекционерам. Из этого досконального изучения западного продукта родилась оригинальная японская джинсовая культура, где в качестве иконы почитается ткань селвидж — можно сказать, хардкор в мире денима.

Зачем нужен дизайнер, если вы выпускаете классику 

Несмотря на то что ключевая идея Levi’s строится вокруг вечной ценности — паре брюк из синего денима, креативный процесс у нас построен так же, как и в других компаниях. Сначала дизайнеры ходят по магазинам, смотрят на людей, изучают инстаграмы, журналы и блоги — мы собираем идеи. Потом они определенным образом сортируются — по географическому принципу, цветам, силуэтам — из этого вырастают определенные темы. Например, тема кастомизации — массовое поветрие украшать джинсы нашивками, расписывать, надрывать или вытирать специально, — это мы подсмотрели у людей и прикладывали в прошлом году к покупкам наборы для кастомизации. 

Из собранных тем рождается концепция для всей коллекции, и на ее основе отшиваются прототипы. Большинство их делается вручную в нашей лаборатории, которая называется Eureka. Там есть лазеры для резки ткани, машинки для выстирывания денима, ну и кабинеты для тестов. Критериями, которые помогают нам определиться, будем мы запускать прототипы в производство или нет, служат, во-первых, красота и комфорт, во-вторых, износостойкость, в-третьих, экологичность — мы стараемся сократить использование химикатов и энергии на фабриках.

Ролик, демонстрирующий, как в лаборатории Levi's тестируют джинсы с помощью воды, крутят в барабанах вместе с камнями и подвергают прочим пыткам

Иногда мы придумываем такие штуки, которые люди из производства отказываются запускать, потому что получается слишком дорого или технологически это сложно сделать. Производственный цикл занимает примерно полтора года: год уходит на выработку и тестирования — и еще полгода занимает время от презентации коллекции до попадания в магазины. Это стандарт в масс-маркете.

Я не сторонник пустого креатива, когда арт-директор марки, сидя у себя в офисе, играет с абстрактными формами, а потом отрывается от монитора и говорит всем: «Нашел! Именно это мы будем продвигать на рынке». Ключевая идея дизайна в нашем случае заключается в наблюдении за поведением человека — это естественный метод эволюции ключевой модели.

Что Levi's сделали в этом году

Ключевая модель коллекции 2015 года называется 501CT, где две буквы расшифровываются как customized & tapered — «специальные и скошенные». Мы немного заострили линию бедра, сделали штанину более узкой. А мужские CT основаны на 501-х из конца 80-х, поэтому у них более высокая талия; чем-то это может напомнить популярный тогда силуэт «морковка». 

Оказывается, довольно много покупателей Levi’s относили свои штаны к портному, чтобы заузить брючины. Это вторая по популярности услуга в ателье при магазинах Levi’s после просьбы укоротить джинсы. Так что мы просто сделали это за покупателей. При этом 501CT по-прежнему выглядят достаточно свободно, в духе boyfriend jeans.

Помимо джинсовых рубашек, курток и шортов — вечной классики — остальные предметы из коллекции «Весна-лето — 2015» вдохновлены Калифорнией. Ранней весной в Сан-Франциско погода переменчивая — может быть и солнце, и туман в один час. Нужно таскать с собой ветровку на случай дождя или какую-то сменку, если станет жарко.

О Москве и кризисе

Я был в Москве год назад, и меня поразило количество магазинов. Похоже, что для вас шопинг — это вид общественного досуга. Ну понятно: в России холодно, и полгода приходится проводить время в торговых центрах. Я был у вас в таких моллах, которые больше похожи на шапито или какие-то парки развлечений, с катками и чуть ли не колесом обозрения. А еще мне понравился ваш магазин Fott — он мог бы украсить собой любой город от Токио до Нью-Йорка. Мне кажется, даже кризис не способен отучать русских от их покупательских привычек — холод сильнее. 

Ошибка в тексте
Отправить