перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Кто кормит Москву

Андрей Talerka Азаров: как научиться готовить и заставить всех себя ненавидеть

Еда

Дизайнер, блогер и один из видных гастрономических троллей Андрей Азаров, более известный как Talerka, выпустил книгу «Как научиться готовить». «Городу» он рассказал о проблемах имперского сознания и о том, в чем разница между кухней Великой Литвы и постордынской Московии.

  • Андрей, скажите, зачем вы вдруг решили пойти в книгоиздание? У вас же есть приложение, продающееся в App Store, — как оно поживает, кстати? 
  • Спасибо, хорошо. Приносит мне $200–300 в месяц, если вы об этом. А книгу не я придумал. Это издательство «Манн, Иванов и Фербер» мне предложило. Они выпускали книжки для бизнесменов, умные  такие, — и вдруг решили, а почему бы не сделать кулинарную, тоже ведь деньги. И стали искать лучших в этой отрасли — я их неожиданно в качестве автора устроил. Мы стали думать, чего нового можно внедрить, чтобы продукт продавался. И придумали, что рецепты должны быть распределены по сезонам, тут логично появилось число 365 — по рецепту на каждый день года. Кроме того, на каждой странице мы разместили QR-код — снимаете и сразу же переезжаете на страницу этого рецепта на сайте talerka.ru, где есть видео. Если что-то непонятно в тексте рецепта, то видео это разъясняет. 

  • Постойте, вы мне ее как бы продаете уже. Я понимаю, вот книга, бумага, обложка, все дела, но вопрос в другом: зачем вы сделали, по сути, шаг назад, если сначала последовательно выстраивали карьеру в цифровом мире?

  • По большому счету эта книга — маркетинговый ход. У меня есть сайт и приложение, их эта книга пиарит. С другой стороны, мне как дизайнеру было интересно сделать какой-то шаг вперед. Ведь с точки зрения дизайна кулинарные книги — сильно недоработанный предмет, беда просто. Вы стоите на кухне, смотрите в нее, и она вдруг захлопнулась. И у вас в руках курица. Что делать?

    • Купить пюпитр, например.

    • Да, но вообще планшет явно лучше для этой практики. Фактически это первое издание рецептов, использующее такие технологии: не просто бумага, а бумага плюс что-то еще. Я делал книгу как дизайнер в первую очередь, чтобы она работала. Смотрите, здесь все картинки зарезаны на треть высоты не просто так, а чтобы осталось больше места на сам рецепт. Обычно же ставят ослепительную фотографию, заливают текст — и начинают его сокращать. А в случае, например, с такой большой и сложной вещью, как плов, это вредит страшно. Первый вариант обложки был сделан издательством: сбоку солнышко, сверху солнышко, как дети рисуют, тарелочка и название из пяти слов. Невменяемая совершенно. В общем, обложку в итоге тоже сделал я. 

На ozon.ru книга Азарова <a href="https://www.ozon.ru/context/detail/id/25630517/" target="_blank">стоит</a> 1017 р.

На ozon.ru книга Азарова стоит 1017 р.


  • Сейчас уже понятно, какие перспективы?

    • Вообще, я в книги не очень верю, и мне не очень понятно, как это работает. Тираж развезли по магазинам, в Беларусь и Украину вроде как отгрузили, через полгода посчитаем. Но вообще издательство довольно, я им обхожусь дешево — фотографии-то мои. Хотя много пришлось переснимать, почти полгода это заняло — хорошо, я безработный. Заодно и видео переснял кое-какое.
      • Извините, но напрашивается вопрос: на какие средства вы существуете?
      • Ну, я же не всегда был безработным. Последнее место, где мне платили зарплату, — агентство Leo Burnett. Креативный директор по интерактивным проектам, 195 000 р. в месяц. Целый год делал визуал для пива, хлопьев, сайты для детского корма всякого — и однажды подумал: ну вот пройдет год, пять, хорошо, куплю себе, не знаю, машину, а дальше? Тем более что времени на кухню и съемки, на то, чем я на самом деле люблю заниматься, не было вообще. Ну и я понял, что Бог таким образом дает шанс сделать что-то самому, — и ввалил эти деньги в приложение. Я вообще всего добиваюсь сам. Например, мы учились с Юлей Высоцкой в одном институте, я на художника, а она на актрису — только она вошла в такой вот социальный лифт, а я нет.
        • Обидно?

        • Нет, что вы. Я вообще не медийный же человек, не гордый и не завистливый. Сначала писал картины, потом делал инсталляции какие-то, потом в 1995 году узнал, что такое компьютер, и в этот момент мозг повернулся совершенно — вот оно, мое! С тех пор обращаюсь к миру исключительно через монитор. Даже когда приехал в Москву из Минска в 2003 году, первое, что сделал, — включил телевизор. Просто сидел в гостинице при посольстве Беларуси и смотрел новости.




  • С какой целью?

  • В Беларуси телесигнал исчезал в 10 часов вечера — наверное, мужик специальный выключал рубильник или кнопку нажимал, прямо посреди фильма. А в основном там на телике сидели такие бывшие кагэбэшники и читали типа аналитику — про послов … [идиотов], про купленную Западом … оппозицию. Мне нравилось, что в Москве каналов много и что они освещают любое событие с разных точек зрения. Правда, за последний год я ни разу телевизор не включал ни в Минске, ни в Москве, так что понятия не имею, как там дела. В смысле, в телевизоре.

    • Хорошо, в книги вы не верите. Но какие-то перспективы у этого рынка есть? И если нет, то почему тогда кулинарные книги продолжают выпускать?
  • Прикроется все это дело нескоро — хотя бы потому, что надо же людям дарить подарки. А кроме того, надо кормить штат издательства. Если говорить про Высоцкую, я уверен, что она не все книжки пишет физически сама, с ней работает определенное количество людей, и это число со временем нарастает. Прекратить этот рост, наверное, больно. Инерция не дает остановиться. Еще надо учитывать, что вся поляна кулинарных книг уже давно поделена между людьми в большей или меньшей степени медийными. Высоцкая, Белоника, Сталик Ханкишиев, Елена Чекалова, Сюткины, Влад Пискунов — все они так или иначе мелькают в журналах или в телевизоре, и эта их медийность также как-то сказывается на процессе. Ты делаешь программу, по ее мотивам выпускаешь книгу, затем книгу эту надо раскручивать, и ты начинаешь взаимодействовать с журналами, ну или в другой последовательности — сначала журнал, потом телевизор. Но факт в том, что это крутится и крутится, независимо от качества. Хотя я думаю, что ближайшая книга Высоцкой точно выйдет с QR-кодом.

    Все ролики Андрея Азарова оформлены лироэпической музыкой

          • Хорошо, все они медийные, а вы независимый и напечатали QR-коды. А по существу — какая разница? Чем отличаются ваши рецепты?

          • Еще раз скажу: я делал эту книгу как дизайнер. У меня не было мысли присвоить авторство рецептов или застолбить за собой какую-то кухню, как Сталик тот же застолбил кухню Средней Азии. Все рецепты в ней — совершенно домашние и народные, довольно простые и понятные абсолютно каждому. Если я, никакой не повар, сумел это приготовить, значит, сможет приготовить кто угодно. Если у меня что-то не получалось, я лез в интернет, спрашивал всех, кого уместно спросить. Это вообще моя позиция принципиальная — не бояться показаться смешным, не стесняться задавать некрасивые вопросы. Когда Елена Чекалова встречается с каким-нибудь поваром — это хорошо в смысле истории, но совершенно никак в смысле рецептуры. Когда я начинал готовить, тоже думал про сюжет и контекст, но только лет через пять сообразил, что надо влезать в шкуру человека, который эту еду готовит. Когда готовишь еврейские блюда, надо помнить о кашруте и о субботе. Когда жаришь белорусские драники — понимать, что никакого подсолнечного масла там не было, а было только свиное сало.

            • Вы по всем проехали?

            • Нет, я не был в Италии, в Америке, даже в Одессе не был еще. Надеюсь, проеду. Но вот я сравниваю еду в Литве и в Гродненской области, где родился, и Украине, и Эстонии, и Польше — и мне понятно, что здесь была Великая Литва, от Калининграда до Смоленска, причем жили на этой территории и русские, и украинцы, и татары, и евреи, и литовцы — никто им не приказывал и никакого своего бога не навязывал. А по ту сторону границы стояла Московия, такая пост-Орда. Вот в России все пытаются искоренить взятки, откаты и прочую коррупцию, потому что это отклонение от нормы. Но в рамках ордынской дисциплины это же и есть норма: вы платите ментам, они своему начальнику — и так дальше до самого верха. Как это можно искоренить, если это в самой основе Московского государства? И русская еда по большей части — напихать все в горшок и в печку поставить. Что-нибудь приготовится.


      Фотография: Мария Минкова

            • Думаю, Максим Сырников тут бы с вами не согласился.
          • Конечно, не согласился бы. Потому что у него совершенно имперское сознание. Он же никогда не признает, что эти любимые его калитки с пшеном — это все, что осталось от чуди, мери и прочих финно-угров. От них Московия и следа не оставила, раскатала в песок на том основании, что все равно ведь дикие. Тут ведь вот в чем дело: когда поляки вошли в Москву, у русских была возможность устроить дальнейшую свою жизнь как угодно, но они выбрали себе царя, то есть пахана практически. Когда начинался Евромайдан в Киеве, я поехал посмотреть — и там не было никакого хозяина, все делали что-то по своей инициативе. Вот она, разница между русскими и украинцами: русские при первой возможности выбирают себе чингисхана, а украинцы — парламент. Так что не надо к ним лезть с советами, они все сами отлично устроят.

          • Вы ухитрились восстановить против себя едва ли не весь кириллический сегмент интернета . Другой вопрос — зачем вы это делаете? С вами же ни один журнал не хочет дела иметь.

          • Возможно, это потому что меня в детстве чуть не убил офицер Советской армии. Знаете, во дворе дети играют, толкаются, и мы поссорились с одной девочкой — а ее отец, как раз этот офицер, пьяный, схватил меня и понес топить в сортире. Еле отбили. И вот с тех пор, наверное, вот это осталось — что агрессия может начаться когда угодно, но справедливость все равно важнее.

      Цитаты кулинарных блогеров об Андрее Азарове

      Сталик Ханкишиев Сталик Ханкишиев

      «…Пузырь с говном… Мозг … [насилует] и вымогает барахло для своих онано-кулинарных клипов… У него видео сделано совершенно без понимания — что, зачем и почему. Кулинарный онанизм, причем безрезультатный».

      Татьяна Толстая Татьяна Толстая

      «Мало того что ваши кулинарные советы навязчивы и безграмотны, вы еще и лингвистический мракобес».

      Максим Сырников Максим Сырников

      «Талерка — закомплексованный дурачок и посредственность. Обозленная на весь мир шавка… Ты, гнида, разве у меня не забанен? Пшел под лавку, там твое место…»

      Вероника Белоцерковская Вероника Белоцерковская

      «Травим с Мармотегом Тарелку в kitchen_nax, гы. Не бросайте меня — мне страшно! Я такой …[фигни] еще никогда не постила. Но не выдержала, да».

      Влад Пискунов Влад Пискунов

      «…Мне кажется, что он получает удовольствие от пинков под зад, а я в это садомазо не играю. К больным людям надо относиться как к больным людям, даже если они душевнобольные».

      Таша Лопатенко Таша Лопатенко управляющий партнер и советник белорусской Гильдии шеф-поваров

      «Андрей, вам как профессиональному лимитчику и борцу за высокие стандарты бесполезной кулинарии, конечно, виднее… Вы дурак, Талерка, вы не способны увидеть границы своего хамства и мелочности, а беретесь говорить о других людях».

      Елена Чекалова Елена Чекалова

      «Азаров удален из списка моих друзей, поскольку ненавижу подлецов и антисемитов. Не понимаю, как такие люди могут заниматься таким добрым делом, как кормить людей».

      Ошибка в тексте
      Отправить