перейти на мобильную версию сайта
да
нет

«Мы должны сдаться самостоятельно»: люди с двойным гражданством — о новом законе

Перемены

Владимир Путин подписал закон о двойном гражданстве — теперь сокрытие самого факта второго подданства грозит штрафом в 200 000 рублей и уголовным делом. «Город» узнал у владельцев двух паспортов, собираются ли они вставать на учет и чего ждут от новой инициативы властей.

Светлана Рейтер Светлана Рейтер журналист

«Мой муж — гражданин Нидерландов. Года три-четыре прожила в Голландии, само гражданство мне было не особенно нужно, но на тот момент процедура была такая: сначала ты получаешь вид на жительство, продлеваешь его, а потом тебе выдают голландский паспорт. Сразу после получения паспорта мы с мужем и двумя детьми уехали в Россию. У детей тоже по два гражданства, а у мужа в России вид на жительство. В общем, мы всей семьей космополиты. 

В той же Голландии существует подобная практика: там официально записано во всех амбарных книгах, что у меня и моих детей два гражданства. Проблема в том, что в России на бумаге закон может значить одно, а в действительности — совсем другое. Я считаю, что этот закон неконституционный: он ограничивает свободы, вторгается в мое личное пространство. Но с другой стороны, я впишусь в эту базу данных и буду дальше жить, а там посмотрим.

Встану на учет, потому что другого варианта нет. Если у тебя два паспорта, один из которых европейский или американский, при выезде за границу нужно показывать оба паспорта, а не просто российский паспорт с визой. Людей с двумя паспортами будут вносить в базу данных, а списки — отправлять в УФМС. Милые люди, которые вводят этот закон, и другие милые люди, которые будут его исполнять, об этом уже предупредили.

Наша законодательная практика объединяет все дикие законы, которые существуют в разных точках мира и гипертрофирует их до крайности, как в «Монти Пайтоне».

Не знаю, зачем принимают этот закон. Мои друзья и коллеги уже предлагали массу версий: для того чтобы вычислить пятую колонну или моих детей отдать в детский дом, а меня саму загнать в подобие лагеря жен изменников родины. Наверное, там есть какая-то мотивировочная часть».

Елена Боровая Елена Боровая продюсер телепроектов

«Я имею право на гражданство государства Израиль. Даркон (израильский паспорт. — Прим. ред.) получила где-то пять лет назад. Израиль мне очень нравится, и я хотела бы туда переехать когда-нибудь. Собственно, я и собиралась это сделать, но в последний момент не уехала из-за работы и семейных обстоятельств.

Мне не сложно сообщить о втором гражданстве, но я не очень понимаю, зачем это вообще нужно и куда сообщать. Конечно, угроза штрафа смущает, но, с другой стороны, выяснить, что у меня есть второе гражданство, довольно сложно: вряд ли Израиль будет выдавать такую информацию. Я законопослушный гражданин, и у меня есть шенгенская виза, которой я пользуюсь при выезде в страны ЕС. Бывают ситуации, когда виза заканчивается и нужно срочно лететь, тогда я пользуюсь израильским паспортом, но не воспринимаю его как бесплатный пропуск в Европу. На мой взгляд, этот закон неконституционный — он нарушает мои права.

Если мне предложат отказаться от одного из гражданств, я лучше уж откажусь от российского. Единственная проблема в том, что тогда я не смогу здесь официально работать и платить налоги: даже в самых крупных компаниях квоты на иностранных граждан очень маленькие. Работать же неофициально я не могу: я человек законопослушный. В общем, посмотрим, в России все так быстро меняется, что никогда не знаешь».

Сергей Блохин Сергей Блохин пиар-директор клуба «Солянка» и ресторана «Лебединое озеро»

«Я родился в Нью-Йорке, а все люди, рожденные на территории США, автоматически становятся гражданами этой страны. Когда мне было четыре, родители вернулись в Москву. В середине нестабильных 90-х мама решила, что надо воспользоваться шансом, и, когда мне стукнуло 16 лет, пошла в посольство и все организовала. Правда, в США с этим паспортом я не жил.

Если я все правильно понял, вставать на учет обязательно — иначе грозит уголовное дело в сочетании со штрафом. Сейчас я как раз обсуждаю этот вопрос со своим адвокатом — мне надо понять, как это все делать и куда идти. Я знаю, что некоторые люди с двойным гражданством поторопились оформиться и обнаружили, что процедура еще не разработана.

В ФСБ прекрасно знают, у кого какое гражданство. Любой сотрудник полиции, проверяющий мой русский паспорт, в котором написано «место рождения — Нью-Йорк», понимает, что это значит. Полицейские у меня все время спрашивают: «Что же вы делаете здесь?» Крым Крымом, но даже служители закона не понимают, как можно, имея такую альтернативу, жить в России.

Понятно, что любой человек, у которого стоит штамп «родился в Америке», под особым контролем. И у спецслужб есть свои внутренние списки. Сейчас мы за них должны сделать их работу — сдаться самостоятельно. Для чего принимается половина законов в последнее время, и этот в том числе? Для того чтобы воспользоваться им, если человек ведет себя как-то неправильно по отношению к нынешнему правительству и режиму в целом».

Ошибка в тексте
Отправить