перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Новая Териберка

Как Lavkalavka собирается переделать поселок из «Левиафана»

Перемены

Небольшой поселок на берегу Баренцева моря прославился благодаря «Левиафану» Звягинцева и тут же стал символом российского захолустья, беспросветности и тоски. Борис Акимов вместе с проектом «Большая земля» взялся за преображение этого городка — о чем и запускает новый блог на «Афише-Город».

Новая Териберка. Запись первая. 

О том, что, собственно, мы задумали. 

Началось все, как обычно в наши дни, — с фейсбука. Когда «Левиафан» получил «Золотой глобус» вокруг пошла огромная дискуссия, точнее, огромные дискуссии о том, что это вообще такое. Хорошо это или плохо? Насколько правдиво или лживо?  А если и правдиво — то нужна или не нужна нам чернуха, даже и очень талантливая? Или это вовсе и не чернуха. А библейская аллюзия, и неважно, где она происходит — в современной России или в США 30-х годов прошлого века.

В Териберку, место, где снимался фильм, потянулись журналисты. Раздувались скандалы про неприветливую местную власть или про неприветливую съемочную группу «Левиафана», которая мусорит, где снимает. В целом основное противостояние проходило по линии «фильм правдивый про русскую тоску» vs. «фильм рассказывает о плохом — а ведь есть и хорошее вокруг».

«Эх, Териберка, базы рыбаков / Рыбные фактории, клубы моряков / В клубах многолюдно, весело всегда / И глаза девичьи колят без огня / Эх, Териберка, дальние края / Самая желанная, ты любовь моя!» — на сайте solovki.info была обнаружена грандиозная запись хора поморов

Насмотревшись на очередную порцию фотографий из Териберки, где человеческая разруха соседствовала с безумной красотой природы, я написал у себя в фейсбуке: «Все разговоры о «Левиафане» идут совсем не в том направлении. Самый интересный вывод из фильма был бы такой — взять Териберку. И воспользоваться самым главным ее потенциалом — нынешней известностью. Вдохнуть в нее жизнь.  Найти там точки роста. Провести краудфандинг-проект и перезапустить там все. Новые аквафермы, туризм, кафе с местными морскими ежами, треской и мидиями, гостиницы, фестиваль современного искусства, бег вдоль арктического моря, ветряки. В общем, сделать из Териберки райское место… А знаете что? Пока я писал этот пост, я понял, что это не просто слова. Это надо действительно делать!»

Я взял паузу на месяц. Мы все с ребятами обдумали, посомневались, немного поспорили, помечтали, вдохновились. И решили — будем действительно делать, во всяком случае сделаем все, что можем. Мой блог в «Афише» посвящен этому проекту. Тому, как простое наше желание действовать может изменить реальность вокруг нас в лучшую сторону. А если не сможет — то будете вы все этому свидетели и закидаете наc тухлыми помидорами.

Я буду описывать в ближайший год тут, как живет Териберка, какие радости и трудности мы встречаем на своем пути. Ну и вообще — все. И если у нас получится, то это будет отличный пример, как можно повернуть историю в другую сторону. Перезапускать жизнь в самых далеких, умирающих поселениях страны.

Афекс Твин русскому Северу подходит тоже отлично

Что такое «Большая земля»

У нас давно родилась идея проекта, который сможет помочь развиваться сельским территориям и провинции России. 

Ведь мы живем в самой большой стране в мире. В этом ее главный потенциал. Но кто из нас ощущал эти самые просторы на себе? Мы живем в реальности «За МКАДом жизни нет». Москва, Петербург и еще в лучшем случае с десяток городов — вот какой воспринимается страна собственными жителями. 

Ощущение территории, ее необъятности приходит во время движения. От Москвы до Красноярска лететь столько же, сколько из Москвы до Лондона. Только в первом случае ты летишь далеко не из самой западной точки страны и долетаешь всего-навсего до ее середины, а во втором ты пролетаешь всю Европу! 

Иногда заезжаешь в какую-то глушь. Край края. Вроде добрался до конца. Куда уже дальше? Но дальше — тоже Россия. Ни конца ни края. Очень большая земля. 

Морская карта. Первое в истории изображение Кольского полуострова (здесь Biarmia). Lavcus Albus (Белое Озеро), предположительно Кандалакшский залив Белого моря. На северо-восточном берегу отмечены поселения Berga и Starigur, на юго-западном Hiutta (все три названия пока представляют загадку). Картограф: Олаус Магнус. Отпечатана в Венеции, 1539 г.

Морская карта. Первое в истории изображение Кольского полуострова (здесь Biarmia). Lavcus Albus (Белое Озеро), предположительно Кандалакшский залив Белого моря. На северо-восточном берегу отмечены поселения Berga и Starigur, на юго-западном Hiutta (все три названия пока представляют загадку). Картограф: Олаус Магнус. Отпечатана в Венеции, 1539 г.

Фотография: kolamap.ru

Но сейчас мы живем так, чтобы не замечать этого, не знать и не думать об этом. Не говоря уже о том, чтобы конструктивно использовать это неоспоримое преимущество. «Большая Земля» — она именно про это. Про бесконечные просторы — как шанс для нас всех изменить страну в лучшую сторону. Большая земля, где повсюду должна быть жизнь. Жизнь вдохновляющая, а не пугающая. 

На самом деле на Большой земле здесь и сейчас уже множество людей эффективно работают над созданием новой жизни. Но про них почти никто знает. Фермеры, врачи, учителя, бизнесмены, художники, архитекторы, рестораторы. Мы должны знать о них. И дать им новые возможности. Иногда само знание уже дает новые возможности. Информация — наше все. 

Первейшая задача — создать каналы обмена информацией, привлечь как можно больше профессионалов из каждой области, будь то образование, управление, искусство, архитектура, экотуризм, медицина, сельское хозяйство, предпринимательство и так далее. Создать поле для конструктивных дискуссий и сформировать новые социальные сети и бизнес-связи.

Сайт <a href="https://russian7.ru/2015/01/chto-nuzhno-znat-o-pomorakh/" target="_blank">«Русская семерка»</a> утверждает, что поморы до сих пор не говорят на русском литературном. Свой язык северные мореходы называли «поморьска говоря». Из особенностей: поморы «цокают»: звук «ч «в говоре традиционно произносится как мягкое «ць»: коцька, доцька и т.д. Кроме того, поморы не знают и звука «щ»: он заменяется двойной «шш»

Сайт «Русская семерка» утверждает, что поморы до сих пор не говорят на русском литературном. Свой язык северные мореходы называли «поморьска говоря». Из особенностей: поморы «цокают»: звук «ч «в говоре традиционно произносится как мягкое «ць»: коцька, доцька и т.д. Кроме того, поморы не знают и звука «щ»: он заменяется двойной «шш»

Фотография: russian7.ru

Начинаем с Териберки

Главная ценность страны — это люди, которые здесь живут. Среди них очень много тех, кто уже действует и добивается результатов, несмотря на скепсис и стереотипы о том, что ничего хорошего сделать нельзя. Когда мы ездим по стране в поисках фермеров — мы видим их повсюду. От Забайкалья до Карелии. От Коми до Кубани. Мы уверены, что и в Териберке, и в окрестностях есть люди, которые действуют несмотря ни на что. И именно они на самом деле и преобразуют реальность. Про них просто надо рассказать. Им надо помочь узнать друг о друге. Должны возникнуть новые социальные, культурные и экономические связи. Они разбудят спящие сейчас потенциалы Териберки. То есть этот проект совсем не про то, что пришли варяги и какие-то свои модели попытались навязать. И сбежали потом. Совсем не об этом. Проект о том, как строительство информационных, идейных, социальных и прочих связей может разбудить пространство за счет местных жителей, местных традиций, возможностей и желаний. 

Териберка будет первым серьезным нашим проектом в «Большой земле». Этакой практической социальной лабораторией преобразования. И что очень важно — у нас нет никаких административных или финансовых ресурсов, для того чтобы перезапустить даже такой небольшой городок, как Териберка. У нас есть только большое желание, вера и, кажется, понимание, как запускать интересные и работающие общественные, культурные и экономические механизмы. И это делает нашу затею еще интереснее: подобный потенциал на самом деле есть у очень многих — просто немногие об этом догадываются.

Мы уже вовсю изучаем все, что можем найти по Териберке. Встречаемся и обсуждаем. Териберка когда-то была живым и интересным поселком, жители которого были заняты добычей трески и даже акул. «Википедия» говорит, что «первое упоминание о Териберке относится к XVI веку. В 1623 году селение подверглось нападению датской военной эскадры. Датский флот смог разбить ядрами построенный блокгауз, отогнать русских вглубь материка, захватить припасы и уничтожить трофейные русские лодьи. В начале XX века в Териберке были довольно развитые тресковые и акульи промыслы (занимались в основном норвежцы, имевшие здесь свои факторию и магазин), шла довольно активная торговля треской». В середине XX века были созданы большая ферма с молочным скотом и даже оленеводческое хозяйство. Говорят, что сейчас в прибрежных водах обитает огромное количество морского ежа, краба и прочих весьма вкусных и ценных морепродуктов. Однако промысел постепенно ушел из поселка, рыбный завод закрылся, многие жители уехали. Многие, но не все. Сейчас тут живет около 1000 человек. 

В марте мы собираемся отправиться в Териберку и все увидеть своими глазами. Ждите нового поста. А через несколько лет  по сюжетам из этого блога можно будет снять продолжение «Левиафана» (вдруг?!).  

С арктическим приветом!

Пишите нам, если хотите принять участие в проекте на teriberka@bolshayazemlya.ru

Ошибка в тексте
Отправить