перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Звездная полоса

архив

В России будет единая классификация отелей. В других странах единства нет.

Еще лет пятнадцать назад в системе классификации гостиниц царил полный порядок: одна звезда предполагала наличие в номере кровати, двухзвездочный отель обеспечивал кровать и, может быть, телевизор без пульта д/у, трехзвездочный обеспечивал чистым полотенцем, четыре звезды обещали ванную, душевую кабину и горничную по утрам, а пять звезд гарантировали позолоту в интерьерах и всемогущего консьержа. Руководство сетей последовательно создавало однотипные отели, четко соответствующие определенному количеству звезд. Американская сеть Motel 6 — образцовая звездочка, Marriott слыл лидером среди 3–4-звездочных отелей, а Ritz-Carlton и Four Seasons традиционно считались пятизвездочными сетями.

Потом все смешалось. Появились шикарные гостиницы «с изюминкой», для которых придумали расплывчатую категорию «5 star deluxe» — такого звания удостоился проект Жана Нувеля The Hotel в швейцарском Люцерне, рассчитанный на 25 номеров. Однако этого оказалось недостаточно, и в гостиничных созвездиях появились 6-я и 7-я звезды. Ritz-Carlton известил о своих планах построить сеть шестизвездочных гостиниц (правда, потом эту информацию опроверг Хорст Шульце — человек, сотворивший из «Ритца» Ritz-Carlton); китайский король игрового бизнеса Стэнли Хо объявил о скором открытии шестизвездочной гостиницы в Макао. А с дубайской высоткой Burj Al Arab часто связывают формулировку «первый в мире семизвездочный отель». Однако этот термин, выработанный клиентами и помешанной на сенсациях прессой, не является официально признанным какой-либо уполномоченной инстанцией. Эмир соседнего города Абу-Даби, желая затмить соседа, еще на стадии планирования огласил, что спонсируемый правительством отель Emirates Palace будет семизвездочным. Основание для таких заявлений — бесчисленные купола, тысячи хрустальных канделябров, самые крупные (50 дюймов) в истории гостиничного бизнеса телевизоры в номерах, несколько бассейнов.

Дэвид Бир, основатель архитектурного бюро Brennan Beer Gorman/Architects, считает, что за последнее десятилетие пятизвездочные отели улучшили дизайн и сервис настолько, что появилась необходимость ввести дополнительную звезду, а иногда и две, дабы вычленить лучших из лучших. А Хорст Шульце утверждает, что в гостиничной классификации есть закон: существует только пять звезд. А все, что выше, — выдумки, надувательство, то есть маркетинг.

В дополнение к царящей в рейтинговой системе неразберихе можно добавить ее несправедливость по отношению к малому бизнесу. Однообразный набор требований игнорирует маленькие частные отели, в которых зачастую сервис лучше, нежели в их гигантских собратьях. Отсутствие лифта может послужить поводом для понижения рейтинга, а инспектор не будет озадачивать себя вопросом: «Зачем одноэтажному заведению лифт?» А вот свежая мята из садика, которую гостям добавляют в чай или мороженое, как правило, остается без внимания.

Ведущие рейтинговые системы

В мире не существует единой системы классификации гостиниц, и в каждой стране своя кухня раздачи звезд. И хотя они не вызывают такого вселенского трепета, как аппетитные мишленовские звезды, все же среди них тоже есть свои авторитеты. Систему ААА можно назвать самой драгоценной рейтинговой системой — она присваивает не звезды, а бриллианты. Инспекторы ежегодно наносят анонимные визиты в отели Северной Америки, Мексики и Карибских островов, а затем информируют генерального управляющего, что и где надо усовершенствовать. Особенность ААА в том, что она придает больше значения наличию при гостинице ресторана или фитнес-центра, нежели качеству последних. Получается, что возможность съесть стейк и потягать гантели, не выходя за пределы гостиницы, может принести ее хозяину 5 бриллиантов — высшую оценку ААА — даже в том случае, если комнаты тянут только на 3. При этом гостиницы должны платить за право использовать свой «пятибриллиантовый» статус в рекламе.

Сетевое турагентство Expedia.com создало свою систему раздачи звезд на основе независимых рейтингов, высказываний прессы, оценок клиентов и личного осмотра гостиничных объектов. Только 210 отелей из 45 000 вывешенных на сайте удостоены 5 звезд. Тем не менее получить 5 звезд у Expedia.com намного легче, чем у Mobil. В 2005 году только 31 гостиница смогла заполучить 5 звезд. У Mobil интересная система оценки — в начале отелю дается 100%-ный потенциал и по ходу осмотра и обнаружения недочетов баллы изымаются. Забыли поздороваться с инспектором в лифте — потеряли балл, оставили грязное полотенце у раковины — долой все десять. Mobil требует от трехзвездочных отелей наличия в номере двух телефонов, а также произведений искусства или оригинальных архитектурных решений. Чтобы получить пять звезд, нужно иметь среди прочего телефон в ванной. Самые достойные гостиницы получают 95 баллов.

Российская классификация гостиниц

В России вскоре появится единый стандарт классификации гостиниц. Звездами гостиницы будет награждать Федеральное агентство по туризму. К классификации никого принуждать не будут — желающим необходимо просто подать заявку. Выдавать звезды будет комиссия, состоящая из чиновников Ростуризма, туроператоров и руководителей регионов. В классификации оговариваются даже требования к парковке и наличие лифта. В оценке номера основное внимание будет обращено на стены, напольное покрытие, занавески, освещение, мебель, сантехническое оборудование, свободный проход к шкафам. Сертификат будет выдаваться бессрочно, но ежегодно будет проводиться аудит. Гостиницам, не получившим сертификата, будет запрещено заявлять о какой-либо звездочности. Итак, в российских отелях должны быть:

5 звезд — телефон, мини-бар, спутниковое телевидение (русские каналы), ванная, фен, халаты, тапочки, центральный кондиционер, холодильник, сейф (бесплатный), балкон или терраса, уборка номера (ежедневно), смена белья и полотенец (ежедневно);

4 звезды — телефон, мини-бар, спутниковое телевидение (русские каналы), ванная, кондиционер, холодильник, сейф (платный), балкон, уборка номера (ежедневно), смена белья (через день);

3 звезды — телефон, мини-холодильник, телевизор, душ, кондиционер, балкон (возможен), уборка номера (ежедневно), смена белья (4 раза в неделю);

2 звезды — телефон, душ, индивидуальный кондиционер (для жаркого региона), телевизор (необязателен), балкон (возможен);

1 звезда будет выдаваться всем желающим.

01) Франция

Французские государственные гостиничные рейтинги известны своим бюрократизмом. Количество звезд (от 1 до 4), с одной стороны, отражает уровень гостиничных цен, с другой — определяет бремя налогов. Чтобы их уменьшить, некоторые отели сами предпочитают более низкий разряд. Французская система рассматривает 57 аспектов, включая количество комнат, ресторан, лифт, кондиционер, туалет, интернет. Гостиницы оцениваются до их открытия, далее ревизия проводится раз в шесть лет, если только гостиница сама не подает заявку на реклассификацию. Система эта недостаточно компетентная, и лучшая альтернатива ей — красный мишленовский гид.

02) Китай

Отели по пятизвездочной шкале оценивает государственная комиссия, причем помимо сугубо функциональных требований большое значение уделяют эстетическим категориям. В трехзвездочных отелях должны быть цветные телевизоры, открытое 16 часов в сутки кафе, пункт проявки и печати фотографий. При четырехзвездочном отеле должна быть клиника. Нередко оценки искусственно завышают.

03) Германия

В 1996 году несколько немецких гостиничных и туристических ассоциаций установили рейтинговую систему, по которой отелям присваивается от 1 до 5 звезд. Обращают внимание на 200 аспектов, среди которых размер комнат, наличие приемной, публичных помещений, удобства для инвалидов, спа, парковка, вежливость консьержей и ресторан. Гостиницы оцениваются раз в три года.

04) Италия

Итальянские гостиницы оцениваются региональным советом, так что трехзвездочный отель в Пьемонте может разительно отличаться от равновеликого в Пулии. Помимо высшей пятизвездочной оценки существует вполне официальная категория «5 делюкс». Вследствие подобной неточности классификации знающие путешественники предпочитают пользоваться красным мишленовским гидом по Италии.

05) Испания

Все 17 испанских регионов используют свою оценочную систему, но критерии их в целом очень похожи. Специального графика для инспекций отелей нет, но в среднем раз в год наносятся неожиданные анонимные визиты. Если инспекторам поступают жалобы на определенный отель, то неожиданные визиты становятся закономерностью. Испанская система пользуется заслуженным доверием у профессионалов путешествий — турагентов, журналистов.

06) Таиланд

В 1999-м в Таиланде выработали единую рейтинговую систему, и теперь отели должны заплатить некую сумму, для того чтобы попасть в рейтинг. Это объясняет, почему только 17% тайских отелей получили звезды. Отелям присваивается от 1 до 5 звезд. Особое внимание обращают на содержание и техническое обслуживание гостиницы, качество сервиса и удобства.

07) Великобритания

В настоящее время государственная организация Visit Britain, Королевский автоклуб и Британская автомобильная ассоциация разрабатывают новый пятизвездочный рейтинг для отелей, бед-н-брекфастов и прочих гостиничных предприятий. Отели, пансионы, фермы, палаточные лагеря, турбазы и ночлежки зарабатывают очки за счет обслуживания комнат, телевизора, прачечной и услуг консьержа. Заведения инспектируются раз в год и оцениваются достаточно объективно.

Ошибка в тексте
Отправить