Будущее ЗИЛа Музеи, университеты, парки и другие проекты нового центра Москвы
Будущее одной из самых больших промзон в Москве решалось прямо перед выборами: скорее всего, на территории, способной вместить парк Горького, Новый Арбат, Замоскворечье и кусок Венеции, появится новый центр притяжения.
Москва обзаводится новым мегапроектом — если с расширением города пока ничего не понятно, то будущее промзоны завода ЗИЛ постепенно проясняется. Его обсуждали на конференции, которую провели в конце прошлой недели консалтинговая компания IRP Group и московские чиновники. На ней рассматривались четыре проекта развития промзоны, общая площадь которой — 350 га. Два проекта были отобраны для дальнейшей работы и впоследствии могут быть использованы московским правительством — хотя до окончательного решения еще далеко.
Концепции подготовили четыре команды: немецкое бюро Uberbau, голландское Mecanoo, французские архитекторы Дени Валод и Жан Пистр и российское бюро «Проект Меганом» во главе с Юрием Григоряном. Выбраны были проекты Uberbau и «Меганома», и целый день был посвящен их детальному обсуждению.
Задание, выданное участникам конкурса (их отбирали из 17 заявок), отвечало на два вопроса: какие проблемы и задачи сейчас стоят перед Москвой и что происходит с территорией промзоны. Подсказок, на которые могли бы опираться архитекторы, было много: все чиновники собраны в центре Москвы, а НИИ, напротив, разбросаны по столице, крупные лесопарковые массивы расположены в основном на окраинах, 40 процентов рабочих мест сконцентрировано на 6 процентах площади города и т.д. Таким образом, главный ответ на задание был почти очевиден: на территории промзоны нужно создавать еще один центр Москвы, способный оттянуть на себя внимание горожан и ресурсы. Оставалось узнать, каким именно образом участники предложат это делать, учитывая разнообразные сложности и ограничения, связанные с самой территорией: перегруженность соседних с ЗИЛом магистралей и метро, заражение земли и реки, архитектурные памятники на территории и рядом, желание города сохранить производство и т.д.
Проект Uberbau
Uberbau, которые привлекли к работе и российских специалистов, включая Михаила Блинкина, отнеслись к ЗИЛу как к типичной проблеме промышленной территории в постиндустриальном городе, который борется со своим рабочим прошлым. В основном их проект отвечал на вопрос «как делать», а не «что делать», предусматривая на территории шесть кластеров разного размера, с разными возможностями и разными правилами застройки и организации транспорта.
Проект Mecanoo
Голландцы из Mecanoo, напротив, постарались создать убедительную картинку будущего ЗИЛа, придумав территории второе имя — «Город мастеров». В их концепции ЗИЛ должен быть связан с проектом Сколково — то есть инновационной экономикой Москвы, о которой так много говорят. ЗИЛ становится образовательной и отчасти производственной базой для Сколково — если за МКАДом в основном лаборатории и экспериментальные разработки, то на ЗИЛе — институты и небольшие производства, приспосабливающие инновации к жизни, а молодежь — к инновациям.
Проект Valode & Pistre
Французские архитекторы Дени Валод и Жан Пистр предложили разместить на ЗИЛе часть объектов международного финансового центра, биржу, музей ЗИЛа и жилье, выставочный и конгресс-центры, парк биомедицинских технологий. Центральный проспект ЗИЛа должен стать «лентой башен» — своего рода Москва-Сити, только вытянутый вдоль бульвара. А вокруг должны расположиться все остальные функции и жилые кварталы с парками.
Французские архитекторы Valode & Pistre объединили все свои решения в одном видео
Проект бюро «Меганом»
Единственные российские участники конкурса из бюро «Проект Меганом» в полной мере воспользовались хорошим знанием не только московских проблем, но и духа места — и вызвали тем самым необыкновенный энтузиазм у немногочисленной и обыкновенно сдержанной публики — выступление Юрия Григоряна неоднократно прерывалось аплодисментами и смехом. Картинка, на которой в территорию ЗИЛа укладывались и Новый Арбат, и парк Горького, и «Красный Октябрь», и даже кусочек Венеции — сразу давала почувствовать и физический масштаб, и потенциал места. В остальном «Меганом» следовал общей для участников программе: разрешение транспортных проблем, парк и набережная, бульвар как главное, но не единственное общественное пространство, инженерный и образовательный кластеры, жилье, плюс — крупный и заметный объект, местная архитектурная достопримечательность «Планета ЗИЛ», в которой могла бы разместиться, например, «Вышка», сейчас разбросанная по нескольким зданиям по всему городу.
Что говорят эксперты
АНДРЕЙ ШАРОНОВ
заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам экономической политики
«Мы впервые в такой форме рассматривали альтернативные варианты развития территорий в Москве, нам хотелось получить модель работы с другими промзонами, которых в городе 209 общей площадью в 7700 гектаров. В том что касается ЗИЛа, хотелось избежать крайностей: с одной стороны, сплошной застройки этой территории жильем — что дало бы максимальную прибыль, но не решило бы многих проблем города; с другой — сохранения исключительно промышленного назначения. Теперь, когда были выбраны и обсуждены два проекта, можно работать с ними дальше — обсуждать с другими экспертами, заинтересованными сторонами, с тем чтобы через пару-тройку месяцев проект можно было бы обсуждать уже с мэром города».
БУЛАТ СТОЛЯРОВ
генеральный директор IRP Group
«Нам показалось правильным предложить вариант настоящего двухуровневого урбанистического конкурса, в котором формируется стратегическое видение будущего, а на втором этапе уже выбирается конкретный проект и мастер-план. Для России это все еще экзотический подход, но в мире с земельными ресурсами такого рода иначе не работают — слишком велика цена ошибки. Сейчас есть разные подходы у разных менеджеров — есть более стратегические, а есть и более быстрые. Теперь же, когда международное жюри выбрало два проекта из предложенных — и мы очень рады, что Москва в лице Андрея Шаронова не стала вносить в проекты или в работу жюри свои политические коррективы, — команды Uberbau и «Проекта Меганом» будут дорабатывать свои предложения. У них есть около полутора месяцев на то, чтобы учесть все замечания и вопросы, которые появились у экспертов во время стратегической сессии. Мы же со своей стороны должны обеспечить проекту максимальную публичность, над чем мы сейчас работаем — думаем над программой общественных и экспертных обсуждений, над какими-то выставочными проектами, — чтобы представить разные варианты проекта горожанам».
МИХАИЛ БЛИНКИН
руководитель НИИ Транспорта и дорожного хозяйства
«Как любая территория ближнемосковской периферии, ЗИЛ очень сложен, но никакой специфики у этого полуострова нет, назвать его критическим — каким стал район Москва-Сити уже после застройки — тоже нельзя. Очень важно, произойдет ли усугубление или сглаживание этих сложностей в результате освоения ЗИЛа: будет ли там четыре миллиона квадратных метров жилья или меньше, и вообще, какое функциональное назначение будет у новых объектов на этой территории. И независимо от этого есть еще общая программа развития транспорта в Москве до 2016 года, и с ней все это тоже должно быть увязано. И здесь — да, дополнительный мост через Москву-реку напрашивается, как минимум пешеходный, а скорее всего — полнокомплектный. В пределах полуострова — режим ограниченного автодвижения, он не так велик. Третий ключевой элемент — нормальные стыковки с большими транспортными объектами, которые связывают ЗИЛ с городом, — Третьим транспортным кольцом и Московской кольцевой железной дорогой — эти стыковки могут стать украшением территории, а могут стать и очень неприятными, здесь нужна большая совместная работа архитекторов и транспортников. И, конечно же, нужно что-то сделать с набережной, чтобы она стала интересным местом, а не местом концентрации заторов, как это часто бывает в Москве».
ЮРИЙ ГРИГОРЯН
руководитель бюро «Проект Меганом»
«Мы хотели показать, что такие крупные вещи должны встраиваться в концепцию развития всего города. Мы показали несколько городских систем, в которых ЗИЛ участвует, но которые при этом не переосмыслены — зеленые территории, река, промзоны и так далее. Нам важно было сказать, что надо заниматься и этими системами, а не только ЗИЛом. И парк там нужен не только для того чтобы компенсировать неблагоприятную экологию или просто понравиться обществу, а потому что это часть какого-то варианта развития более общих систем. Во-вторых, для нас было важно, что эта территория должна не застраиваться — жильем, офисами или чем-то еще, — а развиваться. Если смотреть на нее просто как на ресурс, то разные люди могут думать о том, как его использовать в своих интересах».
АЛИ СААД
архитектор, сооснователь бюро Uberbau
«Нам приходилось работать с проектами такого масштаба и раньше — например, мы участвовали в конкурсе «Большой Париж», делали стратегический мастер-план для Халеба, делали план для проекта Barking Riverside в Лондоне. В целом Москва находится в ситуации, в которой находятся многие постиндустриальные города. Концентрация ключевых функций в центре, центростремительная транспортная система, нехватка каких-то других центров в черте города, фрагментированная и монофункциональная городская ткань, плохая экология, нехватка общественных пространств — все это типично для таких городов. Особенность Москвы в том, что эти проблемы в основном собраны в центре, а большая часть горожан живет на периферии — что приводит к передвижению больших масс людей по городу, и все еще сильнее усложняется. То есть нужна децентрализация, и действовать надо и с умом, и довольно быстро. Здесь есть у кого поучиться: Богота, Париж, Лондон, Нью-Йорк, Берлин, Барселона, Сеул сталкивались с этими проблемами и им удавалось их решать относительно успешно. Москве нужно внимательно изучать этот опыт и на его основе искать решения, которые будут полезны именно здесь».