Уходящая натура Редакция журнала «Мурзилка»
В рубрике о местах, живущих вопреки времени, — редакция знаменитого детского журнала, который все когда-то читали, но уже очень давно ничего о нем не слышали.
Знакомый всем образ желтого существа в красном шарфе придумал художник Аминадав Каневский в 1937 году. Впервые герой появился в конце XIX века на страницах детского издания. Тогда он был щеголем: с тростью, моноклем и котелком. В советское время Мурзилка превратился в собаку. И лишь в 1937-м, после очередного ребрендинга, Мурзилка стал существом, которое мы привыкли видеть. Но что означает слово «мурзилка» — никто, даже члены редакции, в точности не знает.
Как и прежде, сегодня «Мурзилка» — это ежемесячный литературно-художественный журнал для детей от 6 до 12 лет. Нынешний тираж издания — порядка 60 тысяч экземпляров. Большая часть распространяется по подписке. Торговать в розницу журналом сложно. Распространение стоит денег, которых у журнала нет, — он существует только на деньги подписчиков. Ни одному издательскому дому журнал не принадлежит. В советские же годы журнал принадлежал ЦК комсомола. Тогда на страницах «Мурзилки» изредка мелькали портреты Ленина, Сталина, Хрущева и других деятелей коммунистической партии. Политические деятели страны перестали появляться на страницах в середине 1980-х годов. Вспоминают, что последний, про кого написали, был генсек Черненко».
В начале 1990-х годов издательство развалилось и сотрудники журнала основали ЗАО. Всего в штате журнала 11 человек, включая бухгалтерию и водителя.
Во времена расцвета журнала в нем работали лучшие силы страны, как писатели, так и художники. Здесь печатались Зощенко, Барто, Пантелеев, Михалков, Остер, Успенский, Чуковский, Маршак, Паустовский, Бианки и другие. Не менее мощным был коллектив художников: московские концептуалисты Илья Кабаков и Виктор Пивоваров, например, делали обложки «Мурзилке».
Рассказывает Наталья Холендро, главный художник «Мурзилки»: «Это сейчас Кабаков модный. А когда он не был модным, я звонила ему и говорила: «Илюша, нарисуй то-то». И он с радостью рисовал. Впрочем, он сейчас мало рисует, больше занимается концептами. Он и тогда их делал в мастерской на Кировской. Помню громадные полотна, с одной рукой из раскрашенного гипса. Или в шкафах у него кто-то стоял в шляпе спиной к вам с авоськой в руке. Весь этот концептуализм московский начинался с шутих. Художники развлекались. А на самом деле Илья прекрасный рисовальщик, которому все подвластно».
В редакции хранится порядка 200 картин художников, которые в разное время сотрудничали с изданием. Не часто, но эти работы показывают на различных выставках. А посмотреть есть на кого: Евгений Рачев, Татьяна Маврина, Евгений Монин, Виктор Чижиков, Владимир Перцев, Борис Диодоров, Наталья Басманова и многие другие.
Однажды художник Виктор Чижиков пришел в редакцию, принес рисунки. При нем была обувная коробка. Сотрудники спросили, что в ней. Оказалось, что он создал игрушку — веселого медведя. И нес он коробку в Олимпийский комитет, показать как проект символа к будущей Олимпиаде в Москве.
Говоря современным языком, в советские годы журнал был сверхприбыльный. Тираж издания доходил до 7 с половиной миллионов. Правда, на зарплате сотрудников такая популярность не отражалось. Прибыль шла в ЦК комсомола. Сотрудникам построили пионерский лагерь, дом отдыха и даже открыли подсобное хозяйство. Оттуда журналистам привозили сметану, творог, яйца — все то, что сейчас зовется фермерскими продуктами.
Художественный отдел журнала. Здесь происходит подбор иллюстративного материала, макетирование, проверка верстки и отправка собранного номера в типографию. Верстают журнал сотрудники в дизайн-центре. Причина проста: у редакции пока нет профессиональных компьютеров.
Библиотека журнала. Здесь собраны книги детских авторов. Когда издательство «Молодая гвардия» частично ликвидировало библиотеку, сотрудники «Мурзилки» отобрали нужную литературу и сохранили книги.
Все ответы авторам, с которыми редакция ведет обширную переписку, запечатывают в фирменные конверты. Раньше у дверей стояли мешки писем. С появлением электронной почты бумажный поток несколько иссяк. Но все равно в «Мурзилку» каждый день приходят рассказы, рисунки.
За всю историю (официально ее ведут с мая 1924 года) вышло 1030 номеров журнала. «Мурзилка» — одно из немногих изданий, выход которого не прекращался во время войны. А в прошлом году Книга рекордов Гиннесса отметила «Мурзилку» как издание с самым длинным сроком существования. Все номера журнала хранятся в Центральной детской библиотеке. Сейчас решается вопрос о том, чтобы оцифровать выпуски прошлых лет.
Есть мнение, что в Советском Союзе не было комиксов. Это не совсем так. Официально они так не назывались, но уже в 1937 году в журнале печатались рассказы в картинках с подтекстовкой.
Кабинет главного редактора — самый большой в издании. Здесь же проходят встречи, обсуждения журнала, собрания и другие творческие мероприятия. В кабинете собраны игрушки из разных стран: персонажи, которые когда-либо упоминались в журнале. В редакции их называют друзьями Мурзилки.
«Мурзилка» одним из первых в стране стал выпускать тематические номера. Например номер, полностью посвященный воде. Или космосу. Был большой проект про союзные республики, и тогда редакция выезжала на место и журнал делали с коллегами из Белоруссии, Украины, Литвы и других республик. Однажды выпустили номер, полностью нарисованный детьми-читателями.
В 1980-х годах получила распространения такая практика: в ЦК комсомола звонили из союзных республик и просили наладить выпуск местного детского издания. Журналисты выезжали на место и рассказывали, как делать макет, как подбирать авторов и так далее. Так в Украине наладили выпуск журнала «Барвинок», в Молдавии «Стилуция», до сих пор выходит в Белоруссии журнал «Вяселка».
Журнал «Мурзилка» можно почитать на официальном сайте издания.