перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Биеннале молодого искусства 6 новых русских художников и арт-групп, за которыми нужно следить

11 июля открывается III Московская биеннале молодого искусства. «Афиша» выбрала из ее программы шесть самых многообещающих художников и группировок и объяснила, что именно они обещают.

архив

Илья Долгов

Илья Долгов

кто такой Воронежский художник и куратор, активный деятель некоммерческого воронежского Центра современного искусства.

что делает Задумчивые бело-серо-черные объекты и инсталляции, за которыми, как правило, маячит выкопанный из могилы авторитет какого-нибудь великого классического мыслителя — от XVIII века и старше.

почему надо следить Воронежская молодая арт-сцена из провинциальных — самая активная. А Долгов в ней — один из важнейших персонажей: в отличие от других политически ориентированных воронежцев, переехавших в Москву (вроде Арсения Жиляева и Марии Чехонадских), он к политике равнодушен и гнет на местах свою рафинированную ретроспективную линию.

 

цитата «Я из Москвы вернулся в Воронеж, так как мне там очень сильно в какой-то момент разонравилось. А потом как-то получилось естественным образом, что те ребята из Воронежа, кто в Москве работает, очень политически ангажированы, а те, кто остался, — больше про то, чтобы в старине покопаться. На биеннале будет работа «Энграмма Августина» — провод электрический под напряжением, который складывается в цитату из исповеди Блаженного Августина: «Вот я, помнящий себя, я, душа». Августин тут в своем ключе утверждает психологичность человека, он, собственно, для западного мира открыл психологию, память, самопознание, самокопание. Фраза выполнена как электрический контур головного мозга, как циркуляция электрических импульсов памяти. Тут сталкивается техницизм науки и стародавний европейский психологизм — мистицизм и откровения. Это, наверное, какая-то воронежская традиция — интересоваться эпохами, которые сейчас не на острие моды».

где увидеть Основной проект биеннале, с 11 июля по 10 августа в ЦДХ

Максим Спиваков

Максим Спиваков

кто такой Выпускник Полиграфа, художник и книжный график.

что делает Простые, иногда совсем элементарные, но всегда колкие антикапиталистические остроты — вроде тиража пластиковых пакетов с перевернутым вверх ногами изображением классовой пирамиды капиталистического общества. Как график оформляет книги и протестную агитпродукцию.

почему надо следить Спиваков — из поколения молодых и остроумных постконцептуалистов, которые не устают пикироваться с миром капитала, цензуры и институций и за меткими, хоть и не слишком болезненными выпадами которых всегда любопытно наблюдать.

 

цитата «Моя работа для биеннале представляет собой рамку металлоискателя на входе в выставочное пространство, проход сквозь которую перекрыт установленным на стойке микрофоном. Микрофон металлический — рамка издает предупреждающий сигнал, который усиливается и выводится через микрофон на улицу перед выставочным пространством. Ритуал прохода через арку, сопровождающий и даже обозначающий вход в институцию, да и вообще сама идея поиска металла — в этом есть что-то нелепо-архаическое. Ситуация моделирует парадоксальный акт цензуры, запрет транслируется запрещаемым субъектом. Несмотря на нарочитую реди-мейд-простоту этой работы, реализовать ее оказалось практически невозможно. Я уже даже готовился делать работу про эту неудавшуюся попытку».

где увидеть Стратегический проект биеннале, с 12 июля по 19 августа в ММСИ

Александр Ефремов и Ирина Дрозд

Александр Ефремов и Ирина Дрозд

кто такие Два петербургских автора, у которых нет ничего общего друг с другом и которые объединились, чтобы сделать для биеннале совместную работу. Ефремов, вообще-то, микробиолог, но иногда совершает вылазки на территорию искусства. Дрозд — выпускница Художественно-промышленной академии, участница объединения художников на проспекте Непокоренных.

что делают Дрозд — живописец с академической выучкой: пишет профессионально, в сюжеты вносит псевдодекадентские девиации. Александр Ефремов, едва решив заняться искусством, сразу же сочинил суперуспешный проект Tajiks-Art, в котором реконструировал классические перформансы силами гастарбайтеров. В совместных с Дрозд работах выступает в роли химика: она пишет маслом, он льет на холсты серную кислоту.

почему надо следить Из этой пары, конечно, интереснее Ефремов: он занимается не выработкой индивидуального языка, а стратегиями — всегда интересно, что придет ему в голову в следующий раз, когда он оторвется от диссертации, чтобы поучаствовать в арт-процессе.

 

цитата Александр Ефремов: «Как-то Ира Дрозд пригласила меня на выставку «Пcихонавтика». К тому моменту я уже давно хотел облить холст кислотой, и она на это, к моему удивлению и радости, согласилась. У нас разделение труда — она делает работы, а я их уничтожаю. Ира больше возится с формальной стороной. А меня скорее волнует эстетика химического процесса. Застывшие реактивы, баночки эти с узорами, как у меня в лаборатории, — мне всегда казалось, что можно тут какую-то практику эстетическую получить. На открытии мы будем аккуратно из пипеточки и колбочки капать разными реактивами на холсты, так что в начале будет что-то вроде перформанса».

где увидеть Стратегический проект биеннале, с 12 июля по 19 августа в ММСИ

Аслан Гайсумов

Аслан Гайсумов

кто такой Двадцатилетний художник, чье детство и отрочество прошли в столице Чечни Грозном.

что делает Гайсумов деформирует и подвергает разнообразным пыткам книги, изготовляя из них объекты-метафоры, в которые старается вложить весь свой не слишком веселый жизненный опыт молодого человека, росшего во время войны.

почему надо следить Гайсумов смог не зациклиться на игре абстрактных форм и стоящих за ними выдуманных концепций и, более того, выразить через эти формы, хоть пока и несколько буквально, конкретную человеческую драму.

 

цитата «Я родился в Чечне в 1991 году, и когда мне исполнилось три года, началась первая чеченская война. Мои работы связаны в основном не со мной лично, а с войной в общем и конкретно с войной в Чечне. Я как-то ехал в метро, и в вагоне была цитата советского педагога Макаренко о том, что книги — это переплетенные люди. Мне понравилась эта цитата. И книга взята как форма, как форма культуры, над которой совершаются разные опыты. Книги выступают в роли людей. Эти книги подвергались деформациям, как и чеченская культура. Не культура-культура — в Чечне в это время вообще не было никакой культуры, люди только жили от сегодняшнего дня до завтрашнего и радовались, когда родной че­ловек приходил домой живым. А культура в том смысле, как если представить, что чеченская нация и есть такая книга. Сейчас я вместе со своей подругой-фотографом делаю абсолютно документальный проект о моей бабушке, которая была депортирована в 1944 году со всем чеченским народом в Среднюю Азию и Казахстан. Но и проект с книгами мне тоже кажется очень документальным».

где увидеть Основной проект биеннале, с 11 июля по 10 августа в ЦДХ

Арт-группировка «ЗИП»

Арт-группировка «ЗИП»

кто такие Степан Субботин, Евгений Римкевич, Эльдар Ганеев, Василий Субботин и Константин Чекмарев — пятеро краснодарцев, оккупировавших Краснодарский завод измерительных приборов.

что делают Заброшенный завод служит им кровом, ресурсом утопических вдохновений, моделью жизни и источником материалов. За что бы они ни брались — самообразование, инсталляции, перформансы, — все завязано на анархической самоорганизации и коллективном труде.

почему надо следить У «ЗИП» не только интересная риторика и правильное отношение к художническому жизнетворчеству, они к тому же тонкие инсталляторы: их уставленная странными предметами комната «Живой уголок» и вправду рождала чувство пространственно-временного гибрида между советским прошлым и постсоветским настоящим.

 

цитата «Мы на заводе ЗИП находимся, и нам тут многие вещи близки по укладу — коллективный труд и разные другие моменты, которые были в прошлом на таких заводах-гигантах. У нас ведь многие заводы по стране пустуют, и мы из своего завода решили сделать такой проект-утопию, специальное место для художников, остров творческих свобод. На выставке будет его макет и объяснительная графика. Мы для этого взяли классические примеры утопий, начиная с Томаса Мура и заканчивая разными футуристическими идеями ХХ века. Кроме того, у нас в Краснодаре есть самопровозглашенный Краснодарский институт современного искусства, КИСИ, и проект-утопия на заводе — это своего рода продолжение и развитие этого института. Нам важны разные процессы, связанные с коллективизацией, самоорганизацией художников в разные группы, нам важен захват и создание автономного художественного государства».

где увидеть Стратегический проект биеннале, с 12 июля по 19 августа в ММСИ

Лаборатория поэтического акционизма

Лаборатория поэтического акционизма

кто такие Дина Гатина, Роман Осьминкин и Павел Арсеньев — трое радикализировавшихся поэтов из Питера.

что делают У каждого лаборанта есть своя поэтическая «сольная карьера», со сборниками, чтениями и премиями. Вместе они делают акции, в которых пытаются поставить поэзию на службу революции. Кричат стихи через мегафон, появляются на реакционных выставках в образе восставших духов пролетариев, в знак протеста блокируют вход в Исаакиевский собор. Из менее героического — вырезают из пенопласта стихи (предпочитая Всеволода Некрасова) и внедряют их в городское пространство.

почему надо следить Хотя кажется, что акционизм — дело однозначное и не слишком вариативное, «Лаборатория» выработала свой, более нежный, хотя и несколько невнятный его извод: это такое радикальное искусство для «ботаников».

 

цитата «В парке Горького работа будет представлять из себя строчки из стихотворения Всеволода Некрасова, размещенные над аллеей на высоте человеческой головы, так что гуляющие будут в некотором роде продираться через текст. Это опыт материализации поэтического высказывания концептуалистского толка, которое наиболее адекватно может быть репрезентировано за пределами бумажного листа. Есть такие техники письма, которые хорошо чувствуют себя в женском альбоме или в глянце, а есть те, которые стремятся за пределы печатного или рукописного листа: тексты, которые используют для экранизации в видеопоэзии, или стихи, которые наиболее точно звучат, будучи продекламированными в мегафон на площади. В нашей работе имеет место попытка вывести текст за пределы страницы. От версификации обычно происходит шаг к визуальной поэзии, а следующий — к поэзии пространственной, которая проблематизирует не только фактуру самого языка, но и материальность общественной среды и отношений, и в них внедряются такие партизанские вкрапления текста. Это даже ближе культуре граффити, чем концептуалистским экспериментам; таким образом мы пытаемся не только расшевелить поэзию, но и заставить улицу обрести свой язык».

где увидеть Основной проект биеннале, с 11 июля по 10 августа в ЦДХ

Ошибка в тексте
Отправить