перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Новые художники Что смотреть на Биеннале молодого искусства

«Афиша» выбрала лучшие проекты и выставки Биеннале молодого искусства, которая стартовала в Москве 11 июля.

архив

Основной проект

Под солнцем из мишуры

Генератор контента

Имя куратора нам особо ничего не говорит — долго рекламировалось, что куратор в этот раз впервые будет приглашенный и иностранный, но о чем думает Катрин Беккер (в начале девяностых она ездила в Россию и дружила с некрореалистами и Владиком Монро), сказать очень сложно. Известно только, что она очень любезная дама. Будет много иностранцев и несколько довольно известных художников, молодых по возрасту, но уже почти совсем немолодых по статусу (как участница Венецианской биеннале Аня Титова, Арсений Жиляев и Марина Напрушкина).

Бывшая «Стой! Кто идет?» (которая теперь лишилась немного идиотского, но и трогательного названия и стала называться просто Биеннале молодого искусства) устроена как генератор контента — то есть неведомых еще, но, вероятно, где-то существующих новых художников, которыми надо заполнять разрастающуюся инфраструктуру искусства.

ЦДХ, ср 11 июля — пт 10 августа

 

Стратегический проект

Неокончательный анализ

Сотня молодых: выбор Елены Селиной
Стратегический проект по задумке не особенно отличается от главного, и размером они будут примерно одинаковые — под сотню международных молодых художников в каждом, просто попытка показать все хорошее из того, что удалось найти. «Неокончательный анализ» курирует Елена Селина, которая немало работала с молодежью за время существования своей галереи XL. Тут будут и «опытные» молодые художники (Долгов, Ефремов, группировка «ЗИП»), и совсем неизвестные, а отдельный зал в ГЦСИ должны отвести исключительно под инсталляции — Селина знает в них толк, многие годы она была одним из немногих галеристов, последовательно выставлявших этот не самый простой в коммерческом смысле вид искусства.

ММСИ в Ермолаевском, чт 12 июля — вс 19 августа

 

Специальная программа

Контриллюзии

Художественное освоение ДК ЗИЛ
Эту выставку, первую выставку современного искусства в обновленном пространстве ДК ЗИЛ, делает «Галерея 21», открытая недавно в районе Плющихи четой яппи-энтузиастов. Галерея (и этот конкретный проект) транслирует вкус своего главного куратора — московского заумника Стаса Шурипы, который не оставил еще вредной привычки 90-х годов писать об абстрактном на вид искусстве как о некоей труднопознаваемой ракетостроительной отрасли. В ЗИЛе он покажет своих любимых авторов, работающих в русле неартикулируемого в своей особой асимметричной «странности» формализма, внешне отсылающего к минимализму и арте повера. К нему прежде всего относятся главные молодые звезды выставки — Аня Титова и Саша Сухарева. В этом же наборе — скульптор Саша Повзнер со своими тонкими нон-финитными объектами и Сергей Огурцов, не уступающий куратору в дьявольской способности законцептуализировать до неузнаваемости самые незатейливые вещи.

Культурный центр ЗИЛ, сб 14 июля — вт 31 июля

 

Liquid Life

Альтернативный Красноярск
Отличная возможность, которая предоставляется именно на молодежной биеннале, — познакомиться с разными малоизвестными провинциальными арт-сценами, которые активизируются одна за одной: Воронеж, Краснодар, Новосибирск. В данном случае речь идет о красноярцах, пока это темные лошадки. На выставке обещают разными способами переосмыслять традиционный образ Сибири.

Центр современного искусства «Винзавод», чт 12 июля — вс 12 августа

 

Oculus два

Выпускники петербургского Pro Arte
В Петербурге арт-образование все еще делят на «базу» (это учеба в основательном академическом вузе с крепкой школой) и последующее освоение «стратегий», которое осуществляется как раз в фонде Pro Arte. Эти хитроумные стратегии как бы и должны сделать из обычного художника — художника современного, залакировать ремесленный навык полиролью условной актуальности. Так что в идейном центре работ выпускников (представляющих собой в основном зацикленные на себе инсталляции — за исключением, может быть, работ Семена Мотолянца, участника группы любителей веселого абсурда «Мыло») стоит суровая проблема: а как же к форме приделать содержание?

Агентство. Art Ru, сб 14 июля — вт 7 августа

 

Варвары

Молодые художники занимаются арте повера
Двое молодых кураторов — Ольга Широкоступ и Алексей Корси — собирают студентов и выпускников разных московских арт-школ, от Родченко до новой «Базы» Осмоловского, чтобы сделать на основе восьми разных переводов одного стихотворения греческого поэта Кавафиса. «В ожидании варваров» — рафинированный проект, где смешаются реминисценции на арте повера, к которому сегодня так любят обращаться тонкие молодые художники — ведь именно арте повера позволяет делать работы, с одной стороны, элегантно-западные, но как бы и почвеннические одновременно. Несмотря на то что среди участников много именно видеохудожников (например, главные родченковские звезды из объединения «Вверх!»), подавляющее большинство работ составят объекты. Земля, веточки и палочки, ниточки и хрупкие деревяшки — обещают даже запахи, все это чтобы интерпретировать состояние ожидания нашествия варварской силы, по-разному отраженное в разных переводах одного и того же стихотворения.

Проект «Фабрика», чт 12 июля — чт 2 августа

 

(UN)имация

Движущиеся картинки
Экспериментальная анимация — не совсем мультики и не совсем видеоарт, зазор или щель в мире moving images, где могут нормально существовать самые случайные и обрывочные, недоделанные и никакой необходимостью не оправданные высказывания — в виде эксперимента. Молодые авторы используют разные техники, главная из которых, конечно, из разряда «на коленке» — но мало ли, вдруг среди этого «оживления» удастся обнаружить второго Уилльяма Кентриджа.

ММСИ на Тверском, пт 13 июля — вс 12 августа

 

Параллельная программа

Арт-группа «Непокоренные-17»

Петербурские ценности
Объединение художников с петербургского проспекта Непокоренных — главная городская мануфактура экспортного искусства, в основном живописи, но попадаются и объекты. «Непокоренных» и питерцами-то почти не считают: Ирина Дрозд, Иван Плющ, Илья Гапонов, Татьяна Ахметгалиева и остальные — завсегдатаи московских галерей. Большинство этих художников заканчивали отделение монументальной живописи в Мухинском училище — умения, полученные в «Мухе», они дополнили некоторыми теоретическими знаниями, полученными в питерском институте современного искусства Pro Arte. Так что ремеслом они владеют, круг тем примерно представляют — одна проблема: «петербургской загадочности» в этих немножко кондовых профессионалах нет ни капли.

Ruarts, до сб 14 июля

 

Музей пролетарской культуры. Индустриализация богемы

Арсений Жиляев и футуристический музей революции
Теперь-то Арсения Жиляева можно окончательно перестать называть молодым художником: у него открывается выставочный проект в ГТГ — хотя бы и в несезон. Для нее этот последовательный борец за права творческих работников, один из наиболее стильных социалистов своего времени и эстетизатор труда создает впечатляющий гезамткунстверк, конструируя музей в музее (тут он ориентируется, конечно, на великого Бротарса). В будущем — том будущем, когда революция будет уже свершившимся делом, и свершат ее не кто-нибудь, а креативные работники, которые восстанут наконец против «эксплуатации в потогонных цехах по производству образов», — наше время станет уже объектом музеефикации. В этом музее будущего разместится не галерейное искусство наших дней, а артефакты подлинного народного творчества — граффити со стен «Вконтакте», фотожабы и самострелы в «Инстаграме»: эти артефакты будут соседствовать с произведениями пластического искусства, вроде восставшего пролетария, разбивающего писсуар Дюшана. Именно эта стихия неотчужденной креативности станет, по размашистой мысли Жиляева, творческой базой для грядущего освобождения народа от капиталистических оков — и именно она займет основное место в будущем музее революции.

Третьяковская галерея на Крымском Валу, пт 13 июля — вс 9 сентября

 

Олег Доу

Искусство высоких разрешений
Мастерство ретуши Олег Доу превратил в эффективный художественный метод: доводя до совершенства маски поверхность человеческого лица в программе «Фотошоп», он делает серию за серией куклообразных портретов неких холодных, но, разумеется, прекрасных существ, персонифицирующих собой само слово «глянец». Новая серия «Чужое лицо» почти такая же, как все старые, разве что работы будут под два метра высотой — учитывая, с какими высокими разрешениями работает автор, страшно представить, сколько весит каждый файл, — даже в искусстве фотошопа есть место подвигу, какой труд терпеливо двигать такие гигабайты. Но эта самоотверженность воздалась художнику, его работа украсила упаковку новой версии фотошопа — что в парадигме стремления к цифровому совершенству можно считать прижизненным вознесением на небеса. При этом парадоксально, но кажется, что Доу осознает себя художником трагическим — такие нотки звучат в новом проекте: рядом с лицами безупречных андрогинов, покрытых то чешуей, то бинтами, художник выставляет собственные детские фотографии. Олег, видимо, намекая на некую детскую травму, пририсовывает себе-ребенку клоунский нос и улыбку, как бы разрезающую лицо от уголков губ, — тут, наверное, есть какие-то реминисценции с «Человеком, который смеется», но только вот ясно, что Доу и сам тот еще компрачикос.

Мультимедиа-арт-музей, до вс 12 августа

 

Игорь Старков и Дарья Андреева

Фотопутешествие вглубь России
Молодой и востребованный журнальный фотограф Игорь Старков и его жена Дарья Андреева уже делали не так давно выставку по итогам своего путешествия в Бурятию, теперь вот новая серия занимательной фотоэтнографии и антропологии. Легендарный маршрут с папиросной пачки обернулся путевыми заметками, сделанными глазом, наметанным на то, чтобы выхватить самую соль унылого очарования постсоветского пространства, в котором меланхолически сосуществуют все культурные пласты, от древнейших до новейших: скалы с неолитическими рисунками, гипсовая голова Аполлона в местной художке, традиционная деревянная игрушка и пластиковые стулья в печальном провинциальном кафетерии.

Центр современного искусства «Винзавод», пт 13 июля — чт 2 августа

Ошибка в тексте
Отправить