перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Море внутри

архив

Дикое, если вдуматься, изречение «Москва – порт пяти морей» является чистой правдой. Черное, Каспийское, Азовское, Белое, Балтийское. До каждого из них можно дойти на яхте из Москвы – дорога до Черного займет месяц. Решиться на такое может один яхтсмен из тысячи, но и этот безумный адепт идей Ф.Конюхова имеет все шансы сдуться где-нибудь на полпути: тяжело. Все остальные вполне резонно держатся акватории подмосковных водохранилищ: Клязьминского, Пестовского, Пироговского. Здесь проводятся регаты, здесь открываются яхт-клубы, здесь еще остались незастроенные коттеджами берега – и пока есть где гоняться, швартоваться и выпивать, здесь будут ходить на яхтах.

Дарья Варденбург выяснила, где и как нормальному человеку превратиться в яхтсмена, а нежелающим превращаться – праздно проводить время на яхтах в качестве пассажиров.

 В начале июня яхта, на которую я напросилась матросом, участвовала в регате на Пестовском водохранилище. Нас было трое: капитан Иваныч, старпом Андрей и я. Для меня это была первая гонка в жизни. Я начала пить водку в восемь утра, посадила яхту на мель, ночью мою кровь сосали жирные пестовские комарихи. Яхта заняла третье место, и это с парусами, которые не меняли 4 года (положено раз в год), с перетертыми шкотами и слабыми стопорами – я считаю, отличный результат. Экипаж награжден графином.

Боюсь, что при слове «яхты» в голове у нормального, то есть далекого от шкотов и стопоров человека всплывает совсем другая картина: солнечное море, белоснежная яхта, белоснежные штаны яхтсмена, смуглое тело подруги яхтсмена, мартини в бокалах – все очень дорого и красиво. Не то чтобы такого под Москвой не водилось – за исключением моря. Есть тут и яхтсмены в белых штанах, и загорелые подруги с мартини, и яхты за сотни тысяч долларов. Но рассказывать о том, где можно купить катер за 300 тысяч или посмотреть на яхту Черномырдина, – занятие бессмысленное. Во-первых, придется рассказать, откуда взять лишние 300 тысяч, а я совершенно не представляю, откуда их берут. Во-вторых, на кой вам сдалась яхта Черномырдина. В-третьих, дорогие московские яхты – сплошь моторные: они проще в управлении и быстроходнее, но не так благородны, как парусные.

Яхта – бронзовый призер гонок на Пестовском – была сделана 20 лет назад. Это типичный представитель московского парусного флота: немолодая яхта требует денег, но денег нет, и матросы во главе с немолодым же капитаном всю весну шкурят, чистят и красят, пытаясь хоть как-то привести посудину в порядок. Новые парусные яхты редкость: люди с деньгами чаще берут скоростные катера, чтобы кататься по выходным, – им неинтересно возиться с парусами. Ночью на Пестовском, напротив пришвартованных у берега парусных яхт гонщиков, стояли несколько таких катеров – их хозяева включили громкую музыку и устроили красивый фейерверк, и собравшиеся на нашей яхте, убивая на себе комарих, пили водку и глазели на взлетающие в небо огни.

Что касается нашего экипажа: мы представляем практически все типы московских яхтсменов. Иваныч – из стариков: он ходил на Онегу, Ладогу и Волгу, когда меня и на свете еще не было, он знает яхту как облупленную, он не признает GPS («Зачем мне это, я на Онегу 20 лет ходил, каждый камень помню») и у него мало денег. Чтобы получить парус, капитан отдает яхту чужой команде. Старпом Андрей – из студенческого парусного спорта: выпускник МАИ, два года занимался в парусной секции – шкурил, красил, гонялся, ходил с Иванычем на Онежскую регату. Десять дней перегон из Москвы, десять дней регата, десять дней обратный перегон. «Я когда домой вернулся, вообще не мог понять, зачем человеку горячая вода, зачем кровать, – так мало на самом деле нужно». Если ему не надоест и работа не заберет все свободное время, он будет ходить и дальше, года через три заработает на подержанную лодку, а через десять, может, и новую возьмет. Меня можно отнести к недавно появившемуся типу, который больше ходит на арендованных лодках по чужим морям – в отпуск. Собственно, первый раз я на яхту попала в Турции: сначала в учебное плавание с Московской яхтенной школой, потом с друзьями – брали яхту напрокат на майские праздники. Обычно подобные люди старше меня, больше заняты и лучше обеспечены – и ходить на 20-летней лодке с трепаными парусами в гонку на Пестовском им вряд ли захочется. Скорее они уедут в очередной раз на Средиземное или купят себе новый парусник и поставят его в дорогом яхт-клубе на стоянку за 3 тысячи долларов в год.

Тут возникает законный вопрос: сколько вообще денег нужно, чтобы начать заниматься яхтингом. Вариант первый: ноль рублей. Приходите в выходной солнечный день в не слишком закрытый и не слишком жирный яхт-клуб – в «Спартак», например, или в «Ореховую бухту» – и обходите все лодки подряд: не нужен ли матрос? Кому-нибудь обязательно нужен. Но вы рискуете: вас будут нещадно эксплуатировать (мне как-то раз пообещали карьеру «раба со шваброй»), а капитан может оказаться маразматиком, идиотом, алкоголиком и тунеядцем. Почувствовали неладное – идите искать дальше. Время, конечно, потеряете. Если у вас есть знакомые яхтсмены – не обязательно капитан, пусть матрос, у которого есть место на чьей-нибудь яхте, – уже проще. По знакомству возьмут – хоть запасным. Вариант второй: шестьсот долларов на первое время, далее сумма растет до бесконечности. Шестьсот стоит практический курс рулевого в Московской яхтенной школе (тренировки на Клязьминском водохранилище). Курс, прямо скажем, стремительный: шесть дней, тренировки по пять часов, но если время дороже денег – сгодится. Правда, после курса вам захочется ходить еще – и тут надо опять-таки устраиваться куда-то матросом (см. первый вариант) или идти в отпуск и арендовать яхту в Турции, Хорватии, Греции, а то и покупать собственную лодку. Яхта класса микро (то есть такая, где в салоне помещается два с половиной яхтсмена) обойдется в среднем в 7 тысяч евро, подержанную можно взять в два раза дешевле.

Понятно, что далеко не каждому по вкусу драить палубу и чистить якорь, по десять раз поднимать и опускать спинакер на тренировках и тратить все заработанные деньги на содержание яхты. Большинство людей совершенно справедливо интересует простой, ни к чему не обязывающий отдых на воде: солнце, ящик вина, мангал с шампурами и яхта в аренду с капитаном – вы пьете, капитан вас катает. О яхт-клубах, в которых сдаются катера и парусники с командой, написано рядом, но имейте в виду: человек, хоть раз ходивший матросом, уже не сможет спокойно усидеть на парусной яхте среди пассажиров – станет клянчить шкот, как годовалый младенец, и цепляться за румпель. Назад пути нет. Лучше даже и не связываться с этим яхтингом.

Ошибка в тексте
Отправить