перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Срочное фото

архив

В конце 50-х в Риме появилось новое развлечение – фотоохота на кинозвезд. За кадры, сделанные тайком, людей с фотокамерами били и отдавали под суд; в 1960 году Феллини подарил им бессмертие, придумав для «Сладкой жизни» персонажа по фамилии Папараццо. 40 лет спустя теоретик современного искусства Акилле Бонито Олива собрал старые фотографии римских папарацци и устроил выставку «A Flash of Art». Накануне открытия экспозиции в Москве Елена Егерева поговорила с папарацци Велио Чони.

– Папарацци, в привычном понимании, – циничный пройдоха, бессовестный человек. Вы таким были?

– Если кто-то полагает, что папарацци лишены гордости и достоинства, я просто уверен, – этому человеку есть что скрывать. Вот он и не любит фотографов: папарацци рассеивают тьму, срывают маски. Буржуазия нам пытается внушить: все о’кей, все превосходно, все замечательно работает. Но это же не так! Чем плох папарацци, атакующий буржуазию, политиков? Вспомните хотя бы Уотергейт и Никсона.

Вот, скажем, папарацци дежурит перед окнами Одри Хепберн и ждет, когда она выглянет оттуда голышом. В этом случае он какую тьму рассеивает?

– Вы, конечно, правы – иногда репортеры вели себя недостойно. Но с другой стороны, если актрисы действительно не хотели появляться в журналах в таком виде, могли бы держать окна закрытыми! И еще скажу вам: актеры и актрисы были не то чтобы сильно против подобных съемок – хотя вели себя ровным счетом наоборот. Их пресс-агенты даже сообщали фотографам о некоторых ситуациях. Однажды мне позвонил агент Катерины Казелли. Говорит: Катерина сейчас в таком-то ресторане обедает с Робером Оссейном. Я их снял, но они меня засекли. Я выбежал из ресторана, залез в машину, сижу. Выбегает официант: фотографа случайно не видели? Нет, говорю, никого не видел.

– Почему вы стали папарацци?

– В то время это было частью работы фотографа. Если ты хотел расти как профессионал, тебе нужно было и такие фотографии приносить. Потом, читателям все это страшно нравилось – редакторы нас и толкали. Только я недолго был папарацци. Понимаете, актерам не очень нравилось, что мы делали, а мне не хотелось никому досаждать. К примеру, я фотографировал Дженнифер Джонс – вам что-нибудь говорит это имя? Это актриса. Она садилась в поезд – ехала во Флоренцию. Я пробрался в поезд, щелкнул камерой – и быстро спрыгнул. Скандала не было, но она расстроилась не на шутку.

– А вообще вам нравилась эта работа?

– Не особенно. Стоишь часами перед окнами и ждешь, когда кто-то появится; скучно, к тому же столько неудобств – прятаться надо. Правда, иногда было занятно. Один раз меня послали в горы, в Норвегию – снимать любовницу Уго Тоньяцци, знаете, это такой актер, что-то типа Альберто Сорди. Они встречались время от времени, и у этой девушки от Тоньяцци был сын – или дочь, уже не помню. Настоящий скандал. Вот такая работа – да, стимулировала. Но я, кстати, не только был папарацци, я работал для американских журналов – для Time и Life. Я ездил с президентом Италии Леоне в Китай. Потом снимал папу Пия XII. Этого папу, кстати, тайно как-то сфотографировал его личный врач – он, конечно, пошел против всех правил.

– А у вас лично были такие случаи, о которых вы сейчас жалеете?

– Может быть, об одном эпизоде: в нем, надо сказать, тоже замешан Пий XII. В его окружении была одна монахиня, из его личной прислуги. И папе не нравилось, когда их вместе фотографировали во время некоторых моментов; ничего особенного я не имею в виду, просто когда они были вдвоем. Если бы папа тогда понял, кто это их снимал, в Ватикан меня точно уже никогда бы не пустили.

– А кого вы еще снимали?

– Аву Гарднер, Чарли Чаплина, Пьетро Джерми, Ричарда Бартона, Мауро Болоньини, Дино де Лаурентиса, конечно, Софи Лорен. Федерико Феллини тоже, с ним я работал над фильмами «Интервью» и «Голос Луны».

– Прообразом Папараццо из «Сладкой жизни» был ваш коллега, фотограф Тацио Секьяроли. Как Феллини его нашел?

– Феллини, когда готовился к съемкам, собрал почти всех светских фоторепортеров. Я тогда работал в том же агентстве, что и Секьяроли, в Roma Press Photo. Феллини выбрал кадры, связанные с самыми громкими сплетнями: многие сцены из фильма основаны на реальных снимках. К примеру, эпизод со стриптизершей – абсолютно реальная история. Турецкая актриса Айки Нана работала стриптизершей в ресторане «Ругантино», смотреть на нее приходило очень много, так скажем, известных личностей. Я не помню, что Феллини использовал из моих фотографий, но сцены в борделе – точно мои. Бордели были страшно популярной темой.

– Если бы вы работали папарацци в 2003 году – кого бы снимали?

– Точно не актрис: их личная жизнь уже никому не интересна. Вот Джордж Буш – другое дело. Мог быть выйти скандал. Для меня самый впечатляющий кадр последних лет – папа купается в бассейне. Это так необычно. Снимок продали за миллион лир!

– Между сегодняшними папарацци и вами есть отличия?

– Да нет. Вот только у них оборудование лучше, а нам приходилось все самим выдумывать. Я лично изобрел несколько приспособлений. Прятал камеру под рубашку, управлял ею с помощью специального шнура, а объектив выглядывал сквозь дырку в галстуке.

Ошибка в тексте
Отправить