перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Ответы. Валентин Иванов, футбольный арбитр

архив

Единственный российский судья, обслуживающий матчи самого высокого уровня. Во время матча 1/8 финала чемпионата мира по футболу между Португалией и Нидерландами стал одним из самых ярких участников мирового первенства, показав 16 желтых карточек и удалив с поля четверых игроков.

— Вы за какую-нибудь футбольную команду болеете?

— Нет, я лично не болею ни за какую команду. Я болею за то, чтобы у меня все получалось нормально. И на самом деле это для команд — самое лучшее: если у меня все нормально, то и претензий к судейству никаких нет. Так что лучше за себя болеть.

— А судьям можно дружить с футболистами или, например, с тренерами? Сами с кем-нибудь дружите?

— Ну конечно, у меня много — не друзей, а так — знакомых: я давно сужу, меня все знают, я всех знаю. Но в полном понимании этого слова их не назовешь моими друзьями — просто люди, которые занимаются той же профессией, что и я. Да, мы давно знаем друг друга, но как это — ты что, будешь выходить и помогать кому-то? Ты же тогда делаешь другим плохо.

— Вы к матчам готовитесь? Ведь многие футболисты часто симулируют — изучаете статистику, чтобы лучше видеть игру?

— Нашего чемпионата футболистов я и так хорошо знаю, хотя они и меняются часто: сейчас иностранцев сколько приезжает — далеко не всех знаешь в начале сезона. Ну и европейцев это в той же степени касается — я ведь смотрю все матчи Лиги чемпионов, так что имею представление о большинстве игроков и клубов. А что касается тех, кто падает, — ну да, бывают такие игроки. Но здесь судье, с моей точки зрения, надо абстрагироваться и уже по факту принимать решения. Чтобы как раз не случилось так, что кто-то упал, по делу упал, а ты в голове будешь крутить, что он симулянт, — и не дашь ничего.

— А у вас так было, что приняли какое-то решение, а потом момент пересмотрели — и поняли, что ошиблись?

— Ну бывали, конечно, ошибки — они у всех бывают — это, к сожалению, тоже часть работы. Без ошибок-то никто не работает вообще. Все ведь зависит от ситуации на поле — к счастью, это не так часто случается, но бывает неудачная позиция, когда момент плохо видишь. И здесь так: останавливаешь ты игру или нет — это в любом случае принятое решение. Бывает, конечно, что ты не до конца уверен, — и это самое неприятное в нашей профессии: должен-то ты все видеть. Ну а когда потом обсуждают решение, всегда часть говорит — да, правильно, другая часть — нет. Всегда так, это нормально.

— Наверное, неприятно, что часто после матчей оказывается, что судья крайний?

— Критикуют-то не только судей, критикуют команды, руководство. Тренеров снимают с работы, игроков продают ненужных, судей тоже снимают — жизнь такая. Такое дело, нервное.

— Видели сайты valentinivanov.com и ivanovvalentin.com, которые ваши противники и защитники создали после матча Португалия — Нидерланды?

— Нет, не видел — только журналисты знакомые рассказывали. Ну голландцев — этих можно, конечно, понять: команда-то их вылетела, обидно им.

— Вам по возрасту со следующего года уже международные матчи судить нельзя будет — что думаете о будущем? Политикой заняться не собираетесь?

— Да я сейчас решаю другой вопрос — продолжать карьеру или нет. То есть даже не решаю — здесь как пойдет, будет ли здоровье позволять, будет ли всех устраивать моя работа. Футбол, по сути дела, — это все, что я знаю, чем занимаюсь всю свою жизнь. Поэтому для меня было бы лучше продолжать заниматься футболом — может быть, уже в другом качестве. Я, конечно, могу сказать: пойду-ка я в политику — только что-то я смутно вообще представляю, что это такое.

— Ну а как судья чему бы вы сейчас дали красную карточку? Что в нашей жизни, в нашей стране вам не нравится?

— Ой, елки-палки, это уже серьезный вопрос, так сразу и не ответишь. Нет, ну я, конечно, мог бы порассуждать на эту тему, мне есть здесь что сказать. Раскритиковать-то все можно. Но тут надо все обдуманно говорить — это же люди читать будут. Так что, пожалуй, сейчас не стану отвечать на этот вопрос.

Ошибка в тексте
Отправить